Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Мегаполис: варианты развития


Мегаполис: варианты развития

Сегодня на заседании комитета по бюджету и налогам Пермской городской Думы был рассмотрен проект основного финансового документа города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

По итогам обсуждения члены комитета по бюджету и налогам одобрили представленный проект и единогласно рекомендовали его к принятию в первом чтении на пленарном заседании Пермской городской Думы.

Предварительно проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-­2019 годов был вынесен на публичные слушания.

Участники дебатов в городском парламенте, состоявшихся 11 ноября, отметили, что особенностью муниципальной бюджетной политики на «трехлетку» необходимо назвать планирование доходной части бюджета с применением достаточно оптимистического базового сценария развития Перми.

– За последние три года мы повысили эффективность текущих расходов, увеличили инвестиционные расходы, достаточно серьезно оздоровили бюджетную систему города, – подчеркнул в своем выступлении перед участниками слушаний заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев. – Поэтому отныне мы можем перейти от консервативного социально–экономического сценария к базовому сценарию, который предполагает увеличение доходной части. Мы продолжаем наращивать инвестиционные расходы, их сумма будет увеличиваться и в последующие годы. Город получит новые стимулы и источники для своего развития.

КАК В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ

Прогноз социально–экономического развития краевой столицы на ближайшие три года соответствует основным параметрам прогноза развития РФ, сделанным федеральным Минэкономразвития.

В прогнозе отмечается, что экономическая ситуация как в Российской Федерации, Пермском крае, так и в Перми в 2016 году характеризуется ухудшением внешнеэкономических условий, прежде всего снижением цен на нефть, продолжением действия санкций со стороны Европейского союза и США, сохранением тенденции к снижению инвестиционной активности, а также масштабного оттока капитала.

При этом сам прогноз основывается на гипотезе изменения внешних и внутренних факторов, в том числе динамики цен на нефть и других товаров российского экспорта в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения санкций к России на протяжении всего прогнозного периода со стороны США и Европейского союза.

При разработке прогноза учитывались планы крупных и средних предприятий и организаций города Перми до 2019 года.

Базовый вариант разработан исходя из умеренной динамики цен на нефть сорта Urals на уровне 40 долларов США за баррель в 2016–2019 годах. В 2017– 2019 годах на фоне сохранения действия санкций со стороны США и Европейского союза сохраняются ограничения доступа к мировому рынку капитала для российских компаний. В то же время при низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2016 году замедлится. Снижение инфляции и возобновление экономического роста обеспечат рост реальных доходов населения.

Консервативный вариант предполагает сохранение низких темпов роста экономики Перми при замедлении темпов роста инвестиционного и потребительского спроса, снижение среднегодовой цены на нефть сорта Urals до 25 долларов США за баррель в 2016 году и стабилизации на этом уровне до 2019 года. Сценарий предполагает падение доходов населения и снижение уровня жизни населения в условиях низких цен на нефть и высокой волатильности курса российского рубля.

Оптимистический вариант предполагает сохранение среднегодовой цены на нефть сорта Urals на уровне базового варианта. Сценарий предполагает переход экономики на инвестиционную модель развития и возобновление экономического роста при снижении инфляции до 6,7% в 2019 году.

ЗАРПЛАТА ВЫШЕ, ДОХОДЫ НИЖЕ

Как подчеркивают эксперты, по итогам 2015 года фонд заработной платы на крупных и средних предприятиях Перми составил 130 млрд рублей, увеличившись на 1,3% по сравнению с 2014 годом.

При том самый существенный вклад в рост фонда зарплаты внесли предприятия транспорта и связи (108,7% к уровню 2014 года), а также организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей (108,5% к уровню 2015 года), операциями с недвижимым имуществом (104,1% к уровню 2015 года). На сдерживание роста фонда заработной платы повлияла финансовая отрасль (83,8% к уровню 2014 года). При этом в сфере образования фонд заработной платы в 2015 году увеличился на 4,6%, а в здравоохранении уменьшился на 8%.

В январе–июле 2016 года фонд заработной платы по крупным и средним предприятиям города Перми составил 73,1 млрд рублей, увеличившись на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

В начале 2016 года наблюдается постепенное увеличение темпов роста фонда заработной платы: с 100,9% в январе 2016 года по отношению к январю 2015 года до 104,6% в январе–июле 2016 года по отношению к январю–июлю 2015 года.

С учетом этих тенденций фонд заработной платы на крупных и средних предприятиях города Перми в 2016 году составит около 136,0 млрд рублей, или 104,6% к уровню 2015 года.

В Перми наблюдается незначительный рост безработицы. Численность работающих на крупных и средних предприятиях города Перми по итогам 2015 года уменьшилась на 0,7% к аналогичному периоду 2014 года и составила 295,0 тыс. человек. Наибольшее снижение отмечалось в сфере обрабатывающих производств (95,8% к уровню 2014 года), в том числе в отрасли производства машин и оборудования (94,7%), производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (89,6), а также в сфере финансовой деятельности (91,0% к уровню 2014 года).

