Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Поющие пути


Поющие пути

Трамваи в России появились не так давно – их история насчитывает чуть больше ста лет...

Однако потребность городов в общественном транспорте появилась куда раньше – и предшественниками современных трамваев стали конки–вагоны, которые по рельсам тащили лошади. Конки появились в США в 1830–х годах, а спустя полвека в России ученый Фёдор Пироцкий изобрел прототип современного электротрамвая – он испытывал принцип передачи электроэнергии по рельсам и впервые «двинул вагон», как тогда называлось, еще в 1880 году, по железнодорожным путям в Сестрорецке. Однако официально основателем этого вида общественного транспорта считается Вернер фон Сименс – именно его компания пустила первый трамвай в России: это произошло в Киеве в 1892 году, через четыре года первые вагоны пошли в Нижнем Новгороде.

ЗАДУМАНО – ВОПЛОЩЕНО

Пермь припозднилась: трамвай горожане дождалась только в ноябре 1929 года. Кстати, этот период не случайно называют «трамвайным бумом» – скоростной электротранспорт стремительно захватывает городские территории Европы. Но планы по созданию в Перми трамвайных путей появились куда раньше – как первый маршрут из Перми в Мотовилиху (тогда два отдельных города), так и последую­щие, были задуманы еще в 1908 году Пермской городской Думой! В архивах хранится подробный проект проработки трассы линий, строительства депо и подстанций. К 1916 году были готовы здание трамвайного парка, мост через речку Иву в Мотовилихе, куда предполагалось проложить первую линию, заказаны были 20 трамвайных вагонов. Дальнейшему строительству помешали первая мировая война и революция.

В 1929 году трамвайная линия из Мотовилихи через Разгуляй шла по улице Ленина до перекрестка с ул. Красноуфимской (ныне Куйбышева). В Мотовилихе, на Красной площади, соорудили трамвайное кольцо, которое существует и поныне (остановка «Сад им. Свердлова»). По линии пошли вагоны с прицепами и открытыми площадками. Говорят, что вагон с бортовым номером 1 работал вплоть до 1955 года. Через год линию от Красноуфимской улицы продлили до вокзала Пермь II – также в полном соответствии с дореволюционным планом. Сейчас этот маршрут от Перми II до сада им. Свердлова – хорошо знакомая пермякам «четверка».

В 1930 году вступила в строй линия по улице Карла Маркса – пересекающая первую линию. Маршрут №2 начинался от Камы и шел до парка имени Горького. В те же годы его продлили и по Сибирскому тракту довели до завода №19 (позже завод имени Сталина, ныне «Пермские моторы»). А также удлинили от начала улицы Карла Маркса до вокзала Пермь I. Тогда же в районе Перми II сделали ответвление от первой линии, и трамваи в обход железнодорожной станции пошли в промзону в районе Заимки – по улице Дзержинского, затем через тоннель под железной дорогой в район шпалозавода (комбинат «Красный Октябрь»). Здесь позднее, в 1949 году, открыли депо «Красный Октябрь».

ТРАМВАЙ–ТРУДЯГА

В военные годы городской трамвай трудился в полную силу: он связывал поселок завода им. Сталина с центром. Рельсы доходили до завода им. Калинина (ныне «Инкар»). Движение по этой линии открыли в феврале 1941 года. Количество предприятий, эвакуированных в Пермь и обслуживавших их людей, тогда резко увеличилось. Ежедневно вагонами пользовались до 180 тысяч человек. Причем трамвай часто использовали для грузовых перевозок , были специально построены новые подъездные линии к заводам, тупики для разгрузки вагонов. Трамвайные вагоны использовали для перевозки раненых от вокзалов к госпиталям.

В послевоенные годы для обслуживания разросшегося трамвайного парка построили депо номер 2 – «Балатово»

Только в 1959 году трамвайное движение было перенесено с узкого Егошихинского моста на Северную дамбу.

В шестидесятые годы развитие трамвая в Перми продолжилось после «бума» конца 1950 годов; в 1965 году была построена важная линия по улице Крупской и бульвару Гагарина до улицы Ушинского

Город, расположенный на двух берегах реки Камы, долгое время мечтал об использовании водной преграды для связи, а не для разъединения.

