Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Леонид МОРОЗОВ: «Пермский край должен быть лучше!»


Леонид МОРОЗОВ: «Пермский край должен быть лучше!»

«Моя страна меняется, и я не хочу, чтобы мой регион отставал от этих изменений. Именно поэтому сейчас необходимы современные и эффективные методы госуправления, подходы и принципы взаимодействия региональной власти и общества, а также новые люди в правительстве края, преданные своей стране и региону, стратегически мыслящие, волевые, творческие, которые отстаивают не свои личные интересы, а интересы своих жителей, бизнеса и субъекта в целом!»

О задачах, которые необходимо решить региональной власти, новых управленцах в правительстве края, открытом и честном диалоге с бизнесом и о будущем Пермского края мы беседуем с Леонидом МОРОЗОВЫМ, членом наблюдательного совета финансово–банковской Ассоциации Евроазиатского сотрудничества (Москва), членом рабочей группы по разработке стратегии пространственного развития России при Минэкономразвития РФ, экс–министром экономического развития Пермского края.

– Леонид Юрьевич, очень приятно вновь встретиться с Вами, и обсудить ряд вопросов, которые касаются экономического развития нашего региона. Сейчас это особенно актуально в свете поставленной Президентом РФ задачи по ускорению экономического роста в нашей стране. Но начать мне хотелось бы с другого. Вы проработали в должности министра три года. У Вас прекрасное бизнес образование Сколково. Вы пришли во власть из бизнеса и имеете международный опыт работы. К тому же Вы вошли в число лучших выпускников НИУ Высшей школы экономики. Как Вам государственная служба?

– Вы совершенно правы, мой опыт и мои знания серьезно помогли мне, когда я занимал пост министра. Это очень интересная сфера, требующая от тебя полной отдачи и максимум усилий, чтобы добиться результатов. К тому же у меня были хорошие учителя по жизни, которые помогали и помогают мне в моей профессиональной деятельности. Я это ценю. Я глубоко убежден, что в эту сферу должны приходить только высокопрофессиональные люди, ответственные, стратегически мыслящие, творческие, не боящиеся менять методы и принципы деятельности. Для меня важно было показать и доказать своим коллегам в правительстве, что применяемые ранее методы управления уже устарели. Мир меняется, моя страна меняется, и я не хочу, чтобы мой регион отставал от этих изменений. Надо создавать новое видение развития Пермского края – сильного, конкурентного, современного, безопасного и процветающего. А в центре внимания властей должны быть человек и его семья.

– С какими проблемами Вы столкнулись уже в первые дни работы на госслужбе?

– Как Вы знаете, Министерства экономического развития не было в регионе, и мне пришлось с нуля создавать новую структуру в правительстве, со своим функционалом, штатом, и оперативно включаться во все экономические процессы. Проблем было достаточно много. Это и отсутствие взвешенной региональной налоговой политики, и рост налоговой задолженности, и низкий темп собираемости доходов регионального бюджета, многочисленные проверки бизнеса, низкие объемы кредитования реального сектора экономики, высокая инфляция, слабая конкуренция в отдельных отраслях экономики, проблемы с инвестиционным климатом, недиверсифицированная структура экспорта, а также не было института оценки регулирующего воздействия и многое другое. Наш регион очень сильно отставал по этим показателям.

Кроме того, на первом этапе важно было определить, где находится наш регион с точки зрения экономического развития и налогового потенциала по сравнению с нашими соседями. Какие наши слабые и сильные стороны в экономике. За счет чего мы можем развиваться и повышать конкурентоспособность нашего региона. После того, как мы провели аудит экономики региона более чем за последние десять лет, я поставил перед министерством достаточно амбициозные задачи по решению этих проблем. Времени на болтовню не было – приходилось действовать быстро, а где–то и достаточно жестко.

– Но ведь при этом Вы находили время и активно работали с бизнесом, населением, общественными организациями и доказали эффективность такого сотрудничества?

