Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

«Промобот» в «голубом океане»


«Промобот» в «голубом океане»

Пермские роботы, несмотря на зиму, продолжают идти в авангарде глобальной роботизации, впервые появляясь там, где до них был только человек. Помимо того, что в январе «промобот» появился в холле администрации края, улыбчивая продукция пермской компании сейчас активно внедряется на североамериканский континент, который директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев назвал «голубым океаном» для сервисных роботов.

Это хорошо показала крупнейшая выставка потребительской электроники в мире CES–2020 (Consumer Electronics Show), проходившая в Лас–Вегасе в начале января. Именно здесь год назад пермский робот попал под колеса беспилотного автомобиля Tesla – в «случайность» ДТП, конечно, никто не верит, но именно после этого случая на компанию обрушился просто–таки вал международной известности с соответствующим увеличением количества заказов.

На этот раз обошлось без происшествий, и продукция пермской компании мирно сосуществовала с дроидами из КНР и Южной Кореи – а больше никого и не было. Причем роботы из Перми были на голову выше конкурентов как в прямом, так и в переносном смысле, потому что только «промоботы» могли продемонстрировать весь свой функционал. Это хорошо показало исследование стендов с сервисными роботами, проведенное Олегом Кивокурцевым, итоги которого он выложил в своем блоге.

По словам директора по развитию Promobot, пермская компания приезжает в Лас–Вегас уже в третий раз, и если раньше на сотни стендов приходилось всего две модели роботов для indoor–применения (то есть всякие пылесосы не в счет), включая пермскую, то в этом году их было уже шесть. Одна российская, две корейских и три китайских.

ОБЩЕНИЕ НЕ УДАЛОСЬ

Первой моделью, которую осмотрел Кивокурцев, была чем–то схожая с «промоботом» Эми из Сучжоу (рядом с Шанхаем), которую китайские разработчики снабдили личиком девочки из японских мультфильмов. Как рассказали представители компании Amy Robotics, они начали создавать роботы–пылесосы еще с 2004 года. Сервисная Эми ценой в 7 тысяч долларов нацелена на тот же сегмент, что и «промобот» – то есть должна консультировать и отвечать на вопросы в местах повышенного скопления людей. Второй вариант – использование в качестве официанта, поэтому другой, стоявшей рядом модели, приделали статичные руки с подносом. По утверждениям китайцев из Сучжоу, они, якобы, уже продали пару тысяч таких Эми, но в основном внутри Китая. И при этом признались, что на экспорт выйти сложно из–за проблем с техобслуживанием. Что и подтверждало отключенное лицо «официанта» на протяжении всей выставки.

Впрочем, с собственно Эми пермяку тоже пообщаться не удалось – дроид отказывался распознавать его лицо и речь, то есть «не слышал» и «не видел». Но двигал руками и объезжал препятствия. Так что единственно конструктивным из этой встречи можно было вынести только идею использовать робота–официанта вместо живого человека – первый не перепутает заказ, и хочется верить, что принесет его скорей.

Вторым был малыш Canbot, похожий на маленького водолаза в скафандре, из китайского Шеньчженя (это уже рядом с Гонконгом). Представители компании рассказали Кивокурцеву, что их робота, помимо стандартной работы в местах повышенного скопления, можно применять и как домашнего помощника. Плюс у него модульная конструкция: можно отсоединять руки, голову и корпус друг от друга, что удобно для транспортировки. Якобы компания существует с 2007 года и привлекла уже 500 миллионов долларов на свои разработки от правительства КНР, что помогло ей продать 10 тысяч роботов в 15 стран по довольно высокой цене для рынка сервисных роботов — 30 тысяч долларов за штуку.

Но и с «кенботом» пермяку пообщаться не удалось – технический директор компании предупредил, что робот говорить не будет, поскольку «здесь нет интернета и шумно», но взамен продемонстрировал конкуренту танец робота под песню Рианны. А на вопрос об обслуживании сказал, что в его компании будут «очень рады отремонтировать робота, если его вышлют обратно в Шеньчжень». После этого директор по развитию Promobot полез в интернет и обнаружил, что информации о Canbot нет ни в Google, ни на китайских агрегаторах, а на его официальном ютуб–канале всего 16 подписчиков. Короче, поддельная игрушка, а не сервисный робот.

Третьей осмотренной моделью стал китайский робот с длинным названием Intelligent Commercial Service Robot, представленный на стенде компании Chuangze intelligent Robot. По словам Олега Кивокурцева, стенд компании был самым большим среди тех, кто занимается сервисной робототехникой: 10 сотрудников представляли четыре модели роботов, но из всех китайцев по–английски говорил только один. Пермяку с горем пополам рассказали, что компания, разумеется, привлекла несколько сотен миллионов долларов от китайского правительства и, помимо сервисных, производит роботов для дома и для безопасности. Вроде бы продали уже две тысячи штук по цене в 27 тысяч долларов, но только в Китае. С самим роботом пообщаться тоже не удалось – без объяснения причин. Как предположил Кивокурцев, у команды было то ли похмелье, то ли джетлаг. Но надо признать, что в интернете информация по этому роботу есть.

ПРОБЛЕМЫ С ИНТЕРНЕТОМ?

Южнокорейский робот–помощник Hancom производства Hancom Inc. пермскому «промоботу» пока вообще не конкурент – как объяснили Кивокурцеву, компания профинансировала разработку робота исключительно на свои средства и планировала оформить первые контракты прямо на выставке в Лас–Вегасе. Как и у китайцев, у корейцев не было стабильного интернета, поэтому протестировать общение с роботом опять не удалось, а в открытых источниках демонстрации возможностей робота не было. Но с оценкой возможностей конкурентов из Южной Кореи Кивокурцев был более осторожен, мол, поживем – увидим.

Наконец, южнокорейский гигант LG снова привез на выставку своего LG CLOi GuideBot (впервые показанный еще на CES–2017). Но, несмотря на успехи компании в других областях, этого робота до сих пор нет на рынке – видимо, разработка продолжается. На просьбу Кивокурцева протестировать робота ему снова ответили, что «нет интернета».

Даже в этом беглом сравнении пермские роботы (пермяки привезли в Лас–Вегас двух роботов – Promobot V.4 и человекоподобного Robo–C) смотрятся выигрышней по той простой причине, что реально работают по всему миру. Пока продано всего 500 штук, зато в 37 стран, включая США (здесь они продаются по цене в 25 тысяч долларов). Правда, как честно признался Кивокурцев, с распознаванием речи у них тоже могли быть проблемы, потому что для этого любому роботу нужен доступ в интернет. А организаторы CES–2020 выставили коммерческое предложение: выделенная линия за 70% от стоимости всего стенда (!). Пермяки проявили русскую смекалку и поступили иначе: создали точки доступа с телефона (140 долларов за две «симки»), купили 4G–модем за 80 долларов и… банально попросили пароль от того самого выделенного соединения у соседей по выставке, объяснив, что им нужны только тексты из лингвобазы — они не требуют много трафика. В итоге у них было сразу три канала — и пермские роботы единственные на выставке распознавали речь гостей стенда.

С ВЫСТАВКИ — НА РАБОТУ

Поэтому не удивительно, что один из них (рromobot v.4) прямо из Лас–Вегаса отправился на новое место работы в Сан–Франциско в результате соглашения, подписанного между пермской компанией «Промобот» и американской Red Dragon Private Security. В Сан–Франциско «промобот» станет частью систем обслуживания офисных зданий. В дальнейшем его собратья займут места администраторов и консьержей для того, чтобы распознавать лица сотрудников и гостей офисов, сканировать паспорта и выдавать пропуски.

– Дело в том, что робот уже готов к эксплуатации и не требует никаких доработок, – объяснил Олег Кивокурцев. – В робота–консьержа достаточно загрузить информацию об офисе, в котором он будет работать (названия компаний, лица и имена сотрудников),  – и он готов к работе. Поэтому клиенты решили, что не будут ждать доставки аналогичного робота из России и заберут его сразу со стенда.

Основатель Red Dragon Private Security и серийный предприниматель Том Вонг признался, что обратил внимание на сервисные роботы из Перми именно после того, как на одного из них наехала машина компании Илона Маска.

– Я слежу за российскими роботами Promobot уже второй год, – рассказал он. – Впечатляет разнообразие функций. Сейчас моей компании нужны роботы–консьержи, завтра понадобятся консультанты, а потом — гиды, и Promobot предоставит все эти решения на базе всего одной модели робота. Это поражает.

В будущем Том Вонг станет официальным дистрибьютором Promobot на территории Калифорнии. А уже сейчас пермских роботов можно встретить и в других американских городах и штатах – в Лас–Вегасе, Филадельфии, Майами и в аэропорту Балтимор–Вашингтон.

И даже на телеэкране, потому что в начале февраля Promobot несколько раз появился в 10 эпизоде 11–го сезона сериала «Американская семейка» (Modern Family) на канале ABC. Пермский робот сыграл консьержа Финли, работающего в отеле «Прескотт». Роль, правда, не сильно замысловатая, но в «ящик» уже попал.

Наконец, совсем недавно «промобота» вытолкали из парка в центре Нью–Йорка, где он пытался проводить несанкционированную профилактику коронавируса. Пермский робот предлагал прохожим пройти простой опрос, состоящий из нескольких вопросов – не было ли за последние несколько часов рвоты, температуры или кашля, и так далее.

– Подходите и пройдите простой тест. Будьте уверены: это не мы стали источником вируса, — говорил робот прохожим.

Но акция длилась всего несколько минут, после чего администрация Брайант–Парка попросила «промобот» удалиться, заявив, что «такая деятельность на территории парка запрещена». В Перми не удивятся, если «промобот» вдруг случайно попадет под колеса, например, президентского кортежа Дональда Трампа. Ну, или начнет размахивать российским флагом у подножия статуи Свободы, приветствуя туристов. Чем–чем, а отсутствием воображения сотрудники пермской компании никогда не страдали…

Алексей Клочихин

Фото: vk.com


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

С праздником земляков поздравляет Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

Меры поддержки должны быть распространены на всех представителей малого и среднего бизнеса 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них