В 1967 году ударными темпами был построен коммунальный мост через Каму; на нем предусмотрительно проложили трамвайные пути. И в декабре 1970 года трамваи пошли на правый берег Камы. 13–й маршрут пролегал по новому шоссе, по бокам шли болота и леса. Неудивительно, что трамвай ходил полупустым, да и использовался только в теплое время года. Объяснил такую «нерентабельность» Борис Всеволодович Коноплев, в те времена председатель облисполкома, то есть хозяйственный руководитель города: он признался впоследствии, что это он придумал проложить трамвайные рельсы по мосту с целью… обхитрить плановую экономику. Пермь тогда еще не была миллионником, а с таким статусом городу был положен лишь двухполосный мост. Однако город развивается, ему нужны дороги. Тогда руководитель региона предлагает проложить по мосту трамвайные рельсы. И потом, когда «за нерентабельностью» рельсы уберут, – пермяки получат нормальный четырехполосный мост…

Кстати, в перспективах Горэлектротранса есть план соединить конечную остановку 3–го трамвая «Красный Октябрь» с Закамском через Красавинский мост.

ТРАМВАЙ–ЖЕЛАНИЕ

Последние десятилетия количество трамвайных маршрутов в Перми практически не изменялось, сейчас их 10, и они надежно связывают все районы левобережной части города. Протяженность трамвайных путей равна 110 км, и ежедневно на линии выходят 120 вагонов. Трамваями пользуются тысячи пассажиров, в год их количество составляет около 40 миллионов, на трамвайные перевозки приходится примерно треть всего пассажиропотока. Кроме обычных пассажирских трамваев функционируют специальные: служебные, грузовые, вышки, снегоочистительные, учебные, сварочные, рельсошлифовальные.

Трамваю приходится конкурировать с автобусными и троллейбусными маршрутами, однако сказать, что их звонкая трель спета, еще рано. Скорее всего, трамваи будут использоваться и дальше: как можно это по–прежнему наблюдать в крупных городах Европы, Латинской Америки. Вероятно, со временем он станет бесшумным и скоростным.

Конечно, историю пермского трамвая, отметившего в 2014 году свое 85–летие, иногда омрачают дорожные происшествия, например, 2 июня 2012 года у трамвая, следующего по маршруту №8, произошла поломка в тормозной системе. Во время аварийной поездки трамвай потерял управление, выехал на перекресток улиц Ленина и Борчанинова, после чего столкнулся с автомобилем Nissan. В результате ДТП пострадали 8 человек и несколько транспортных средств.

В последнее время обыкновенный пермский трамвай постепенно превращается в полноценный арт– объект.

Истории трамвая будет посвящена экспозиция музея электротранспорта. Главный экспонат – ретро–трамвай модели КТМ–1 уже доступен для всех желающих. Он располагается по адресу: ­ ул. Уральская, 108а.

Во время городских фестивалей можно наблюдать звучащий трамвай – в грузовом прицепе можно, оказывается, без труда разместить духовой оркестр, так и было на «Белых ночах», когда по городу в открытой платформе разъезжали исполнители классических и джазовых мелодий. Играют в трамваях и скрипачи, и гитаристы, и барабанщики, и саксофонисты, и трубачи. Иногда – официально, в рамках культурных проектов.

Летом 2015 года в Перми открыли Romantic Tram Cafe: в трамвае, который ходит от остановки «Пермь II» по определенному расписанию, можно выпить кофе и угоститься десертами, наблюдая за городскими пейзажами за окном.

Во время недавнего поэтического фестиваля «Компрос» открыли и «Литературный трамвай»: поэты – участники фестиваля читали пассажирам свои стихи… В 20 трамвайных вагонах работает WI–FI – в маршрутах №11 и №5.

Однажды пермский трамвай даже стал полноправным участником и чуть ли не главным героем художественного фильма. По замыслу режиссера Сергея Гурьянова, автора фильма «Взбунтуйте город, граф!», лжетеррорист (в этой роли – выдающийся пермский комик Валерий Серегин) угонял «за границу» ни что иное, как трамвай 7–го маршрута…

Вера Панина

Строительство первой линии трамвая

Фото: из архива Пермгорэлектротранс, www.Etoretro.ru


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».