Моя дверь кабинета всегда была открыта для любого человека, и для меня важно было помочь человеку в решении его проблемы. Это была и есть главная задача. Я давал номер своего сотового телефон многим людям, которые приходили ко мне за помощью, чтобы оперативно им помогать. Это очень хорошая практика, и люди ценят такое доброе отношение. Кстати, такого внимания к проблемам простого человека как раз и не хватает большинству чиновников региональной власти. Многие обычно занимаются отписками. Кроме того, наши управленческие решения проходили через предварительное обсуждение с бизнесом, прокуратурой, общественным советом при министерстве, общественной палатой и территориальными федеральными органами власти. Поэтому мне не стыдно ни за одно свое принятое решение, так как все они были направлены на развитие региона.

Я уверен, если ты открыто и честно работаешь со всеми заинтересованными сторонами, то у тебя все получится. Ведь экономика – это не отдельное министерство, а огромный круг хозяйствующих субъектов со своими интересами и проблемами. Поэтому очень важно, чтобы чиновники не сидели в своих просторных кабинетах, а как можно чаще «спускались вниз» и общались с бизнесом, знали проблемы бизнеса, чем живет конкретный предприниматель и как можно ему помочь. Иными словами, чиновник должен стать помощником для конкретного предпринимателя и жителя региона.

Поэтому, дополняя ответ на ваш первый вопрос, – для меня это очень хорошая школа, которая дала возможность доказать свою личную эффективность и помочь многим предпринимателям, жителям нашего региона и субъекту в целом.

Леонид Морозов презентует Пермский край председателю Государственной Думы СФ РФ Сергею Нарышкину

– Леонид Юрьевич, под Вашим непосредственным руководством министерство продемонстрировало очень хорошие показатели своей деятельности: за короткий промежуток времени Пермский край занял лидирующие позиции в федеральных рейтингах по экономическому развитию. Как Вы оцениваете свои результаты?

– Они очень хорошие. Благодаря такой слаженной работе нам удалось за 2,5 года добиться хороших результатов в рамках исполнения поручений Президента РФ, Правительства РФ и Минэкономразвития РФ как в области улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций, так и в области развития конкуренции и оценки регулирующего воздействия. Сегодня мы входим в число лидеров среди субъектов РФ в области развития института оценки регулирующего воздействия, а это крайне важно, когда мы говорим о развитии малого и среднего предпринимательства и эффективности законодательной базы. Если в 2014 году Пермский край занимал 79–е место среди субъектов РФ по качеству развития данного института, то уже по итогам 2015 года – 10–е место, а в 2016 году мы стали 6–ми в стране, обогнав Москву и другие крупные мегаполисы. И это хороший результат с точки зрения взаимодействия власти и бизнеса, совместной работы с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае, с общественными организациями, в том числе и ОНФ, и бизнес–сообществами. Мы прочно вошли в шестерку лучших регионов России. Кстати, по итогам 2017 года у нас есть шанс занять еще более высокое место, более того – стать первыми в стране.

В области развития конкуренции мы были на 63–м месте в 2014 году, в 2015 году на 55–м, а в 2016 году на 22–м месте, что тоже говорит о серьезной работе, которую мы проделали совместно с бизнесом и УФАС по Пермскому краю. Мы также улучшили показатели в рамках национального инвестиционного климата, поднявшись сразу на 20 позиций и заняв 29–е место. А были ведь в последней группе субъектов. Подчеркну – по этим показателям оценивают также и работу управленческой команды, и работу главы региона.

– А что нужно Пермскому краю для дальнейшего улучшения экономической ситуации, для процветания?

