Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

От оптимизма до сомнений


От оптимизма до сомнений

Бюджет Прикамья на ближайшую трехлетку принят во втором чтении на ноябрьской сессии регионального парламента. Несмотря на положительную динамику по доходам, предусмотренную основным финансовым документом Пермского края, ряд депутатов считают, что прогнозы правительства «слишком оптимистичны».

Напомним, что в первом чтении краевой бюджет на 2020–2022 годы был принят Законодательным Собранием в октябре. Первоначальные основные параметры: доходы региона в 2020 году – 129,7 млрд рублей, расходы – 140,7 млрд рублей. При этом на ближайшую трехлетку средний прирост налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета прогнозируется на уровне 5,8%.

Федеральная казна — Прикамью в помощь

Между чтениями цифры несколько изменились. Всего в рабочую группу по доработке проекта бюджета поступило 129 поправок.

– Доходы были уточнены ко второму чтению на сумму 6,1 млрд рублей, – сообщают в краевом Министерстве финансов. – В основном увеличение доходов связано с уточнением суммы целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в соответствии с проектом федерального бюджета на 2020–2022 годы. Всего в 2020 году ожидается получить таких трансфертов в объеме 21,7 млрд рублей, 2021 году – 24,5 млрд рублей, 2022 году – 22,6 млрд рублей. В результате в утвержденном во втором чтении варианте общий объем доходов краевого бюджета на 2020 год прогнозируется на уровне 153 млрд рублей, на 2021 год – 162 млрд рублей, на 2022 год – 168,6 млрд рублей.

Министерские финансисты подчеркивают что «утвержденный бюджет сохраняет свою социальную направленность, доля социальных расходов составит более 70%, а меры социальной поддержки населения проиндексированы на 2020 год на четыре процента, на такой же процент будут увеличены оклады работникам бюджетной сферы».

Пермский край намерен по–прежнему активно участвовать в национальных проектах, на которые в 2020 году намечено выделить 14 млрд рублей, из которых два млрд рублей – это краевой бюджет, 12 млрд – федеральный. В 2021 году финансирование несколько уменьшается – 12 млрд рублей, в том числе два млрд рублей – краевой бюджет, 10 млрд рублей – федеральный. Однако в 2022 году ожидается новый «прирост» – всего на нацпроекты планируется направить 17 млрд рублей, из которых четыре млрд рублей придется на краевой бюджет , 13 млрд рублей – на федеральную казну.

Наибольший объем финансирования из краевого и федерального бюджетов в 2020 году предусмотрен на нацпроекты: «Демография» – четыре млрд рублей, «Жилье и городская среда» – три млрд рублей, «Бе­зопасные и качественные дороги» – 2,7 млрд рублей.

Общий уточненный объем расходов бюджета Пермского края на 2020 год составит 163 млрд рублей, на 2021 год – 175 млрд рублей, на 2022 год – 180 млрд рублей.

Пермский край «отстает» от мира?

Бюджетный дефицит на 2020 год утвержден в сумме 10,5 млрд рублей, на 2021 год – 12,9 млрд рублей, на 2022 год – 10,9 млрд рублей. При этом, как уверяют в краевом Минфине, «долговая нагрузка на бюджет по–прежнему остается на экономически безопасном уровне».

Впрочем, эта позиция правительства региона подверглась достаточно резкой критике с парламентской трибуны. Так, лидер фракции КПРФ Владимир Корсун заявил, что, «несмотря на позитивные отчеты правительства Пермского края, количество вновь созданных в регионе рабочих мест субъектов малого и среднего бизнеса за последние годы упало на 41%, а по данным Пермьстата, из Пермского края уходят предприятия разного профиля. Прикамье занимает первое место среди регионов России по сумме выпадающих доходов».

«Жизнь в долг» парламентские левые считают финансово рискованной политикой, декларированное повышение социальных расходов – недостаточным.

– Мы почти на 50% увеличиваем вклад в развитие транспортной системы, на столько же – в организацию транспортного обслуживания, констатировал лидер фракции. – А увеличение расходов на программу «Качественное здравоохранение» при этом увеличиваем лишь на 13%; расходы на лекарственное обеспечение на четыре процента; на образование – на 8,7. Может быть, стоит начать несколько по–иному подходить к расходной части бюджета?

Конечно, важно строительство дорог, стен у оперного театра и тому подобное, но гораздо важнее здоровое и образованное поколение, что, в конце концов, неизбежно приведет к резкому скачку в экономике.

Почему–то власти забыли, что, кроме кредитования, для пополнения казны есть еще и иные пути. Мы же таким бюджетом не только не увеличиваем вклад в государственную программу экономической политики и инновационного развития, а уменьшаем его на 11%. Принятыми в недавнем времени законами мы практически уничтожаем промышленность и развитие малого и среднего бизнеса. Откуда будем брать средства на покрытие долгов? Мировая экономика ежегодно растет на два–три процента, а мы гордимся цифрой в 1,3%.

Если грянет – «отсидимся на «подушке»

Впрочем, можно сказать, что, когда бюджет критикует оппозиция, тем более левая, – это «вполне нормально». Ведь политика – это, в том числе, оценка партийцами ситуации «со своей колокольни». Но тревогу в связи с расчетами доходной части краевого бюджета выразили также и отдельные представители «партии власти» в Законодательном Собрании.

– Мы принимаем бюджет, особенно в 2022 году, с ощутимым «рывком», если судить по цифрам, – сказал на заседании бюджетного комитета Заксобрания депутат, член фракции «Единая Россия» Армен Гарслян, обращаясь к членам краевого кабинета министров. – Но все–таки вы постоянно наблюдаете за ситуацией? Этот рост подтверждается?

– Безусловно, мы ситуацию отслеживаем, – ответила глава регионального Минфина Елена Чугарина. – Из отчета об исполнении бюджета Пермского края за девять месяцев 2019 года также видно, что у нас сложилась положительная динамика по доходам. Но, несмотря на то, что в этом году у нас такая «стремительная» динамика по поступлениям из собственных источников, при прогнозировании следующей трехлетки все равно мы все–таки используем умеренно–оптимистический сценарий развития и не переоцениваем возможности. И с точки зрения поступления собственных доходов мы внимательно смотрим, чтобы не допустить переоценки.

Видимо, такой ответ не развеял всех сомнений заместителя председателя бюджетного комитета ЗС Армена Гарсляна.

– Я бы хотел сослаться на мнение председателя комитета Госдумы Макарова, который заявил, что в мире грядет тяжелейший экономический кризис, с которым каждая страна, включая Россию, должна будет бороться в одиночку, – пояснил причину своего беспокойства парламентарий. – Почему говорю об этом? Просто, чтобы потом мы не вошли в «историю», из которой будет тяжело выходить. Просьба к правительству края – еще раз сделать мониторинг, проанализировать варианты развития экономической ситуации.

Стоит пояснить: в конце ноября председатель комитета по бюджету и налогам Государственной Думы России Андрей Макаров в ходе обсуждения доклада главы Центробанка о денежно–кредитной политике страны на 2020–2022 годы предрек кризис и заявил, что действовавшие прежде мировые механизмы вроде ВТО сейчас «деформированы». Фрагменты из выступления главы комитета опубликовали федеральные СМИ, в частности, его процитировала «Парламентская газета». Думец подчеркнул, что есть два основных драйвера экономического развития – рост инвестиций и потребительского спроса, однако проблемы повышения доходов граждан и улучшения инвестиционного климата в стране, по его мнению, «не обсуждаются должным образом».

Впрочем, в Минфине Пермского края уверены, что краевой бюджет «непотопляем» в любой, даже самой отчаянной ситуации.

– Дополнительный аргумент, который показателен с точки зрения сбалансированности и устойчивости бюджета Пермского края, – это тот факт, что на ближайшую трехлетку мы обеспечили достаточно надежную «подушку безопасности» в виде инвестиционной составляющей, – «успокоила» озабоченных законодателей глава регионального Минфина. – Если вдруг, не дай Бог, этот «провал» в экономике случится, у нас есть разовые расходы, которые мы можем «притормозить» и «заморозить».

На зависть «Лужникам»

Инвестиционные расходы края, действительно, впечатляют. В региональном «Перечне объектов капитального строительства» на трехлетку, утвержденном ЗС в августе этого года, числятся 56 объектов по семи государственным программам. Общая сметная стоимость строек составляла на сентябрь 2019 года более 34 млрд рублей.

Однако она продолжает расти, как тесто на дрожжах, увеличиваясь на миллиардные суммы. Например, на ноябрьскую пленарку региональное правительство внесло законопроект о дополнении перечня еще одним «глобальным» проектом. Речь идет о возведении в Дзержинском районе Перми, в районе реконструкции железнодорожного вокзала Пермь II, рядом с деловым центром «Пермь Сити», концертно–спортивного комплекса на 10 тысяч 500 посадочных мест. Стоимость инвестиционного проекта составляет 6 млрд 700 млн рублей. Разработку проектно–сметной документации предполагается сделать в 2020–2021 годах, строительство «уложить» в срок с 2022 по 2024 год.

Если послушать региональных чиновников, создается впечатление, что жить без столь монументального строения пермякам будет весьма некомфортно.

«Строительство комплекса такого высокого уровня на территории Пермского края окажет большое влияние на развитие таких видов спорта, как хоккей, фигурное катание и баскетбол, – говорится в пояснительной записке от кабинета министров. – Кроме того, на территории региона появится новая, отвечающая современным требованиям площадка для проведения культурно–массовых мероприятий, международных соревнований и концертов».

Кстати, заключения Контрольно–счетной палаты Пермского края на эту инициативу правительства депутаты не дождались.

«В пояснительной записке к проекту постановления, в паспорте инвестиционного проекта «Концертно–спортивный комплекс», отражено, что проектная документация отсутствует, – говорится в письме председателя КСП Геннадия Тушнолобова, которое было направлено на имя председателя Заксобрания Валерия Сухих. – Отсутствует также и положительное заключение об эффективности использования средств бюджета Пермского края, направляемых на капитальные вложения…

При внесении проекта постановления на рассмотрение Законодательного Собрания финансово–экономическое обоснование к проекту постановления – не представлено…

В связи с отсутствием финансово–экономического обоснования – предмет для финансово–экономической экспертизы проекта постановления отсутствует».

Тем не менее на ноябрьской пленарке парламентарии дружно приняли постановление о строительстве нового концертно–спортивного комплекса, возможно, среди прочего, имея в виду, что тем самым усиливают «подушку безопасности», о которой говорят минфиновские чиновники.

Денег не проси — неси проекты

Впрочем, как говорится, на одной подушке не усидишь. Краю впору подумать о развитии отраслей, способных «укрепить» собственную доходную базу краевого бюджета. В последнее время на региональном уровне вновь вспомнили о сфере туризма. Были приняты кадровые решения: в середине октября губернатор Максим Решетников назначил руководителем краевого агентства по туризму и молодежной политике Юлию Ветошкину. У новой главы «туристического» ведомства немалый опыт работы в госструктурах – в том числе с 2012 года она возглавляла департамент туризма Ярославской области, с 2017 года работала начальником управления по туризму в Министерстве культуры Подмосковья.

28 ноября в рамках «правительственного часа» состоялся дебют Юлии Ветошкиной в региональном парламенте. По словам чиновницы, на развитие туризма в Пермском крае в 2019 году предусмотрено чуть более 81 млн рублей, с привлечением средств местного бюджета в размере 7 млн 475 тысяч рублей.

Финансирование отрасли из краевого бюджета в следующем году составит 80 млн 265 тысяч рублей. Планируемые средства муниципалитетов – 7 млн 700 тысяч рублей.

Несмотря на такое «умеренное» финансирование, задачи ставятся не без «размаха»: главной целью мероприятий по развитию туризма провозглашено увеличение туристского потока к 2022 году до 810 тысяч туристов, или почти на 10% больше в сравнении с показателем 2018 года.

Казалось бы, при таких задачах вполне уместно сделать ставку на малый бизнес, его активное участие в туристических программах Прикамья. Тем более что, по словам Юлии Ветошкиной, частные предприниматели играют заметную роль в успешном продвижении отрасли в центральных регионах России. Однако в Пермском крае глава агентства столкнулась с «пассивностью» частной инициативы, по крайней мере, ей так «показалось» в первый месяц работы.

– Столкнулась с тем, что в Пермском крае, как мне кажется, недостаточно активен малый бизнес, – поделилась впечатлениями с депутатами глава «туристического» агентства». – По крайней мере, муниципалитетам Прикамья сегодня выделяются субсидии из краевого бюджета, и очень хочется, чтобы проявляли инициативу, принимали участие в туристических проектах предприниматели. Мы сейчас поэтому хотим совершить ряд поездок по территориям – может быть, этой активности нет потому, что люди просто не понимают, куда мы движемся, какие задачи ставим по развитию туристической отрасли в регионе. Например, в тех городах и селах, где туризм сейчас активно развивается, малый бизнес, на мой взгляд, может очень неплохо заработать на таких востребованных проектах, как создание частных туристских информационных центров. А мы такие центры, в свою очередь, готовы «встроить» в краевую систему работы с туристами, снабдить всей необходимой информацией. Моя позиция – по таким направлениям все–таки необходимо государственно–частное партнерство…

Понимаете, в Московской или Ярославской области сразу в ходе встреч выделялись люди, представители бизнеса, который очень активен. Это люди, которые не говорили – «дайте денег», рассказывали о своих реальных, уже работающих проектах, с которыми они готовы «вписаться» в систему, и планах развития туризма. Мы с такими проектами выходили даже на уровень межправительственных комиссий, поскольку я и международной деятельностью прежде занималась. Поэтому, используя серьезные федеральные площадки, мы можем продвигать свои, региональные проекты. Но пока в этом плане за месяц работы у меня было всего несколько человек, и все в основном просили денег. Пока не увидела ни одного, кто сказал бы, что он готов дать.

Фото: perm.cian.ru


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН,  председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

В этом году Пермское землячество основной упор в работе будет делать на 75–летии Великой Победы 

Людмила СЕРИКОВА, руководитель  департамента образования  администрации Перми

Директор, который застыл в своем развитии, быстро теряет свою квалификацию. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Администрации края и города могли бы стать лучшими Дедами Морозами Прикамья. Но им это не нужно.