Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Форс–мажор на перекрестке


Форс–мажор на перекрестке

Правила пассажирских перевозок вновь меняются. Меняются не для пассажиров – для перевозчиков. Об этом говорили на заседании постоянной рабочей группы по пассажирским перевозкам в Пермской торгово–промышленной палаты (ПТПП). Пермские перевозчики и представители администрации краевой столицы обсудили вопросы по заключению контрактов на выполнение работ по регулярным перевозкам пассажиров в Перми.

КУДА ЕХАТЬ БУДЕМ?

Открыл заседание Александр Стерлягов, предприниматель, руководитель рабочей группы по пассажирским перевозкам Пермской ТПП. Он уточнил, что за последний год нововведения и изменения в организацию пассажирских перевозок в столице края обсуждались неоднократно. Однако некоторые вводные данные опять претерпели изменения. Потому с этим и разговор ушел далеко от первоначально заявленной темы: «Определение начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемым тарифам города Перми».

О том, что происходит сейчас с пассажирскими перевозками, рассказал Анатолий Путин, начальник департамента транспорта администрации города Перми.

– Мы подошли вплотную к дате, когда пора объявлять наши большие контракты, – сказал Анатолий Путин. – Уже 1 апреля надо приступать к большим перевозкам, в эту пятницу надо объявлять аукцион, чтобы в положенные законодательством сроки успеть заключить контракты. Переговоры по этому поводу идут плотно. Но мы столкнулись со следующей ситуацией: есть перевозчики, готовые работать на наших условиях, приобретать технику, но они не могут получить лизинг и банковские гарантии, есть предприниматели, часть техники которых подходит для работы в новых условиях, но часть надо обновлять, а они пока не располагают возможностями для закупки новой техники…

И вот в конце прошлой недели, по словам Анатолия Путина, было принято решение изменить параметры закупок, которые изначально обозначали, чтобы «дать возможность максимально широкому кругу перевозчиков принять участие в данных закупках и решить проблему с приобретением новой техники и получением банковских гарантий».

Анатолий Путин уточнил, что при этом власти руководствовались тем фактом, что не все маршруты будут «торговаться» на срок пять лет. А только те, которые сейчас наиболее востребованы с точки зрения пассажиропотока. Лоты на менее востребованные маршруты будут заключаться на три года. Эти контракты в основном будут разыграны на аукционе 15 июля.

– Мы планируем все маршруты в городе сделать интересными перевозчикам, и для участия в процедуре, и для дальнейшей работы, – уточнил Анатолий Путин.

А вот с «длинными контрактами» на пять лет придется поторопиться. Аукцион предполагается объявить уже в эту пятницу, 14 февраля, в крайнем случае – в понедельник, 17 февраля. Иначе к 1 апреля контракты не будут заключены – сроки окажутся нарушенными, а закон не соблюден. Хотя пока список лотов не готов. Зато есть понимание, какие маршруты окажутся самыми востребованными – контракты будут разрабатывать, прежде всего, для Орджоникидзевского и Кировского районов.

Еще одно нововведение – лоты будут скомпонованы таким образом, чтобы были собраны вместе маршруты с одним сроком контракта – только пятилетние и только трехлетние.

ДИСКУССИЯ В РАЗГАРЕ

Нововведения заинтересовали перевозчиков – по их мнению, получается, что наиболее востребованные маршруты будут переданы им на пять лет, менее востребованные – на три года. И в этом случае кто–то получает маршруты «хорошие», то есть востребованные и с увеличенным пассажиропотоком, а значит – и более окупаемые, выгодные для предпринимателей. А кто–то – трехлетние, менее востребованные, менее выгодные. Условия получаются неравные.

– Возвращаемся на год назад, – завздыхали перевозчики, пытаясь оценить все последствия нововведений.

Анатолий Путин возразил, что возвращаться надо не так далеко – всего лишь в положение переговоров на пару месяцев назад, когда эти лоты впервые были представлены перевозчикам. Фактически сейчас только меняется распределение маршрутов по лотам, при этом сам принцип лотирования сохраняется. Если оценить лоты в процентном соотношении, то долгосрочные контракты составят порядка 40%, короткие – 60%.

Выгоду для себя перевозчики в этом не углядели. Главное возражение – у бизнеса подготовиться к изменениям не будет времени. Однако представитель муниципалитета возразил – изменения делаются по предложениям самих перевозчиков. Кроме того, такое распределение оправдано – часть маршрутов из дальних районов города попадает в пятилетний срок, внутрирайонные маршруты пойдут на три года. Все.