– Экономика Пермского края сейчас зависима от двух смежных отраслей – это добыча полезных ископаемых, которая занимает чуть больше 30 процентов валового регионального продукта (ВРП), и это обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится примерно столько же. В совокупности на них приходится более 60 процентов всего валового регионального продукта. Но, чтобы мы не проедали ВРП, как это наблюдается сейчас, надо постоянно думать над тем, как ускорить наше экономическое развитие. Надо учитывать, что развитие экономики приводит к росту платежеспособности населения, росту зарплат, влияет на развитие смежных отраслей, а в конечном итоге улучшает качество жизни населения. Поэтому и стратегия региона должна быть направлена на развитие, и бюджет края должен быть не выживания, а развития с соответствующими статьями расходов. Кроме того, крайне важно решить вопрос поддержки молодежи и квалифицированных кадров, чтобы ребята не уезжали из региона. Для этого необходимо создать узкие центры компетенций для каждой отрасли, мы это, кстати, начали делать в 2016 году в легкой промышленности. Более того, в рамках пространственного развития региона надо создать новую «Стратегию развития муниципалитетов» с учетом интересов жителей в этих территориях. Также необходимо оказать поддержку молодым изобретателям и инноваторам и создать для них особую эко–среду с мерами поддержки на ранней стадии. А еще надо активно продвигать изобретательство в школах и создать «лабораторию изобретений» Пермского края. Экономика должна быть инновационной, а доля инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции должна составлять не менее 30–35%. Также важно навести порядок с точки зрения необоснованного завышения цен на продукты или услуги, а политика в области тарифов должна быть взвешенной и справедливой. Более того важно пересмотреть в сторону понижения для населения тарифы на капитальный ремонт –здесь политика властей должна быть прозрачной и иметь конкретный результат для жителей региона.

Необходимо постоянно думать над созданием современной и комфортной городской среды. Сейчас этим вопросом, по моему мнению, никто из руководителей муниципальной власти не занимается в полной мере. Нет даже представления у чиновников о городе Перми в 2025 году. Каким он будет? Особо важно уделить внимание вопросу диверсификации структуры экспорта, так как сейчас 80–90% это калий, кокс и азот. А надо увеличивать долю инновационной продукции и несырьевого экспорта. И для этого надо создать центр поддержки экспорта в крае. Также важно более активно работать с соседними регионами – Татарстаном, Удмуртией, Башкирией и Кировской областью по увеличению товарооборота и созданию единого экономического и правового пространства. Такой проект мы также подготовили и согласовали в Минэкономразвития РФ. Сотрудничество с Белоруссией, Арменией, Киргизией и Казахстаном также должно быть приоритетом для продвижения нашей продукции.

Леонид Морозов– А какая отрасль экономики может стать приоритетной с точки зрения ускорения экономического развития?

Машиностроение. Ведь сейчас по структуре импорта 45–50% – это машины и оборудование. То есть мы не производим, а ввозим станки и оборудование. А надо сделать наоборот: надо определить потребности предприятий, чтобы совместно с партнерами из других стран создавать совместные предприятия по производству этих машин у нас в регионе.

Примеры могут быть с Германией и Китаем. Такие переговоры я также вел на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей и в рамках финансово–банковской ассоциации. Опыт создания таких совместных компаний есть. Я также убежден, что надо вместе с этим разработать «Программу модернизации основных фондов предприятий», в первую очередь оборонных, которые нуждаются в обновлении основных фондов, в противном случае доля изношенных фондов в экономике будет увеличиваться и приблизится к критическим нормам в 70–80%.

– А что–то надо менять в законодательстве?

– Работу в этом направлении мы вели постоянно. Хотя есть ключевые моменты, которые требуют особого и самого пристального внимания, на мой взгляд. Есть вопросы, которые решать надо срочно. И в первую очередь – это построение эффективной законодательной базы. У нас есть хорошие примеры, в частности, есть факты принятия законов для улучшения ситуации в бизнесе, и предприниматели Прикамья уже по достоинству оценили свои возможности влиять на принятие тех или иных нормативно–правовых актов. Таким образом, регуляторика в экономике – это один из ключевых вопросов, которым надо продолжать активно заниматься, подключать к этому процессу бизнес уже на стадии проектов нормативных правовых актов. Не решая проблему сейчас, мы можем получить целый букет проблем в будущем. Печальные примеры в регионе тоже есть. Например, попытка решить транспортные вопросы в городе Перми без участия в процессе собственно перевозчиков привела к немалым проблемам. Можно было сделать все грамотно, открыто, прозрачно и без проблем для бизнеса.

Убежден, любой проект нормативно–правового акта сначала должен оценить бизнес. К его мнению надо прислушиваться, вносить его корректировки. И при этом непременно надо учитывать баланс интересов региона, бизнеса и жителей.

