Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Накрылся ВАЗом


Накрылся ВАЗом

Авторынок Перми ждет уход иностранных производителей и смена собственников.

В прошлом году продажи легковых автомобилей в Прикамье упали на 13,5%. В этом году спад продолжается – только в январе было зафиксировано падение рынка почти на четверть. Всего же за три месяца 2015 года пермский авторынок показал спад на 49%. Такое падение для российского авторынка беспрецедентно – столько же спад составил в пик кризиса в 2009 году.

В декабре, по оценкам дилеров, рынок держался за счет распродаж «старых запасов» – автомобилей 2014 года, купленных еще по старым ценам в рублях. На январь 2015 года таких автомобилей практически не осталось, поэтому многим продавцам пришлось увеличить отпускную цену автомобилей и потерять немногих оставшихся клиентов.

– Сейчас все переживают последствия безумного декабря, для автосалонов он стал месяцем очищения складов, когда люди массово скупали все комплектации автомобилей с огромными суммами дополнительного оборудования, одним словом покупали на условиях автосалона, пытаясь спасти свои рубли, – говорит Динара Шойхет, руководитель отдела кредитования и страхования «Сильвер Моторс». – Сейчас мы видим рынок, который перенасытился в связи с продажей остатков в декабре, спад визитов клиентов не только за новым автомобилем, но и спад посещения сервиса, уменьшение доли продажи машин в кредит в связи с увеличением процентной ставки.

Причин падения рынка сразу три. Первая – рост курса доллара, повлекший за собой резкое удорожание автомобилей. За 2014 год, по данным Пермьстата, цены на российские автомобили и подержанные иномарки выросли на 10%; на новые иномарки, собранные на российских заводах, – на 13,5%, на полностью иностранные автомобили – на 25,62%. Рост цен продолжился и в январе – 6,3%, 7,4% и 11% соответственно.

В феврале и марте на 9% подорожали автомобили Mercedes–Benz – в третий раз с начала года. Porsсhe подросли в цене на 9% – а в январе было повышение до 4%. Цены на Jeep и вовсе взлетели на 35–47%, самый доступный Jeep Grand Cherokee подорожал на миллион — до 3,2 млн рублей. Lexus добавил 10%, как и у Volkswagen. В конце зимы–начале весны вновь дорожали Toyota, Chrysler, Acura, Infiniti и Honda. Еще в январе повысились ценники на УАЗ Patriot, теперь его флагман в топовой комплектации стоит почти мил­лион. О повышении цен заявил и «Автоваз».

Второй причиной стала недоступность автокредитов для населения после поднятия Центробанком России ключевой ставки. Сильнее всего потеряли в продажах иномарки среднего класса, которые как раз приобретались на кредитные средства. По данным агентства «Автостат», в январе в Пермском крае Chevrolet потерял 80,9%, Citroen – 73,1%, Audi – 70,8%. В районе 70% – сокращение продаж у Opel, Geely и Subaru. Opel при этом продолжает терять продажи рекордными темпами – в феврале он недосчитался уже 91,1%.

Потери российских производителей и производителей машин премиум–класса не столь катастрофичны – Lexus снизил продажи в Прикамье всего на 12,2%, Mercedes–Benz остался при своих, а BMW, Porsche и Jeep и вовсе показали рост. УАЗ практически сохранил свои позиции, набрав 5,3% дополнительных продаж, а ВАЗ на пермском рынке потерял 39,7%. Несмотря на спад продаж, автомобили ВАЗ остаются самыми продаваемыми в Пермском крае. В прошлом году в целом по России было продано 387,3 тысяч автомобилей Lada различных конфигураций – на 11%. Из неожиданных лидеров пермского рынка – Hyundai, увеличивший свои продажи на 69,6%.

Надо сказать, что кредитный кризис на авторынке начался еще летом 2014 года. По данным «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», в прошлом году доля автокредитов от общего числа проданных автомобилей достигла максимально низкого уровня за последние 4 года. С января по октябрь 2014 года банки выдали автокредитов на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При текущих ставках и стоимости автомобилей доля автокредитов продолжит снижаться, и уже в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30–35%.

Третья причина падения продаж – рост стоимости страхования, заставивший отказаться от покупки автомобиля даже тех, кто планировал приобрести недорогую отечественную машину. В октябре 2014 года базовый тариф на ОСАГО, по данным представителя «Росгосстраха», увеличился с 1980 до 2574 рублей. Стоимость полисов ОСАГО вновь будет увеличена с 12 апреля – сейчас ее увеличение предсказывают на 40–60% в зависимости от региона.

НЕ СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Цены на рынке автомобилей будут только расти – уверены дилеры. А потому никакого роста продаж ждать не приходится, по крайней мере, до середины 2016 года. С связи с ростом цен на новые автомобили многие начнут покупать подержанные иномарки – то есть и на «вторичном» авторынке начнется сравнимый с первичным рост цен.

