Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Запасной вариант для ПД–14


Запасной вариант для ПД–14

Крупный заказ на самолет с пермскими двигателями сделали военные.

Как сообщило Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ПАО «ВАСО»), на днях в рамках исполнения контракта Минобороны России был передан самолет Ил–96–400 специальной комплектации. Воздушное судно построено в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались, в том числе, разработкой систем связи и интерьера салона.

Ну и, естественно, в число поставщиков входят «ОДК–Пермские моторы», поскольку Ил–96–400 является глубокой модернизацией Ил–96–300 и оснащается четырьмя двигателями ПС–90А–1. Это значит, что со временем на новые заправщики могут встать и двигатели ПД–14, у которых, в отличие от МС–21, на крыльях возрожденного Ил–96 конкурентов не будет.

Хотя вообще–то этот самолет уже похоронили. Еще в 2009 году министр промышленности и торговли России Виктор Христенко принял решение снять с производства пассажирский Ил–96–300, поскольку лайнер якобы не мог конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолетами компаний Boeing и Airbus. 30 марта 2014 года Ил–96–300 совершил последний рейс под флагом «Аэрофлота», а с апреля перевозчик вывел из эксплуатации все находящиеся на балансе самолеты этой модели, на которых можно было еще летать и летать. Всего было произведено 28 Ил–96 с пермскими двигателями, четыре из них оборудованы для полетов Президента России. Кроме того, на службе в президентском авиаотряде находятся еще четыре стандартных самолета. Три лайнера Ил–96–300 приобрела национальная авиакомпания Кубы, они до сих пор эксплуатируются.

От этой печальной истории до сих пор обливаются кровью сердца всех, кто неравнодушен к отечественному авиастроению. Почему Ил–96, коммерческая эксплуатация которого началась в 1993 году, не пошел в широкую серию – рассказывать можно долго. В штаб–квартире «Боинга», наверное, сутки пили за здоровье российского правительства, когда сразу после начала производства Ил–96–300 для «Аэрофлота» «вдруг» была отменена таможенная пошлина с ввозимых в Россию иностранных самолетов. Причем не всех, а вместимостью более 300 человек. Отечественное авиастроение получило тяжелейший нокдаун, и в итоге уже к началу «нулевых» российское небо заполнили подержанные западные самолеты, среди которых изредка мелькал тоже на 70% западный «Суперджет».

Между тем Ил–96 — продолжение и дальнейшее развитие Ил–86, первого ­отечественного аэробуса. За его создание ОКБ Ильюшина в свое время получило Государственную премию. И самолет был вполне хорош, как, впрочем, все пассажирские самолеты ОКБ Ильюшина. И надежен, о чем говорит тот факт, что за все время эксплуатации Ил–86 и Ил–96 в авариях и катастрофах (которых было немного) не погиб ни один пассажир. Разумеется, то же самое можно сказать и о пермском двигателе ПС–90, который до сих пор еще никого не убил.

Несмотря на очевидный крах, «ильюшинцы» не сдались и еще в конце 90–х спроектировали и построили новый самолет: Ил–96–400. Этот самолет может вместить уже не 300, а 435 пассажиров за счет удлиненного фюзеляжа и более мощных двигателей. Собственно, думать много не пришлось, потому что изначально проектировавшийся Ил–96 и был больше, но главному конструктору Новожилову пришлось уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажироемкость самолета, чтобы приспособить его к нашему ПС–90. Первоначально–то планировался кузнецовский НК–56, но от него пришлось отказаться из–за загруженности куйбышевского завода военными заказами. Да уж, кто бы знал, как оно обернется…

Так или иначе, теперь судьба пермских двигателей и воронежских самолетов сплелась неразрывно, потому что других двигателей в России все равно нет. Но проект Ил–96–400 это бы не спасло, если бы на его базе не разработали транспортный Ил–96–400Т. Точнее, Ил–96–400ТЗ, топливозаправщик, которым заинтересовалось российское Минобороны.

До сих пор на вооружении ВКС России стоит топливозаправщик Ил–78М, который по сути своей детище Ил–76. Он способен перевезти 40 тонн топлива на 3000 км. Что вполне хороший показатель, поэтому модернизированный Ил–78М–90 использует не только Россия, но и Индия, и Пакистан, и Китай. Однако Ил–96–400ТЗ способен перевезти уже 65 тонн на 3500 км. Как говорится, почувствуйте разницу. Плюс новая авионика, композиты и т. д.

Министр обороны Сергей Шойгу уже озвучил планы в течение 10 лет заменить Ил–78М на Ил–96–400ТЗ. В настоящий момент Минобороны нацелилось на 30 топливозаправщиков. Есть немалая вероятность, что новой машиной заинтересуются в других армиях. Например, в индийской. Значительный экспортный потенциал имеется и у чистого транспортника Ил–96–400Т. Кстати, Ил–96–400ТЗ легко трансформируется в обычный транспортный самолет грузоподъемностью в 92 тонны. Для тех, кто понимает, – для перевозки «Арматы» хватит.

Кроме того, в планах российского военного ведомства есть еще и приобретение до 2024 года 14–ти пассажирских Ил–96–300. Итого 44 самолета только по заказу военных – напомним, что до сих пор были построены всего 28 Ил–96. И на каждый из этих 44 самолетов приходятся по четыре пермских двигателя плюс резервные – итого почти 200 новых двигателей с маркой «сделано в Перми».

Для пермского авиастроительного «куста» это возрождающееся направление особенно важно тем, что никакими «Пратт–Уитни» здесь и близко не пахнет. То есть если с МС–21 что–то пойдет не так и заказчики все как один дружно начнут заказывать самолет исключительно с американским PW1400G, у ПД–14 всегда будет запасной вариант.

Иван Семёнов


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО