Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Тарифы на свободе


Тарифы на свободе

Как развиваются в России и Пермском крае механизмы ценозависимого потребления электричества, и насколько эффективна госполитика тарифного регулирования? Каков прогноз изменения тарифов, и как они влияют на повышение энергоэффективности в промышленности, малом и среднем бизнесе? Насколько «цифра» сегодня управляет энергоиспользованием, что в этой сфере предлагают пермские компании, и как потребителю наилучшим для него образом обеспечить себя электричеством?

Все эти и другие вопросы стали предметом рассмотрения, обсуждения и принятия решений на выездном заседании Совета Ассоциации энергетиков Западного Урала (АЭЗУ), состоявшемся на площадке Загородной испытательной станции АО «ОДК–Пермские моторы» в поселке Новые Ляды.

Выбор места проведения мероприятия был не случаен: по итогам ежегодного конкурса АЭЗУ компания «ОДК–Пермские моторы» признана лучшим энергоэффективным предприятием Западного Урала, а его главный энергетик Сергей Носков удостоен звания «Лучший энергетик Западного Урала». И он, уже в качестве президента АЭЗУ, стал модератором оживленной дискуссии на заседании.

ТОРМОЗА НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Тон дискуссии задал генеральный директор АЭЗУ, профессор, доктор технических наук Данир Закиров, который особо подчеркнул, что цифровизация на промпредприятиях Прикамья делает только первые робкие шаги. А ведь именно она призвана стимулировать развитие рыночных механизмов снижения энергоемкости производства, повышение уровня технического состояния производственных фондов и надежности электроснабжения.

Говоря об основных проблемах, сдерживающих цифровизацию, докладчик отметил, что постоянное удорожание энергоресурсов, неудовлетворительные порой качество и надежность централизованных поставок электричества и тепла приводят к тому, что промпотребители вынуждены создавать собственную электрогенерацию, что негативно сказывается на «большой энергетике».

Каков здесь рычаг решения проблем? Внедрение инноваций. АЭЗУ вместе с Горным институтом ПНЦ Уральского отделения РАН создала концепцию по созданию энергоэффективной экономики Прикамья и комплексную инновационную систему управления энергосбережением и экологизацией производств.

Говоря о том, что тормозит цифровизацию энергетики в нашем регионе, Данир Закиров резюмировал:

– Для ее широкого внедрения в промышленности нужно срочно принимать соответствующие законодательные акты: как на федеральном, так и региональном уровнях.

ЦЕНА — КАК ИНСТРУМЕНТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

В докладе, посвященном механизму ценозависимого снижения потребления электроэнергии, первый заместитель гендиректора ООО «ЛУКОЙЛ–Энергосервис» Марина Глазова подчеркнула, что инструментом такого механизма может стать технология ценозависимого потребления, создающая предпосылки для добровольного изменения графика потребления электроэнергии и мощности.

– Важно также совершенствовать механизмы оплаты мощности в виде перехода к фиксированным часам (интервалам) пиковой нагрузки при сохранении прозрачности расчетов на розничном рынке электроэнергии, – отметила она. – В этом убеждает и опыт участия нашей компании в управлении спросом. Мы заключили договор об управлении спросом с Системным оператором Единой энергосистемы России. И сегодня все предприятия, прошедшие конкурентный отбор, добиваются снижения потребления электроэнергии по командам этого оператора.

КАК ОЖИВИТЬ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ СТЕНДЫ?

Перед началом выездного заседания АЭЗУ Николай Андреев, директор по инфраструктуре АО «ОДК–ПМ» – руководитель рабочей группы АО «ОДК» по формированию инвестиционных проектов в рамках программы ПД–35, провел для участников ознакомительную экскурсию по объектам Загородной испытательной станции. А уже потом, в ходе заседания, презентовал разработку перспективного двигателя ПД–35 и рассказал о проблемах энергообеспечения уникальных испытательных мощностей.

 – Стенды испытания компрессора и камеры сгорания очень энергоемки, – подчеркнул он. – Если рассматривать вариант электроснабжения от гарантирующего поставщика, то главной проблемой становится то, что у нас здесь нет прямой технологической возможности присоединения к сетям «МРСК Урала». Нужно будет создавать дорогостоящие энергообъекты и ЛЭП, что потребует около 700 млн рублей, и на это уйдет год–полтора. Вдобавок мы сталкиваемся с рисками: возможна дополнительная плата за резерв мощности, при условии отсутствия потребления максимальной мощности в течение месяца по каким–либо причинам.

А второй вариант, по словам Николая Андреева, строить здесь собственные электростанции: две газотурбинные установки (ГТУ) по 25 МВт, что потребует свыше 2,3 млрд рублей. Риски – высокая стоимость.

– Перед нами проблема выбора одного из двух вариантов, – заострил внимание присутствовавших Николай Андреев. – В тех документах, что ушли в федеральные Минпромторг и Минэнерго, инвестиционном паспорте проекта заложено создание двух ГТУ. Но это дает огромное удорожание проекта. Если бы энергетики края смогли подобрать оптимальный по времени и стоимости вариант технологического присоединения к сетям, то мы смогли бы изменить проект и не строить собственные генерирующие мощности, коэффициент полезного действия которых, как вы сами понимаете, невысокий. Вырабатываемое попутно тепло нам придется выбрасывать: потребности в нем у ближайших поселков нет. Некуда будет девать и излишки вырабатываемого электричества.

Поэтому, за исключением нечастых включений компрессорных станций или мощного электропривода, будем вынуждены держать эти ГТУ на 10–процентной мощности.

Сегодня я обозначаю эту проблему перед вами как перед экспертным сообществом. Если сообща сможем найти наиболее удачное решение, то мы были бы вам очень благодарны.

ДОРОГИЕ РЕЗЕРВЫ

Отвечая на обращение Николая Андреева, начальник отдела регулирования электроэнергетики и газоснабжения управления топливно–энергетического комплекса краевого Министерства тарифного регулирования и энергетики Андрей Бабиян подробно остановился на механизмах оплаты сетевых резервов: в случае технологического присоединения.

– Эти механизмы в крайний раз в России пытались запустить 1 июля 2019 года, планируя принять такие нововведения с начала 2020 года, – сказал он. – Но в итоге законодательное принятие их затянулось. И сегодня основополагающие документы в Правительстве РФ до сих пор не подписаны: их все еще обсуждают.

По словам Андрея Бабияна, инициаторами принятия нововведений выступили Минэнерго и федеральная компания «Россети». Одновременно ФАС России, Минэкономразвития, сообщества потребителей электроэнергии и другие организации направили в правительство немало замечаний, которые до сих пор не сняты.

Что же их здесь не удовлетворяет? В проекте соглашения есть такие пункты, когда потребитель попадает под условие оплаты неиспользуемых резервов в том случае, когда ежемесячное потребление в течение года составляет менее 60% от заявленной мощности.

– Как видим, станция «ОДК–Пермские моторы» как раз попадает в такую ситуацию, – констатировал Андрей Бабиян. – Предполагалось, что с начала 2020 года оплата составит пять процентов от неиспользуемого резерва, в 2021 году – 10%, а с 1 января 2024 – все 100%. И теперь, в связи с обновлением федерального правительства, возникла пауза с реализацией проекта. Очевидно, судьба нововведений отныне будет зависеть от нового куратора энергетики – вице–премьера Юрия Борисова.

ФСК РАСКРЫВАЕТ ОБЪЯТЬЯ

Как показал ход заседания АЭЗУ, эта тема стала оголенным нервом для участников. Обсуждение приобрело яркий дискуссионный характер. Выступавшие отмечали, что на арену разногласий участников отечественного энергорынка вышел еще один мощный игрок – Федеральная сетевая компания (ФСК). И теперь решение проблемы оплаты резервов сетевой мощности зависит и от дифференциации тарифов ФСК.

27 января этого года правительственная комиссия по энергетике решила, что законопроект по оплате резервов сетевой мощности должен быть инициирован постановлением Правительства РФ, а по оплате согласно тарифам ФСК – не рассмотренным пока Госдумой законопроектом по внесению изменений в №35–ФЗ «Об электроэнергетике». Согласно им, тарифы ФСК в ближайшие три года должны вырасти втрое.

По мысли экспертов, это должно приостановить как уход крупных промышленных энергопотребителей от возрастающих тарифов региональных распределительных сетей, так и их переход на сети ФСК: ее тарифы, например, по «высокому напряжению» сегодня в среднем втрое ниже.

Но немаловажно и то, что от такого ухода в объятья ФСК страдают интересы регионов: уходящие крупные энергопользователи перестают нести нагрузку по перекрестному субсидированию: как известно, начиная с середины 1990–х годов, они вынуждены доплачивать за заниженные расценки по электричеству для населения. И только в Пермском крае за минувший год такой добровольно–принудительный вклад крупных энергопользователей превысил пять миллиардов рублей.

А ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ — ТОЛЬКО БЛЕФ?

Как сделать так, чтобы не пострадали интересы регионов? Минэнерго РФ и «Россети» считают, что нужно установить такой порядок, когда энергопотребители, перешедшие на тарифы ФСК, будут участвовать в «перекрестке».

Однако и у противников перекрестного субсидирования в электроэнергетике есть свой резон: они уверены, что оно тормозит развитие и энергетики, и предприятий, которые несут ощутимые убытки. В развернувшихся сегодня дискуссиях в канун весенней сессии Госдумы, где планируется рассмотреть законопроект о поправках в №?35–ФЗ, представители энергосообщества уже называют растущие расценки региональных распределительных сетей не иначе, как коронаТарифами, вызывающими прогрессирующую стагнацию крупной промышленности.

Пострадают и интересы малого и среднего бизнеса. По предварительным расчетам самой компании «Россети», ее тарифы для крупной промышленности в ближайшие три года возрастут, как минимум, втрое. При этом исключений для МСБ не произойдет: он окажется пристегнутым к крупному бизнесу. И в очередной раз заверения правительства в том, что предпринимателям будет оказываться всемерная господдержка, окажутся блефом.

Павел Агапов

Фото Михаила Чепкасова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».  

Павел ФОКИН, министр социального развития Пермского края

Пермский край с 2020 года включен в пилотный проект Минтруда РФ по снижению бедности 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Правление Решетникова отличается какой–то вывернутой логикой: сперва ломают, потом начинают думать