Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Имя для нашего будущего


Имя для нашего будущего

На Загородной испытательной станции «ОДК–ПМ» в поселке Новые Ляды приезжающих встречает огромная надпись: «У будущего есть имя – ПД–35!». Этот двигатель большой тяги – главная надежда пермских инженеров: его появление планируют уже в 2023 году, а к 2027 году  ПД–35 могут запустить в серийное производство. О том, что сегодня происходит с одним из главных проектов двигателестроителей IN рассказывает директор по инфраструктуре АО «ОДК–Пермские моторы» – руководитель рабочей группы АО «ОДК» по формированию инвестиционных проектов в рамках программы «ПД–35» Николай АНДРЕЕВ.

– «У будущего есть имя – ПД–35!» – не слишком ли громкое заявление?

– Не слишком. Подобного ПД–35 авиадвигателя в истории России еще никто не создавал. Он – большой тяги, предназначен для самолетов как военно–транспортного, так и гражданского назначения, а также – с целью импортозамещения. ПД–35 – базовый, на основе универсального газогенератора которого можно будет создавать широкую гамму двигателей различного назначения с тягой до 50 тонн. В том числе и для промышленных установок.

– А насколько конкурентоспособным станет ПД–35?

– Помимо нас, компании только двух стран обладают технологиями производства двигателей большой тяги. Это – «Дженерал Электрик» (США) и «Роллс–Ройс» (Великобритания). ПД-35 будет абсолютно конкурентоспособным наравне с двигателями этих мировых лидеров.   

– Выходит, теперь наш знаменитый ПД–14 – в тени ПД–35?

– ПД–35 по своим характеристикам – совершенно другой двигатель. И его будущее рождение – проект не только создания продукта пятого научно–технологического поколения. Огромная ценность проекта еще и в том, что он позволит нам шагнуть дальше в развитии передовых технологий, конструкторской школы, сопутствующих производств комплектующих материалов и сырья. Поэтому проект, безусловно, станет локомотивом инновационного развития: отечественной промышленности и всей нашей экономики. 

– Известно ли сегодня, где найдет применение ваша новинка?

– Безусловно, в России когда–нибудь будет создан свой большой широкофюзеляжный самолет и на его крыло станут ПД–35. Но и на существующий ИЛ–96 вместо четырех ПС–90 можно будет ставить два ПД–35. А главное – новый двигатель должен обеспечить нам конкурентоспособность в создании машин пятого поколения и большой тяги на рубеже 2030–х годов: простое масштабирование результатов ПД–14 не даст нам добиться этого.

Конкретно – речь о двухконтурности, топливной эффективности и всех других параметрах, в достижении которых наши зарубежные конкуренты продвинулись дальше нас. Перед пермскими разработчиками и производственниками стоит очень серьезная задача: в течение 10 лет создать ПД–35.

Рубежи таковы: в 2022 мы планируем создать демонстрационный газогенератор, в 2023-м  выпустить двигатель-демонстратор и тем самым подтвердить освоение нами необходимых технологий. И уже в 2027 году собрать сам двигатель. 

– Сколько предприятий входит в пул создателей ПД–35?

– Пока речь идет о предприятиях, занятых разработкой конструкции двигателя и изготовлением опытной партии. Это, в первую очередь, пермские компании: головной разработчик – АО «ОДК–Авиадвигатель»; серийный производитель, изготовитель основной части деталей опытной партии  – АО «ОДК–Пермские моторы»; разработчик и изготовитель систем управления двигателем – АО «ОДК–Стар»; Пермский завод «ПЗмаш» и другие. Плюс – около 30 предприятий и организаций из других регионов. 

Для производства ПД–35 создана широкая отечественная кооперация с центром в Перми. Помимо производственников, сюда входят многие научные организации, такие, как Пермский научно–исследовательский политехнический университет. Есть и зарубежные партнеры: несколько компаний, ставших соисполнителями проекта. В частности, канадская компания MDS – признанный в мире разработчик испытательных технологий.

Вложения в проект превысят 180 миллиардов рублей. Для производства ПД–35 нужно будет освоить 18 критических технологий, 29 инвестиционных проектов. Самое большое количество инвестпроектов – 12 – приходится на «ОДК–Пермские моторы», из которых семь – на создание испытательных стендов на территории нашей загородной испытательной станции.

– Так ли важно заострять внимание на испытательных технологиях?

– Очень важно! Впервые в новейшей истории России на первый план выходит необходимость опережающего создания производственных мощностей для испытания ПД–35, что потребует немалых финансовых вложений. Его невозможно создать, не испытав узлы, детали и в целом весь двигатель–исполин, диаметр вентилятора которого – под четыре метра, а мощность выше 35 тонн.

Испытательных мощностей для него в нашей стране пока нет. Поэтому одна из важных задач, стоящих перед нами, – создание испытательной базы для двигателей больших тяг на территории ЗИС. С этой целью у нас будут сооружены семь принципиально новых испытательных стендов.

– Почему именно в Перми?

– У нас накоплен необходимый опыт и созданы компетенции в области создания и эксплуатации современных испытательных стендов. Немаловажен и тот момент, что загородная испытательная станция будет работать на всю Россию: здесь станет возможным производить испытания и других отечественных двигателей.

Сегодня мы завершили разработку концептуального проекта и объявляем тендер по выбору разработчика проектно–сметной документации сразу на семь объектов. В начале 2021 года мы должны получить положительное заключение Госэкспертизы по семи проектам и начать их воплощение.

А в конце 2022 года у нас должны заработать первые три стенда: газогенераторный, для испытаний компрессора и камеры сгорания, а через год – оставшиеся четыре.

– Каковы основные проблемы?

– Бюрократические процедуры. Сегодня уже вовсю реализуются проекты по линиям научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ. Следующий этап – создание, реконструкция и модернизация производственно–испытательной базы предприятий. А этот этап еще даже не начинался.

И это тогда, когда уже началось производство отдельных узлов ПД–35. Их нужно где–то испытывать, а где? И вот мы уже второй год требуем, чтобы началось финансирование закупок оборудования, реализации проектов по испытательным объектам на нашей загородной испытательной станции, в компаниях «ЦИАМ», «Сатурн» и «ОДК–Стар» из той части бюджета, которая предусмотрена государственной программой. Но дело с места не сдвигается.

И сегодня уже намечается разрыв между разработкой ПД–35 и изготовлением опытной партии. Чтобы не допустить его, мы сейчас плотно работаем для того, чтобы поскорее подтянуть государственное финансирование инвестиционных проектов в сфере создания испытательной инфраструктуры,

– Вы озвучили настойчивое желание китайских коллег провести испытания ПД–35 на их мощностях в Шанхае. Это шутка?

– Нет, это всерьез. Дело в том, что Китаю очень нужно резко повысить интенсивность авиаперевозок людей и грузов. И сейчас в Поднебесной усилиями российской Объединенной авиастроительной корпорации и китайской компании «COMAC» реализуется проект перспективного совместного российско–китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера на 250–300 пассажиров. И наш ПД–35 предназначен именно для него. А наши российские авиастроители еще не заявили свою потребность, еще думают над тем, каким будет самолет с двигателями ПД–35?

– Выходит, наши самолетчики сегодня отстают от двигателестроителей?

– Почему только сегодня?! (Улыбается.) Как всегда.

Павел Агапов

Фото Михаила Чепкасова


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».