Косвенно такие изменения поддержали и банки. Напомним, согласно закону, все предприятия, финансируемые из бюджета, обязаны проводить конкурсы и аукционы. Это тот самый Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44–ФЗ). Документ предусматривает два вида обеспечения заявок и исполнения госконтрактов: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии. Суммы обеспечения порой достигают внушительных размеров. А банковские гарантии дают возможность принять участие в тендере и приступить к исполнению госконтракта за сравнительно небольшую сумму. Именно – сравнительно. Банковская гарантия на пять лет высока, не все перевозчики смогут найти финансы для ее обеспечения. На обеспечение трехлетнего контракта найти деньги проще. Еще проще – на годовой. Но таковые у нас не предусмотрены. Хотя предприниматели готовы были эту возможность обсудить. Или,  как вариант, пересмотреть раскладку по лотам с точки зрения сроков исполнения и емкости последних: меньше размер лота, меньше и величина банковских гарантий. Тут главное – мнение заказчика. Насколько муниципалитету принципиально разыграть 24 лота, а не 50?

– Возможно, посмотрим, – уклонился от ответа Анатолий Путин.

Не поддержали предприниматели и спешку с проведением торгов по контрактам. Время на подготовку было и есть – большинство контрактов будет заключаться с 15 июля. Стоило бы сейчас отложить и принятие первых контрактов на два месяца, на переходный период, а не разыгрывать лоты в спешке. Более того, по словам Александра Стерлягова, разработан типовой приказ Минтранса РФ, но пока неизвестно, когда он пройдет юридическую регистрацию. В этом приказе обозначены, в том числе, и нововведения по банковским гарантиям. Возможно, нормативы будут другие. Так зачем спешить?

Анатолий Путин выслушал сомнения и возражения предпринимателей и сказал, что существуют только два пути решения проблемы: идти тем путем, которым шли до сих пор, или перейти на разовые контракты. Но представитель администрации считает, что это крайняя мера. Перевозчики же убеждены, что лучше провести аукционы «по–человечески», а пока подойдут и разовые контракты. Анатолий Путин пообещал озвучить это предложение руководству.

СРАВНИВАТЬ НАДО

Елена Гилязова, вице–президент ПТПП, обратилась с просьбой представить системы расчетов изменений в системе пассажирских перевозок, сделанные специалистами администрации Перми, и напомнила, что эксперты палаты сделали такие расчеты и направили в муниципалитет для рассмотрения. Обратной связи не дождались.

– С учетом того, что расчеты теперь будут новые, хочется увидеть новый расчет и иметь возможность сравнить экспертную оценку ПТПП и администрации, – уточнила Елена Гилязова.

И добавила, что стоит выйти на главу администрации Перми и рассмотреть возможность отсрочить конкурсные процедуры. Более того, следовало бы узнать мнение представителей УФАС, которые не присутствовали на этом заседании, и прокуратуры, представители которой тоже не смогли посетить заседание рабочей группы.

Отложить аукцион предложили и перевозчики.

– К аукциону не готовы ни мы, ни вы, – обратились перевозчики к Анатолию Путину. – Подготовьтесь, как должно, и тогда работа пойдет. Нам обещали, что у потенциальных участников и победителей аукционов, заключивших контракты, будет время для подготовки для перехода на новые условия, теперь же нам сообщают, что за три дня до объявления аукциона технические детали многие до сих пор не отрегулированы.

Углядели перевозчики и особую опасность такого подхода к проведению аукциона. И даже пример приводили: в одном из российских городов было проведено несколько закупок, разбитых на лоты, в реальности все эти аукционы выиграла одна компания. Получается – монополист стал заниматься пассажирскими перевозками.

Сейчас такая опасность существует и в Перми: есть вероятность, что из всего многообразия пермских игроков на этом рынке только один сможет соответствовать всем требованиям и заключить контракты. И не факт, что это будет муниципальное предприятие.

Разговор состоялся, но опять стал безрезультатным. Произошли изменения, определены новые правила игры на транспортном поле, но опять без участия и учета мнения перевозчиков. Времени на обдумывание перевозчикам также не дали. Кто и на каких условиях завтра повезет пассажиров, пока неизвестно. Как и то, состоятся ли аукционы и будут ли заключены контракты. Что ж, подождем до понедельника – тогда все станет ясно.

Дмитрий Николаев

Фото Евгения Харитонова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».  

Павел ФОКИН, министр социального развития Пермского края

Пермский край с 2020 года включен в пилотный проект Минтруда РФ по снижению бедности 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Правление Решетникова отличается какой–то вывернутой логикой: сперва ломают, потом начинают думать