Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Пока копят силы


Пока копят силы

У пермских двигателестроителей появились конкуренты в Самаре.

Пока пермские авиастроители завершают подготовку к серийному производству новейшего двигателя ПД–14 и мечтают о том, как с помощью следующей разработки, тяжелого ПД–35, будут завоевывать небо над Китаем, на Волге понемногу возрождается ПАО «Кузнецов». Это куда более серьезный конкурент пермского «куста» авиационных предприятий, чем НПО «Салют» («Рыбинские моторы»), хотя бы по тому, что в Самаре до сих пор живы кадры из разбежавшегося СНТК им. Н. Д. Кузнецова, помнящие о славе своего конструкторского бюро.

Там своя авиационная история, которой самарцы гордятся не меньше, чем пермяки – историей «Авиадвигателя» и «Пермских моторов». И с точки зрения того, что все мы – прежде всего россияне – восстановление «школы Кузнецова» (кстати, современника Павла Соловьёва) может только радовать. Как и намечающаяся конкуренция конструкторских центров, служившая двигателем технического прогресса в советские времена. Однако болеть за своих никто не запретил, поэтому стоит внимательно следить за ходом развития самарских конкурентов, а особенно – за двигателем НК–32.

Вы спросите, а почему не НК–93, который был конкурентом ПС–90 в начале девяностых? Ну, во–первых, этот двигатель умер, едва родившись, потому что банально не успел вскочить на подножку уходящего поезда госфинансирования после развала СССР. Во–вторых, борьба за нишу тягой до 18 тонн, то есть за право оказаться на крыльях Ил–96 или Ту–204, пермскими моторостроителями давно выиграна, да и борьба эта потеряла смысл в связи с коммерческой невостребованностью обоих самолетов. В третьих, НК–93 никогда не летал и, видимо, уже не полетит, а вот НК–32 летал, летает и еще будет долго летать, потому что стоит на крыле стратегических бомбардировщиков Ту–160, возобновление производства которых (теперь уже как Ту–160М2) намечено на 2021 год.

Как раз под это дело Спецстрой России недавно завершил ремонт и модернизацию испытательного стенда в Самаре для отработки перспективных авиационных двигателей для дальней стратегической авиации. Как сообщают в ОДК, объект полностью подтвердил свою работоспособность и теперь решается вопрос паспортизации и лицензирования комплекса. После этого «Кузнецов» будет в состоянии приступить к полноценной работе над обновленной модификацией двигателя НК–32 – серии 02, а также вести работы по созданию двигателя для перспективного авиа­ционного комплекса дальней авиа­ции (ПАК ДА). И хотя производство оригинальных НК–32 было прекращено еще в 1993 году, первые экземпляры модифицированных НК–32 начнут испытывать уже в этом году.

Стенд представляет собой П–образное сооружение закрытого типа с вертикальной шахтой всасывания и вертикальным глушителем выхлопа. На нем смонтированы новая автоматическая система пожаротушения, новые водопроводы различного назначения, заменено все электрооборудование. В ходе модернизации были заново проложены инженерные сети, а в самом сооружении установлено свыше четырех тысяч единиц оборудования. После ввода в строй стенда Минобороны рассчитывает получить установочную партию двигателей НК–32 серии 02 уже к концу этого года. А к концу 2018 года в воздух должен подняться первый модернизированный бомбардировщик Ту–160М2. По словам главкома Воздушно–космических сил РФ Виктора Бондарева, серийное производство обновленных «Белых лебедей» должно начаться в 2021 году (ранее говорилось о 2023 годе – руководство страны явно очень сильно спешит модернизировать стратегическую авиацию). Всего ВКС планирует закупку не менее 50 таких самолетов.

Модернизация Ту–160 коснется всей внутренней начинки самолета. Например, кабины бомбардировщика – обещано, что кабина летчиков станет «стеклянной». То есть вместо аналоговых приборов появятся жидкокристаллические панели, на которые будет выводиться вся нужная пилотам информация.

Но заменить «начинку» – это самое простое. Главной проблемой было именно восстановление производства двигателей.

Как отмечает главный редактор журнала «Взлёт» Андрей Фомин, НК–32 – уникальный по своим характеристикам авиационный двигатель. Он не только самый мощный в мире, но и позволяет летать самолету как в атмосфере, так и в стратосфере, работать как реактивный, так и ракетный. Максимальная высота полета Ту–160 с НК–32 – 18 000 метров. Эту возможность бомбардировщик может использовать для прорыва противовоздушной обороны противника. Ту–160 поднимается к границам космоса и на скоростях, близких к 2 тысячам км в час, легко отрывается от истребителей. Экипаж перед такими полетами надевает специальные скафандры, похожие на те, что носят космонавты.

По словам эксперта, концепция НК–32 позволяет развивать его, создавая машину большего размера и большей тяги. Это одна из основных причин возобновления его производства. Кроме нового газогенератора, двигатель НК–32 серии 02 получит цифровую систему управления FADEC, что обеспечит не только оптимальные режимы работы, но и существенную экономию топлива.

– Уже сейчас Ту–160 способны применять весь спектр управляемого и неуправляемого вооружения, – говорит Андрей Фомин. – В ходе сирийской кампании российские ВКС показали возможность пуска с бомбардировщика самых современных стратегических крылатых ракет Х–101 в неядерном оснащении. Ту–160М2 также будет иметь такую возможность, так что может использоваться не только в рамках системы ядерного сдерживания, но и для решения текущих задач в интересах безопасности государства.

Теперь вы понимаете, какое значение имеет самарский двигатель для обеспечения обороноспособности страны, и какие силы могут быть брошены на продвижение его и в сторону коммерческого использования? Кстати, год назад во время первого приезда в Пермь нового главы ОДК Александра Артюхова об этом так и говорилось: самарские двигатели для стратегической авиации будут взяты за основу при разработке двигателей для российско–китайского широкофюзеляжного самолета. Тема ПД–35 появилась лишь весной этого года и вызвана, надо полагать, тем, что в Самаре не успевают.

Тем не менее на конференции «Авиадвигатели XXI века», прошедшей в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в мае, говорилось и о самарском варианте тяжелого двигателя. По словам заместителя генерального конструктора ОДК Виктора Белоусова, в ПАО «Кузнецов» рассматривается возможность разработки силовых установок тягой до 35 тонн на базе газогенератора турбореактивного двигателя НК–32, который устанавливается на стратегических бомбардировщиках Ту–160. По словам Белоусова, как и в Перми, в Самаре изучают варианты перспективной силовой установки как с прямым приводом, так и с приводом через редуктор.

И это пока еще в «школе Кузнецова» не покушаются на святая святых пермского «Авиадвигателя» – наземное применение авиационных двигателей в виде ГТУ по заказам того же «Газпрома». Но это пока.

Сергей Ватрушкин


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона