Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Попросили задержаться


Попросили задержаться

Слухи о скоропостижной смерти производства ракеты–носителя «Протон–М», первую ступень которой (двигатели РД–276) с 60–х годов прошлого века делали на пермском предприятии «Протон–ПМ», оказались несколько преувеличенными. Столкнувшись с суровой действительностью, госкорпорация «Роскосмос» признала, что слегка поторопилась, и РД–276 еще полетает. Это не значит, что «Ангара» отменяется – просто перевод производства из Москвы на производственную площадку омского объединения «Полет» оказался более сложным, чем предполагалось. В Перми–то с налаживанием производства двигателя РД–191 для «Ангары» все идет в соответствии с графиком, и нет сомнений, что пермяки к назначенному сроку (а ракеты нужны уже в этом году) справятся. А вот сибиряки тормозят.

Опять повторяется история, когда работа «Протона–ПМ» идет насмарку не по вине пермяков. В случае с «Протоном–М» штатную работу двигателей первой ступени не раз сводили на нет воронежские разгонные блоки «Фрегат» или некачественная сборка в головном ГКНПЦ им. Хруничева. Пермь никто ни в чем не винил, но что толку–то – финансовые проблемы начинались у всей производственной «цепочки». Что будет, когда место головного предприятия вместо Москвы займет Омск, пока сказать трудно, но «цветочки» уже пошли.

На холодную голову

И глава госкорпорации Дмитрий Рогозин с неоднократными обещаниями закончить историю «Протона» в минувшем году уже в третий раз, мягко говоря, немножко торопится. Первый раз – это всем известный «батут», на котором он посоветовал прыгать американцам, чтобы добраться до МКС; второй – планы довести количество российских пусков в 2019 году до 40. Реально получилось 22, что тоже хорошо – у американцев 21, так что у нас – почетное второе место. Но у Китая–то 32 успешных пуска! Разумеется, количество стартов не самоцель, но он и на этот год пообещал вдвое увеличить число успешно запущенных российских ракет, да как бы опять не погорячился. Впрочем, если «Протон» остается – кто знает…

Во всяком случае, озвученные планы проводить пуски ряда спутников на пусть старых, но хорошо зарекомендовавших себя «Протонах», до завершения налаживания серийного производства «Ангары» в Омске выглядят принятыми на более холодную голову.

– До завершения реконструкции ПО «Полет» центр Хруничева планирует выпускать ежегодно две ракеты–носителя «Ангара–А5» тяжелого класса и одну ракету–носитель «Ангара–А1.2» легкого класса. В этой связи на переходный период часть полезных нагрузок будет выводиться на ракетах–носителях «Протон», часть – на новых ракетах–носителях «Ангара», – сообщила пресс–служба корпорации.

РД–276 в деле

Ранее в материалах на сайте госзакупок прошло сообщение, что «Роскосмос» решил запустить с космодрома Байконур спутник связи «Экспресс–АМУ4» на орбиту не на новой ракете–носителе «Ангара–А5», а на ракете «Протон–М». Напомним, что в октябре прошлого года гендиректор предприятия «Космическая связь» Юрий Прохоров уверенно заявлял, что запуск данного аппарата, согласно Федеральной космической программе, планируется провести с космодрома Восточный именно на «Ангаре–А5». Которую могут собрать как в Москве на площадке центра им. Хруничева, так и в Омске. Но к серийному производству нового семейства ракет–носителей ПО «Полет» будет готов только к 2023 году; видимо, и в ГКНПЦ им. Хруничева с «Ангарой» тоже проблемы, раз в этом году будет заказано продолжение производства «Протона–М».

Из информации на том же сайте следует, что носитель должен быть готов к 2021 году, а его изготовление обойдется в 2,3 млрд рублей. Для сравнения: стоимость изготовления тяжелой «Ангары», которая была запущена в 2014 году, составила почти 4,5 млрд рублей (в ценах того года). В общем, производство РД–276 в Перми продолжается.

Кроме того, ранее отказ получила и легкая версия «Ангары», миссия которой заключалась в выводе на орбиту трех спутников «Гонец–М». С центром Хруничева уже был заключен контракт на изготовление носителя «Ангара–1.2» стоимостью 2,28 млрд рублей к октябрю 2021 года. Однако легкий носитель решили заменить средним «Союзом–2.1б», производство которого обойдется почти на 700 млн рублей дешевле. Как тут не вспомнить неудачи, которые преследуют семейство «Ангары» уже не первый год. А ведь работы по ее созданию стартовали еще в 1995 году! Свой первый полет ракета должна была осуществить в 2005 году, но добралась до стартового стола только в 2014 году (были запущены легкая и тяжелая версии). Больше пусков не проводилось.

Тем не менее в «Роскосмосе» считают запуск производства универсальных ракетных модулей «Ангары» на омском «Полете» приоритетной задачей. «Осуществляется жесткий контроль за изготовлением в текущем году первых ракет–носителей «Ангара», а также их передача заказчику – Министерству обороны Российской Федерации», – пояснили в пресс–службе. – После модернизации ПО «Полет» и выхода производства на проектную мощность в год будут изготавливаться восемь тяжелых «Ангара–А5» и две легких «Ангара–1.2».