Нам удалось выстроить такие отношения, когда соблюдался баланс интересов. Теперь эту работу надо продолжать. И надо бороться с коррупцией, при этом жестко пресекать попытку чиновников любого уровня защищать свои меркантильные интересы.

– Особое внимание в своей работе Вы уделяли совершенствованию контрольно–надзорной деятельности. Почему?

– Это большая проблема для экономики края. Мы разработали и утвердили в конце 2016 года план работы Минэкономразвития Пермского на 2017–2018 годы, но, к сожалению, он не выполняется новым руководителем. Уже первый квартал на исходе и пока ничего не сделано. И теперь по–прежнему любая проверка может затормозить работу малого и среднего бизнеса и его развитие, разумеется. При этом надо понимать, что если крупные промышленные предприятия еще как–то могут противостоять многочисленным проверкам надзорных органов, то для предприятий малого и среднего бизнеса последствия таких проверок могут быть разрушающими и вовсе способствовать прекращению деятельности.

Убежден: надо срочно реализовывать нашу «дорожную карту», которая была разработана с участием широкого круга специалистов и согласована в Минэкономразвития РФ, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Пермского края и прокуратурой. У нас в этом направлении были получены неплохие показатели. Иначе мы можем получить не 20 000 проверок, как это было в 2015 году, а 40 000, или даже 50 000. Количество проверок будет возрастать, и бизнес получит дополнительные издержки. А нам надо не это, нам надо совершенствовать надзорную деятельность, снизить проверки, как и планировалось, минимум на 20 процентов в 2017 году, если понадобится, то волевым решением сокращать их количество. Те проверки, что будут проводиться, должны при этом быть абсолютно прозрачными, а их результаты надо размещать в зоне доступа предпринимателей, чтобы знали, что может стать основанием для наказания. Уверен, что любая проверка должна носить в первую очередь профилактический характер, как это принято во всем цивилизованном мире. И к участию в проверках надо подключить бизнес–организации, которые активно работают в Пермском крае. А правительству продолжить работу по «дорожной карте», работать в сообществе вместе с бизнесом, прокуратурой, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае, надзорными органами и общественной палатой.

– В Прикамье идет ощутимый отток высококвалифицированных кадров. Как с этим быть?

В этом году руководству региона надо обратить особое внимание на кадровую политику. И наделить Министерство социального развития новой функцией по прогнозированию и оценке трудовых балансов края. Я это предлагал прежнему руководству региона еще в 2015 году. Но в итоге этим вопросом так никто и не занимается, а ведь экономически занятое население Прикамья сокращается. В итоге это влияет на производительность труда, на работодателей. Соседи – Татарстан, Башкирия – создают спецпрограммы, привлекают молодежь из других регионов.

Пермскому краю также нужно разработать совместно с промышленными предприятиями и вузами «Новую кадровую стратегию до 2035 года», а также грамотную миграционную политику, чтобы не было оттока народного капитала. Надо сделать так, чтобы деньги зарабатывались и тратились в Пермском крае, а не утекали из экономики десятками миллиардов рублей в соседние регионы. От этого напрямую зависят и налоги, например, нам нужно увеличить рост налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Темпы роста НДФЛ в других соседних субъектах РФ за последние три года значительно вырос. Есть понимание важности этого процесса. И нам надо создавать спецпрограммы, потому что нашему промышленному региону нужны молодые современные рабочие кадры и инженеры.

Леонид Морозов и замминистра экономического развития РФ Савва Шипов

– Вы говорили о важности налоговой политики? Что необходимо предпринять в этом вопросе?

– Да, это также очень важно. В этом направлении тоже были достижения. За почти три года нам удалось создать систему, при которой бизнес видит, как меняется налоговая политика. Нами впервые были разработаны «Основные направления налоговой политики Пермского края до 2019 года». Уточню, что документ был разработан не для Министерства финансов региона, а именно для бизнеса, иначе предприниматели, не зная, как меняется налоговая политика края, не могут грамотно планировать расходы и доходы, эффективно составить бизнес–план, не могут работать, и в таком случае вся стратегия просто рухнет.

Кроме того, грамотная налоговая политика – еще и способ привлечения инвесторов в край. Глубоко убежден – если такой документ будет принят на уровне закона, то он очень быстро себя оправдает. Нам необходим такой закон.

Считаю, надо также быть особенно внимательным при переходе на те или иные налоги или изменении налоговых ставок. Налоговую нагрузку увеличивать нельзя. Сейчас особенно много вопросов возникает у предпринимателей, юридических лиц по переходу на налог на имущество юридических лиц от кадастровой стоимости. Регионам было дано право на отсрочку, и мы этим правом воспользовались. Я был против введения в 2015, 2016, 2017 годах этого налога, так как это сразу бы ударило по предпринимателям, и многие либо обанкротились, либо ушли бы в тень, а задолженность при этом увеличилась бы. Но по федеральному законодательству все субъекты должны перейти на новое исчисление налога с 2018 года. Поэтому нами были подготовлены также предложения по поддержке нашего бизнеса. А именно: были разработаны некие послабления для представителей малого и среднего бизнеса с целью поддержать их «на плаву». Например, для тех предпринимателей, у кого рабочие помещения меньше 1000 кв. метров, мы предложили вообще не переходить на кадастровую стоимость при начислении налога. Для тех, у кого площади в собственности выше 1000 кв. метров, мы предложили дать льготный налоговый период на четыре года. Если сделать переход более жестким – возможно, бизнес просто уйдет в тень. Кроме того, в 2017 году правительству необходимо крайне внимательно подойти к вопросу новой кадастровой оценки и взять его на личный контроль.

Более того, я убежден, что налоговая политика должна также помогать и незащищенным слоям населения. В частности, я предложил освободить от транспортного налога отдельные категории граждан. Например, участников боевых действий. Их не так много в Пермском крае. И для них машина не роскошь, а реально средство для передвижения. Их не так много, так что краевая казна не пострадает. А вот транспортный налог на автомобили с максимальной мощностью свыше 250 л. с. я предлагаю каждый год индексировать, так как сейчас у нас самые низкие ставки в Приволжском федеральном округе – 58 рублей, а в других субъектах – 150 рублей.

– А как бороться с налоговой задолженностью?

Укрепление налоговой дисциплины – это залог стабильного развития региона. Долги по налогам растут. Если правительство региона не будет заниматься этим вопросом – никакую налоговую и экономическую политику в крае не реализовать. Я утверждаю, что налоговая дисциплина должна стать приоритетом работы правительства, как на уровне края, так и на уровне каждого муниципального образования. И для этого в 2015 году мы разработали и утвердили «Основные направления совместных действий по укреплению налоговой дисциплины». Укрепление налоговой дисциплины, рост собираемости налогов, снижение задолженностей – ключевые задачи. Реализация «дорожной карты» была запущена, сейчас надо продолжать и дальше работать в этом направлении совместно с УФНС и правоохранительными структурами.

– Что Вы считаете важным изменить в налоговой системе для экономического развития Пермского края?

– Во–первых, необходимо вернуться к нашей идее внести в Законодательное Собрание Пермского края проект закона по инвестиционному налоговому кредиту, что даст возможность нашим предприятиям, особенно оборонным, таким, как «ИСКРА» и «Мотовилихинские заводы», под низкий процент получить отсрочку до 3–х лет по уплате региональных налогов в краевой бюджет и тем самым позволит увеличить оборотный капитал предприятия.

Во–вторых, особое внимание необходимо уделить мониторингу и реформированию ЕНВД, сделать эту систему налогообложения справедливой и отвечающей потребностям предпринимателей и муниципалитетов. Во многих муниципалитетах края ставки и условия не меняли с 2000 года. Это большая ошибка. Поэтому в 2017 году необходимо утвердить «Методические рекомендации для муниципалитетов по использованию ЕНВД».

В–третьих, необходимо постоянно проводить мониторинг действующего налогового законодательства в рамках развития предпринимательства части УСН и патентной системы налогообложения. Эти системы налогообложения надо делать гибкими и, возможно, подумать над расширением отдельных отраслей экономики для применения этих систем и постоянно популяризовать их среди новых предпринимателей.