По мнению аналитиков, развитие рынка труда в 2017–2019 годах будет проходить в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике. Крупные и средние предприятия сегодня не имеют большой потребности в увеличении численности работников. При этом в плановом периоде 2017–2019 годов предприятия будут стремиться сохранить численность работников в ожидании улучшения экономической ситуации.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЗ ПЛЮСОВ

Ситуация в промышленности остается «минусовой»: по итогам 2015 года оборот организаций снизился на 5%, объем отгруженной продукции собственного производства снизился на 2%.

В январе–июле 2016 года оборот крупных и средних предприятий составил 560 млрд рублей – это 98,8% к аналогичному периоду 2015 года. Значительное снижение оборота крупных и средних предприятий наблюдалось в отраслях обрабатывающих производств, таких, как производство кокса и нефтепродуктов (98,6%), целлюлозно–бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (85,6%), производство машин и оборудования (83,0%).

По мнению экспертов, одной из проблем 2016 года является неблагоприятная для российских экспортеров ценовая конъюнктура мировых рынков и сокращение располагаемых доходов у российских потребителей импортной продукции, поэтому основным источником покрытия внутреннего спроса будет становиться отечественное производство.

При этом одним из факторов восстановления промышленности станет улучшение ситуации в производстве товаров потребительского спроса. Рост продолжится в пищевой промышленности с учетом реализации программ импортозамещения. Позитивная динамика появится в отраслях легкой промышленности. Рост оборота крупных и средних предприятий в 2019 году по отношению к 2016 году по базовому сценарию составит 104%, по консервативному сценарию – 102%, по оптимистическому сценарию – 107%.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ РЫНОК

В 2016 году на потребительский рынок продолжают оказывать влияние такие факторы, как сокращение доходов населения на фоне неустойчивого курса российского рубля и роста цен на товары. В результате оборот розничной торговли, по оценке 2016 года, составит около 326 млрд рублей, что означает снижение к уровню 2015 года 6,5% в сопоставимых ценах. По мере достаточно сдержанного роста доходов населения и восстановления потребительского кредитования в 2017–2019 годах динамика потребительского спроса населения будет восстанавливаться. Одновременно будет наблюдаться дальнейшее насыщение рынка товарами как российского, так и импортного производства, более весомая поддержка малого и среднего бизнеса.

ПРОЕКТ ДЛЯ ГОРОДА

Как отмечали участники слушаний, проект городского бюджета на 2017–2019 годы сформирован на основе 24 муниципальных программ, доля отраслей социальной сферы составляет около 63% в общем объеме расходов. Предусмотрены средства на приобретение зданий для размещения детсадов по улице Машинистов, 43 и улице Чернышевского, 17в, строительство новых корпусов школ №42, №59 и №129, второго муниципального дома по улице Баранчинской, 10 для переселения граждан из аварийного жилья. Также предполагается выделить дополнительно 100 млн рублей для приведения в нормативное состояние объектов культуры.

Одним из главных приоритетов остаются развитие и обновление транспортной инфраструктуры. Так, в проекте бюджета запланированы средства на реконструкцию улицы Революции от Центрального рынка до улицы Сибирской с обустройством трамвайной линии, реконструкцию пересечения улицы Героев Хасана и Транссибирской магистрали.

В 2017 году по проектам бюджетов городов–аналогов Пермь займет первое место по собственным доходам на 1 жителя (14 091 рублей) и опередит Екатеринбург, Самару и Казань.

– Все расходные обязательства, которые действовали в предыдущие годы, учтены в этом проекте бюджета в полном объеме, – отметил старший преподаватель экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета Алексей Мельников. – Также запланировано повышение налога на доходы физических лиц, что соответствует тренду, который определен Федерацией. Следовательно, заработная плата будет увеличиваться, что, несомненно, является положительным моментом для экономики города.

Анатолий Москвин

КОММЕНТАРИЙ

Юрий УТКИН, председатель Пермской городской Думы:

Юрий Уткин– Публичные слушания – это очень важный этап для нашего бюджетного процесса. Каждый житель Перми может прийти и задать вопросы, внести свои предложения. И наша задача, как городской власти, как депутатского корпуса, – такую возможность людям предоставить, а главное – учесть замечания и пожелания пермяков. Второй ключевой момент, связанный со слушаниями, – это экспертная оценка проекта бюджета. Документ в целом и отраслевые доклады администрации по важнейшим направлениям работы анализируют ученые, представители наших ведущих вузов, государственных органов власти. Позиция экспертов – также важный индикатор на пути оформления проекта бюджета, который мы обязательно принимаем во внимание. На 22 ноября у нас запланированы заседание Пермской городской Думы и рассмотрение проекта бюджета в первом чтении. Сейчас есть время, чтобы обобщить все предложения и мнения, чтобы на комитетах и Думе депутаты обладали всей полнотой информации. В результате, надеюсь, мы примем максимально взвешенное решение.


IN-календарь
INосказательно
Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов 

Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии