Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Надежные соседи


Надежные соседи

На самом известном пермском ракетостроительном предприятии, ПАО «Протон–ПМ» (входит в интегрированную структуру АО «НПО Энергомаш» госкорпорации «Роскосмос»), состоялось традиционное совещание по итогам работы за 2019 год и планам на 2020 год.

ЗАТРАТЫ УДАЛОСЬ СНИЗИТЬ

Как и ожидалось, прошлый год был убыточным, но на предприятии к этому относятся спокойно – в условиях, когда производство двигателей для ракеты–носителя «Протон–М» «прекращается» второй год подряд, а выход на полномасштабное серийное производство двигателей РД–191 для «Ангары» в лучшем случае произойдет только через два года, ничего другого ожидать и не стоило.

Во всяком случае, в решении по итогам совещания записано, что «чистый убыток и показатель рентабельности продукции находятся в пределах плана», а затраты удалось снизить на 162,3 млн рублей за счет совершенствования технологий и оптимизации техпроцессов, повышения эффективности вспомогательного и обслуживающего производств плюс снижения накладных расходов.

При этом из–за общего кризиса, поразившего отечественную космическую отрасль в 2016 году, когда Россия потеряла звание «космического извозчика» планеты №1, на «Протоне–ПМ» последовательно снижалась и доля изделий космической тематики в продуктовом портфеле предприятия, так что теперь оно уже ракетно–космическое только наполовину. Доля космических заказов по итогам 2019 года составила 47,1%, но для будущего «Протона–ПМ» это не критично – честно говоря, бывало и хуже.

Космический заказ, прежде всего, состоит из двух комплектов двигателей РД–276 для первой ступени ракеты–носителя «Протон–М», которые на предприятии изготовили в прошлом году для ГКНПЦ им. Хруничева, завершив производство этих изделий в рамках действующих контрактов. Кроме того, для НПО «Энергомаш» поставлялись узлы и агрегаты двигателя РД–191 для ракет «Ангара» в соответствии с утвержденной кооперацией. По той же тематике в апреле этого года, например, планируется поставка турбонасосного агрегата двигателя РД–191. Выпадающее производство РД–276, разумеется, это не заменит, поэтому следует ожидать, что доля космической тематики упадет еще ниже.

С ТАКИМИ СОСЕДЯМИ НЕ ПРОПАДЕШЬ

Зато растет участие «Протона–ПМ» в производстве различной газоперекачивающей продукции вместе со всеми предприятиями «пермской газотурбинной кооперации», сложившейся в 1990–е годы для выполнения заказов «Газпрома». Выручка, полученная «Протоном–ПМ» за оказание различных услуг коллегам по кооперации, в общем объеме продаж составила весомые 31,9 %. Преимущественно это испытания газотурбинных установок на новом испытательном стенде, изготовление деталей и сборочных единиц для газотурбинных установок (ГТУ), а также сборка газотурбинных электростанций. В частности, в 2019 году «Протон–ПМ» испытал рекордное количество ГТУ по заказу «ОДК–Пермские моторы», да и в этом году также ожидается рост объемов по этой тематике. В целом не будет преувеличением сказать, что авиастроители, с которыми «Протон–ПМ» связывает общее прошлое в составе бывшего завода им. Свердлова и нахождение на общей промышленной площадке, подставили коллегам–ракетостроителям, от которых их зачастую отделяет только проезд между цехами, надежное плечо.

Наконец, изделия для оборонно–промышленного комплекса в продуктовом портфеле предприятия составили 17,3%. Полностью эта номенклатура, разумеется, не раскрывается, но весьма интересно, что в списке новой продукции, освоенной «Протоном–ПМ» в 2019 году, значится и производство сборочных единиц двигателя Д–30Ф6 для самолета МиГ–31 по заказу АО «218–й Авиационный ремонтный завод» (г. Гатчина). В целом для площадки бывшего завода им. Свердлова эту продукцию новой, конечно, не назовешь (достаточно посмотреть на «белый самолет» перед проходными «Пермских моторов»), но поручение этого заказа именно ракетостроителям также можно расценивать как форму оказания помощи.

В список вновь освоенной продукции, естественно, входят детали и сборочные единицы (ДСЕ) для ракетного двигателя РД–191 и других перспективных изделий, а также ДСЕ для газотурбинных электростанций «Урал» по заказу «ОДК–Авиадвигатель», номенклатуры отливок для «ОДК–Пермские моторы» и алюминиевых отливок вертолетного редуктора ВР–226Н для АО «Редуктор–ПМ». Стоит подчеркнуть, что все вышеперечисленные заказчики – бывшие «дочки», на которые разделился завод им. Свердлова, и что с такими соседями не пропадешь.

КОМПАКТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

По словам исполнительного директора «Протона–ПМ» Дмитрия Щенятского, главная задача стратегия предприятия сейчас заключается в сохранении и развитии компетенций по производству жидкостных ракетных двигателей:

– Чтобы обеспечить предприятие заказами, требуется продемонстрировать государству, госкорпорации «Роскосмос» и заказчикам свою способность в короткие сроки и с необходимым уровнем качества осваивать новую продукцию. С 2023 года мы должны выйти на серийное изготовление всех осваиваемых сегодня изделий, организовав его на новых мощностях. Компактизация производства позволит повысить эффективность деятельности, а значит, снизить себестоимость продукции и обеспечить конкурентную цену наших ракетных двигателей.

В 2019 году в рамках этой самой «компактизации» производства предприятие продолжало развивать и свою загородную площадку. В Новых Лядах введен в эксплуатацию новый заготовительный корпус, где размещены участок раскроя и покраски, автоматизированная линия термообработки, организована работа центральной заводской лаборатории. Продолжалось и возведение корпуса 82, где разместятся механическая обработка, механосборка и окончательная сборка, а также гальваническое производство. На сегодня там смонтированы металлоконструкции корпуса, приобретены 24 единицы технологического оборудования. Для организации гальванического производства разрабатывается проектно–сметная документация. Также в числе перспективных инвестпроектов – организация стендов пролива камер сгорания и участка точной механики для изготовления агрегатов автоматики двигателя РД–191.

В целом на 2020 год на «Протоне–ПМ» запланирован почти двукратный рост объема продаж по сравнению с уровнем 2019 года – в основном за счет выполнения ранее заключенного контракта на поставку двигателей в интересах стратегических отраслей. Вероятно, это как раз и будет поставка нескольких комплектов двигателей РД–276 для «Протона–М», который глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин несколько поторопился похоронить, но в любом случае предприятие уже вышло на такой уровень диверсификации, что спокойно доживет до выхода в серию «Ангары».

Алексей Клочихин

Фото: пресс—служба «Протон—ПМ»


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

С праздником земляков поздравляет Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

Меры поддержки должны быть распространены на всех представителей малого и среднего бизнеса 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них