Отдельно хотел бы сказать о ТОРах, о территориях опережающего развития. Мы здесь пока проигрываем конкурентную борьбу. Во многих субъектах Приволжского федерального округа созданы экономические зоны, у нас их нет. Надо использовать и экономические зоны как еще один стимул для развития региона. Надо посмотреть наши депрессивные территории и определить, как можно их использовать для развития.

В этом направлении можно воспользоваться лучшими практиками руководства субъектов Дальнего Востока, где при личной поддержке Юрия Петровича Трутнева реализуются масштабные инвестиционные проекты. Но наш край – не хуже. И возможности для развития у нас есть. Повторюсь – налоговая политика должна быть гибкой и отвечать интересам бизнеса, жителей и субъекта в целом.

Леонид Морозов и Олег Фомичев, статс-секретарь - замминистра экономического развития РФ

– В этом вопросе налоговая политика тесно переплетается с инвестиционной?

– Да, и не только в этом вопросе. В прошлом году мы совершили прорыв. Пермскому краю за последние 10 лет агентством FitchRatings был присвоен международный рейтинг BBB – национальный долгосрочный рейтинг на уровне AA+, прогноз стабильный. Это высший рейтинг, который мы могли получить в текущих экономических реалиях, он соответствует кредитному рейтингу РФ в целом.

Что нам дает этот рейтинг? Возможность впервые выпустить свой облигационный займ. Общий объем эмиссии ценных бумаг региона может достигать до 10–15 млрд рублей. Эти деньги должны быть направлены на модернизацию городской среды, на модернизацию инфраструктуры, на строительство мостов, дорог, отдельных объектов социальной сферы, здравоохранения; эти деньги должны быть целевым образом направлены на улучшение качества жизни нашего населения, но не на покрытие дефицита бюджета.

Но мы получили рейтинг в ноябре 2016 года. По условиям контракта в течение 12 последующих календарных месяцев за нами будут пристально наблюдать международные аналитики. Наш долг будет оцениваться. И в ноябре 2017 года Пермскому краю будет присвоен очередной рейтинг уже на основании тех данных и макроэкономических показателей, которые будут существовать по итогам уже 2017 года. Если сейчас не начать работать над новым рейтингом, мы можем потерять свои позиции, что не пойдет нам на пользу.

В том числе и в привлечении инвесторов. Инвестиционная стратегия – ключевой вопрос развития. Здесь затронуты интересы бизнеса, инвесторов. Необходимо создавать прозрачные правила, понятные инвесторам, в том числе и иностранным. Мы говорили о возможности создания в Пермском крае штаба по защите прав инвесторов при губернаторе. Такая практика в России есть, она реализована при мэре Москвы Сергее Собянине. Здесь рассматриваются реальные проблемы, с которыми инвесторы столкнулись на территории Москвы. Думаю, хорошая практика Москвы будет реализована и в Перми.

Надо продолжить работу с иностранными инвесторами. В прошлом году мы начали активно привлекать инвесторов в сектор ритейл, информационных технологий, медицины, в банковский сектор. Надо постоянно показывать Пермский край, участвовать в зарубежных выставках и так далее. А значит – Пермскому краю нужна отдельная стратегия продвижения и позиционирования во внешней среде. И мы должны говорить не только об уже реализованных проектах, но и о новых. Таким образом, надо формировать спрос на наши проекты среди инвесторов. Например, надо активно развивать сектор медицины. И я горжусь, что в условиях санкционной внешней политики мне удавалось привлекать предприятия с иностранным капиталом в регион. Так, мы подписали с немецкой компанией FreseniusMedicalCare контракт на 300 миллионов рублей на строительство современного немецкого диализного центра в Пермском крае. Мы доказали, что можем работать в условиях сложной внешнеполитической ситуации. И, поверьте мне, количество инвесторов с западным капиталом или с иностранным капиталом, которые присматриваются или рассматривают Пермский край для инвестиций, достаточно велико, и они представляют широкий спектр разных отраслей экономики.