2015 год может стать банкротным для целого ряда дилерских сетей – сменить собственников могут около четверти салонов. В Перми процесс передела авторынка уже начался – один из крупнейших региональных автодилеров, работающий в Пермском крае - автохолдинг «Экс Авто» - перестал продавать Ford, Nissan и Datsun и выставил на продажу семь помещений дилерских цент­ров на общую сумму более 500 млн рублей. ЗАО «СТАЛЕПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании компании банкротом. Напомним, «Экс Авто» работает на рынке Перми более 15 лет и считается одним из крупнейших автохолдингов в городе.

О своем полном уходе с российского рынка заявил и ряд производителей – например, General Motors. Пермские дилеры сейчас распродают остатки автомобилей этого концерна марок Opel и Chevrolet, новых поставок этих машин не ожидают. Концерн при этом намеревается продолжать производство и продажу в РФ автомобилей премиум–класса Cadillac и Chevrolet–Corvette, Camaro и Tahoe. Кроме того, General Motors отказывается от инвестиций в строительство нового завода в Тольятти по производству Chevrolet–Niva второго поколения. Напомним, что сов­местное предприятие GM–Avtovaz уже вложило в проект около 2 млрд рублей и закупило для производственного комплекса оборудование.

До конца июня будет законсервирован завод Opel в Санкт–Петербурге, на калининградском «Автоторе» сборка была закончена в феврале.

SsangYong также объявил о прекращении поставок машин в Россию из–за ослабления рубля. В компании уверили, что марка не уходит из России и продолжит собирать две модели на заводе во Владивостоке. Участники рынка и эксперты предрекают аналогичную судьбу и французским маркам — Peugeot и Citroёn, которые просели в феврале в 6 раз. Honda решила частично закрыть российские продажи, убрав с рынка две наименее популярные модели — Civic и Accord.

Уход с рынка нескольких иностранных моделей, на первый взгляд, освободил нишу для «АвтоВАЗа» с его различными комплектациями Lada. Однако и здесь дилеры говорят о серьезной зависимости от курса доллара и ОСАГО.

– В целом наблюдается дефицит автомобилей, их нет на складах. Завод–производитель объясняет этот факт тем, что он сейчас испытывает нехватку комплектующих, – говорит директор офи­циального дилера Lada в Перми компании «Форвард–Авто» Рустам Бахтияров. – Рост евро и доллара привел к тому, что многие поставщики «Авто­ВАЗа» обанкротились. Это и стало причиной дефицита комплектующих.

СПАСТИ РЫНОК

Переломить ситуацию может только внешняя поддержка – уверены дилеры. А вот производители считают, что российскому автомобильному рынку нужно изменение самой структуры продаж, иначе спад будет продолжаться. Так, российскому рынку сейчас стоит уйти из сегмента автомобилей среднего класса к двум противоположным областям – продажам премиум–автомобилей и продажам автомобилей эконом–сектора. Также офи­циальным дилерам стоит обратить свой взор на «вторичный» рынок: пока в России через представительские центры реализуется лишь 4–6% машин, выставленных на повторную продажу. Кроме того, стоит увеличивать сервисные услуги – на рынке Европы и США они могут составлять до 60% доходов дилерских центров.

Сильно зависит жизнеспособность дилерских сетей и от позиции государства. Без эффективной поддержки автопрома правительством бизнес–методы не сработают. Все дилеры говорят о необходимости продления программ утилизации и льготного кредитования. В конце января правительство уже выделило порядка 10 млрд руб. на стимуляцию спроса по программе утилизации. Это позволит продать в течение трех месяцев около 170 000 машин – однако такие вливания нужны ежеквартально.

– Что касается поддержки государства, правительством уже было принято решение о продлении программы утилизации с 2015 года. С 1 апреля произойдет возобновление программы льготного автокредитования. Обе программы должны подстегнуть спрос на автомобили и не дать рынку просесть еще больше, чем сейчас, – рассказал председатель правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Валерий Макаев.

Планируется, что покупатели новых машин стоимостью до 700 тыс. рублей смогут воспользоваться автокредитом с компенсацией 70% от ключевой ставки. По оценкам Минпромторга РФ, этот шаг позволит снизить темпы падения авторынка в этом году до 24%.

– Естественно, это не предполагает стимулирования покупки авто дорогого сегмента. У нас уже есть опыт по поддержке спроса, — говорит глава Минпромторга Денис Мантуров.

Исходя из размера ограничения по максимальной цене автомобиля для субсидирования автокредита, можно предположить, что основной объем поддержки будет направлен на продукцию «АвтоВАЗа» и «УАЗа». И лишь малая ее часть пойдет на иномарки, собираемые в нашей стране. Кроме того, льготное кредитование должно принести дополнительные доходы в российский бюджет до 27 млрд рублей.

Анна Петрова

Фото Сергея Копышко


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

С праздником земляков поздравляет Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

Меры поддержки должны быть распространены на всех представителей малого и среднего бизнеса 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них