Пока что «Роскосмос» заявил, что в 2020 году Минобороны получит две единицы тяжелого носителя «Ангара–А5». Причем обе ракеты будут собраны на «Полете» в Омске. Эксплуатация же ракет «Протон–М» прекратится лишь в 2024 году. Пермякам хорошо и то, и другое, поскольку меньше забот по замене выпадающей «космической доли» в общем объеме производства.

Завершения и продолжения

На «Протоне–ПМ» как раз подвели итоги прошедшего года – ракета–носитель «Протон–М» с двигателями первой ступени РД–276 в 2019 году стартовала пять раз. В мае был запущен отечественный спутник связи «Ямал–601», в июле – российско–германская обсерватория «Спектр–РГ». В августе ракетой–носителем «Протон–М» выведен на орбиту космический аппарат в интересах Министерства обороны РФ, в октябре – осуществлен запуск европейских космических аппаратов Eutelsat 5 West B и Mission Extension Vehicle–1. Наконец, в декабре выведен на орбиту гидрометеорологический спутник «Электро–Л» № 3.

Предприятие изготовило в 2019 году два комплекта РД–276, завершив производство двигателей для ракет–носителей «Протон» в рамках действующих контрактов. Как думали на «Протоне–ПМ», заключительное огневое испытание прошло в ноябре. Также продолжилось освоение основных агрегатов двигателя РД–191 для ракеты–носителя «Ангара» и других изделий в интересах стратегических отраслей российской промышленности.

Также в 2019 году «Протон–ПМ» завершил создание современного заготовительного производства назагородной площадке в Новых Лядах. Введены в эксплуатацию более 10 тысяч квадратных метров новых площадей: участок листового раскроя и покраски, универсальный автоматизированный комплекс  термообработки. Организована центральная заводская лаборатория, оснащенная современными испытательными машинами и другим специальным оборудованием. Проектная мощность предусматривает проведение до 19 тысяч испытаний и исследований в год.

В соответствии с графиком продолжаются реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД–191. Проект рассчитан до конца 2020 года. Кроме того, в августе прошлого года Дмитрий Рогозин подписал распоряжение о бюджетном финансировании проекта по созданию на предприятии к 2021 году комплекса линий электрохимических покрытий. Результатом проекта станет организация современного гальванического цеха площадью более 11 тысяч квадратных метров. Десять гальванических линий позволят в автоматическом режиме наносить на детали почти все виды покрытий, применяемых при производстве жидкостных ракетных двигателей.

На базе модернизированных мощностей литейного производства «Протон–ПМ» в 2019 году продолжилось создание центра литейных компетенций. Здесь будут изготавливать практически всю номенклатуру стальных и титановых отливок и деталей из них в интересах предприятий интегрированной структуры.

Новые производства

Наконец, расширяются и направления диверсификации. Весьма интересно, что в 2019 году «Протон–ПМ» возобновил производство деталей и сборочных единиц для двигателя Д–30Ф6 самолета МИГ–31 в интересах АО «218 Авиаремонтный завод» (Ленинградская область). Заключен договор с ОКБ «Факел» (Калининград), которое планируется включить в интегрированную структуру, на изготовление пилотной партии деталей, предназначенных для двигателей космических аппаратов группировки OneWeb. Кроме того, по заказу АО «Редуктор–ПМ» начато производство алюминиевых отливок для вертолетного редуктора ВР–226Н.

В сентябре 2019 года компании–эксплуатанту передана 100–я газотурбинная электростанция (ГТЭС) серии «Урал», изготовленная ракетчиками по заказу «ОДК–Авиадвигатель». В 2020 году объем производства ГТЭС «Урал» сохранится на прежнем уровне. Планируется также испытывать ГТЭС мощностью четыре и шесть мегаватт для НПО «Искра». В ноябре 2019 года предприятие установило месячный рекорд, испытав 16 газотурбинных установок для «ОДК–Пермские моторы»! Рекордный результат ожидается и по итогам года. В течение трех лет прогнозируется рост объемов испытаний ГТУ на 20% ежегодно.

Ну и, конечно, на предприятии надеются, что новый министр экономического развития РФ Максим Решетников не забудет вопросы развития кластера ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный», которые он обсуждал на встрече с  Дмитрием Рогозиным на МАКС–2019. Якорный проект технополиса – производство узлов и агрегатов двигателя РД–191 и других перспективных ЖРД – имеет статус приоритетного регионального инвестпроекта и поддерживается госкорпорацией. Для дальнейшего развития социальной инфраструктуры технополиса утверждены документы территориального планирования Новых Лядов, позволяющие организовать здесь современное жилищное строительство, улучшить качество образования и в целом создать комфортное пространство для жизни и работы специалистов отрасли.

У ракетчиков уже есть свой человек в «Роскосмосе» – гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов, 40 лет отдавший «Протону–ПМ». А теперь появился и свой человек в Минэкономразвития.

Алексей Клочихин

Фото: ПРОТОН-­ПМ

 


IN-календарь
INосказательно
Павел ФОКИН, министр социального развития Пермского края

Пермский край с 2020 года включен в пилотный проект Минтруда РФ по снижению бедности 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Правление Решетникова отличается какой–то вывернутой логикой: сперва ломают, потом начинают думать 

Вероника  КУЛИКОВА, депутат Пермской городской Думы

Если мы сейчас готовы повышать тариф и при этом не улучшать качество услуги, это безответственно