Но надо работать. Надо искать и находить общий язык с инвесторами. А еще надо каждому министру присвоить индекс KPI. Министры должны уметь привлекать средства в регион, в том числе и федеральные, и иностранные. И именно это, а еще работа с федеральным центром, должны стать основой для оценки работы министров.

Подписание соглашения о создании в Перми диализного центра с гендиректором ООО

– А как быть с развитием банковского сектора?

Глубоко убежден, что нашей промышленной экономике нужен иной банковский сектор. А для этого необходимо разработать финансовую стратегию до 2020 года, которая бы полностью отвечала интересам экономики края. Вопросы пополнения оборотного капитала есть. В прошлом году был создан общественно–консультативный совет совместно с банками. Надо понимать, что банковская система – кровеносная система для любой экономики, поэтому мы и старались привлечь больше банков, банковский капитал, чтобы кредитовать не только население, но и прежде всего бизнес. И нам это удалось. Мы договорились о стратегическом сотрудничестве с новыми банками СМП, ЮГРА, Российский капитал, Всероссийский банк развития регионов. Поэтому необходимо активно развивать конкуренцию на этом рынке и привлекать длинные деньги. Кроме того, важно вернуться к вопросу поддержки строительной отрасли и реализовать наш проект по поддержке ипотеки под 6–7% годовых за счет субсидирования из регионального бюджета процентной ставки. Правительству надо вернуться к программе поддержки ипотеки и реализовать ее в 2018 году. Тем самым мы серьезно поддержим население в части улучшения жилищных условий.

– И в заключение: каким Вы видите Пермский край?

– Однозначно – сильным, процветающим, безопасным и комфортным для ведения бизнеса и проживания здесь. Я всегда буду готов оказать необходимую помощь и поддержку в развитии моего региона. У нас все получится! Пермский край должен быть лучше!

Дмитрий Николаев

КОММЕНТАРИИ

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»:

Геннадий Сандырев- Я согласен с Леонидом Морозовым в том, что нам нужны «налоговая» культура, культура уплаты налогов и контроля за их расходованием. Не стоит забывать о том, что городской бюджет, к примеру, на 70% состоит из уплаченных гражданами налогов, с региональной и федеральной казной это соотношение сохраняется. Да, за двадцать лет мы создали налоговое законодательство фактически с нуля, чего не делала ни одна страна. Конечно, мы еще постоянно вносим поправки в законы, доводим систему до совершенства, изучаем опыт других стран и вносим поправки в свои законы. Но по–другому просто нельзя. Во многих странах налоговая система формировалась столетиями, там все шишки уже набиты, и не учитывать такой опыт, по меньшей мере, неправильно. Сто лет – это большой срок. В Европе, например, привыкли платить налоги, там это абсолютная норма жизни, люди с гордостью говорят: «Я — налогоплательщик! Я содержу государство». Но в Европе люди выходят на улицу и своими глазами видят, на какие цели были потрачены их налоги. У нас этого никак не видно. Пока. Потому что это должно быть обоюдное движение — государства к налогоплательщику и налогоплательщика к государству.

Лариса РОСЛЯКОВА, президент ассоциации «Международный деловой союз»:

Лариса Рослякова- Одной из основных целей работы нашей ассоциации предпринимателей «Международный деловой союз» стало обеспечение взаимодействия между малым бизнесом и крупным, между бизнесом и властью. У организаторов «Международного делового союза» есть опыт работы в бизнесе, опыт создания собственных успешных предприятий. Мы сразу включились в работу над законодательными актами Пермского края, обсуждению проблем налоговой политики и поисков вариантов улучшения ситуации в этом направлении – именно для представителей бизнес–сообщества. Мы активно сотрудничали с Министерством экономразвития под руководством Леонида Морозова, в том числе в части развития практики внедрения оценки регулирующего воздействия в регионе; стали участниками создания Центров компетенций в учебных заведениях Прикамья, организаторами проведения Всероссийской конференции по оценке регулирующего воздействия. Мы подтвердили востребованность создания еще одной общественной организации, объединяющей предпринимателей. Надеюсь, что и сейчас команда министерства будет активно привлекать представителей бизнеса к участию в работе над нормативно–правовыми актами, к обсуждению проблем бизнеса и поиску их решения.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов