Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

«Столпы» бюджета


«Столпы» бюджета

В первом чтении главный финансовый документ региона был рассмотрен и принят на октябрьской пленарке краевого парламента.

Напомним основные бюджетные параметры на грядущий год: доходы запланированы в размере 146 млрд 901,8 млн рублей, это больше, чем первоначальный бюджет 2019 года на 14 млрд 740 млн рублей, или на 11,2%.

Расходы составят 157 млрд 861 млн рублей, что больше, чем первоначально утвержденный бюджет нынешнего года на 20 млрд 948 млн рублей, или на 15%.

Риски: «бумажные» или реальные?

Дефицит чуть превысит сумму в 10 млрд 959 млн рублей, и это увеличение по сравнению со «стартовым» бюджетом–2020 составило ни много ни мало 2,3 раза. Правда, как уверяла на публичных слушаниях по проекту бюджета, прошедших 16 октября, министр финансов региона Елена Чугарина, «дефицит, который мы фиксируем в бюджете, это по сути «бумажный» дефицит, а по факту мы ожидаем, что он будет значительно ниже».

Кстати, как отмечают специалисты аналитического управления Заксобрания, размер дефицита в 2020 году составит 8,7% к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, что не превышает предельный размер, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации. При том в качестве основного источника финансирования дефицита бюджета–2020 предусмотрены кредиты коммерческих банков.

В целом в следующем году планируется привлечение банковских кредитов на общую сумму 53 млрд 871 млн рублей, погашение кредитов коммерческих банков в сумме 42 млрд 100 млн рублей. Также предусмотрено привлечение и погашение бюджетных кредитов в суммах, соответственно, 42 млрд 800 млн рублей и 43 млрд 637 млн рублей с учетом необходимости погашения кредитов предыдущих лет.

Любопытно, что в 2021 году намечается рост основных параметров краевого бюджета по сравнению с предыдущим годом: доходы и расходы увеличиваются, соответственно, на 3,8% и 4,9%, при этом прирост дефицита составит почти 19%.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом доходы бюджета Прикамья сократятся на 0,3%, расходы увеличатся на 0,1%, дефицит станет больше на 4,5%. Дефицит в 2021 году составит 9,8% к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, а в 2022 году планируется его снижение до 9,5%.

Умеренно—тревожный оптимизм

Правительство Пермского края представило в Законодательное Собрание прогноз социально–экономического развития на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов, разработанный в двух вариантах (сценариях) – «инерционном» и «целевом». Согласно пояснительной записке к законопроекту, для формирования проекта бюджета на ближайшую трехлетку использован «инерционный» вариант прогноза, который рассматривает «развитие экономики в условиях низкой динамики цен на нефть и природный газ и разработан в условиях умеренной динамики потребительского спроса при сохранении намеченных инвестиционных проектов».

Как следует из пояснительной записки к прогнозу, сценарные условия для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально–экономического развития Западного Урала на период до 2022 года разработаны на основе условий и параметров, одобренных в целом для России на заседании федерального кабинета министров 18 апреля 2019 года.

Стоит отметить, что при формировании федерального бюджета использован базовый вариант прогноза социально–экономического развития РФ, внесенный вместе с проектом бюджета страны на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в Госдуму. Притом, как отмечается в документах, базовый и целевой сценарии основаны на одних и тех же внешнеэкономических предпосылках. В них заложено постепенное дальнейшее замедление мирового экономического роста с 2,9% в 2019 году до 2,7% в 2024 году, нисходящая динамика цен на нефть – снижение с 62 – 63 долларов США за баррель до 57 долларов США за баррель в 2020 году и до 53 долларов США за баррель к 2024 году. Кроме того, предусмотрен крайне умеренный рост цен на основные товары российского экспорта. Как в базовый, так и в целевой сценарий заложена «успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных указом №204. Эти меры должны обеспечить повышение инвестиционной активности с одной стороны и рост доходов населения — с другой.

В 2020 году в Прикамье более оптимистично, чем в среднем по стране, прогнозируются показатели роста инвестиций в основной капитал, роста фонда заработной платы, объема платных услуг населению. Показатели инфляции, роста внутреннего регионального продукта (ВРП), объемов промышленного производства, продукции сельского хозяйства и реальной заработной платы в Пермском крае прогнозируются ниже среднероссийских.

– Динамика валового регионального продукта варьируется в прогнозном периоде в диапазоне 101,2% –101,5% ежегодно (по «инерционному» сценарию), – отмечают эксперты краевой Контрольно–Счетной палаты. – Темп роста промышленного производства, составляющего основную долю в экономике Пермского края, прогнозируется в диапазоне 102,1–102,2%. Прогнозные показатели на 2020–2022 годы подтверждаются тенденциями в развитии промышленности Пермского края в текущем периоде. Так, индекс промышленного производства в январе – августе 2019 года составил 103% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе в обрабатывающих производствах» – 104,3% к январю–августу 2018 года.

Инфляция в регионе в 2019 году, согласно прогнозу, ожидается на уровне 104,7% (в январе–августе 2019 года инфляция составила 104,35%), в прогнозном периоде 2020–2022 годов – 103,9%, 104,1% и 104,4% соответственно. Показатель «налогооблагаемая прибыль» прогнозируется на 2020 год на уровне 105,1% (по оценке 2019 года, – 104,7%). По итогам первого полугодия 2019 года, по данным Пермьстата, прибыль предприятий составила 164,1% к январю–июню 2018 года.

По оценке КСП, из ряда важных показателей потребительского рынка в прогнозе для Пермского края на 2020–2022 годы имеется только показатель «индекс–дефлятор платных услуг населению», отражающий рост объема платных услуг в сопоставимых условиях. Этот показатель запланирован с ростом в 2020–2022 годах в диапазоне 105,5–104,9%, однако по итогам января–августа 2019 года отмечается его снижение на 0,5%. Как указано в пояснительной записке к прогнозу, «по мере повышения доходов населения будет расти спрос на рыночные услуги, в связи с чем к 2020 году прогнозируется опережающий рост цен в этом сегменте по сравнению с предыдущим годом».

– Отмечаем, что показатель роста реальных располагаемых денежных доходов (доходов с учетом обязательных платежей населения) в прогнозе не представлен, – обращают внимание краевые ревизоры. – А текущая ситуация указывает на снижение реальных располагаемых доходов населения: в январе–марте 2019 года – на 4,9%, в январе–июне 2020 года – на 1,7%.

При этом в Указе Президента от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года является «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции».

Инвестиционные надежды

Как полагает правительство Пермского края, «темпы роста валового регионального продукта и динамика индекса промышленного производства будут достигнуты за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств, развития потребительского рынка, а также продолжающегося развития отраслей транспорта и машиностроения».

Притом на протяжении планового периода 2021–2022 годов прогнозируется оживление инвестиционной активности реального сектора экономики, в том числе по причине реализации масштабных проектов в химической отрасли.

В 2020 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 105,9% к «планке» предыдущего года. В плановом периоде 2021–2022 годов темпы роста инвестиций в основной капитал снижаются до 104,6% и 104,3% соответственно. Краевые экономисты надеются, что за счет роста инвестиций будет обеспечен стабильный рост основных фондов в плановом периоде на уровне 104,3%–104,9%.

Вообще же, как отмечают парламентские аналитики, «поскольку индекс инвестиций в основной капитал в период 2019–2022 годов имеет тенденцию к снижению, следует отметить вероятность снижения темпов роста валового регионального продукта и индекса промышленного производства в последующие периоды».

Кроме того, в 2020–2022 годах в Прикамье прогнозируется скромный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции: в 2020 году – 101,4% (правда, это снижение более чем на один процентный пункт к 2019 году); в 2021 году – 101,6% (увеличение на 0,2 процентный пункт к 2020 году).

В 2022 году ожидается сохранение темпов роста на уровне 2021 года.

Согласно информации правительства Пермского края, сохранению положительной динамики развития западно–уральского агропрома «способствует инвестиционная активность в подотраслях сельского хозяйства, дальнейшая возможность сельскохозяйственных товаропроизводителей замещать импортную продукцию в период действия контрсанкций, реализация антикризисных мер, повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей».

Налоги « в колебаниях»

Рост налогооблагаемой прибыли на грядущую трехлетку прогнозируется в диапазоне 104,2%–105,5%. При этом темпы роста имеют неустойчивый характер изменений по годам планового периода: в 2020 году прогнозируется рост к уровню предыдущего года на 0,4 процентных пункта, в 2021 году – снижение на 0,9%, в 2022 году – рост на 1,3 процентных пункта.

«Согласно пояснениям к прогнозу СЭР Пермского края изменение объема налогооблагаемой прибыли в региональной экономике будет происходить в основном за счет прогнозируемого роста налогооблагаемой базы по предприятиям, осуществляющим деятельность на территории края, – говорится в заключении на законопроект о бюджете Управления аналитической и законотворческой деятельности ЗС. – При этом, при условии сохранения низкой себестоимости производимого сырья, прогнозируется стабильная финансовая ситуация компаний–экспортеров. Прогнозируемый рост в отраслях машиностроения будет обеспечен в основном за счет реализации проектов гособоронзаказа Российской Федерации, роста экспорта продукции машиностроения, в том числе в рамках реализации приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности». В отраслях, ориентированных на внутренний потребительский спрос товаров и услуг (строительство, текстильное производство), ожидается снижение прибыли».

В 2020–2022 годах прогнозируется рост индекса потребительских цен (инфляции) к предыдущему году: в 2020 году – 103,9%; в 2021 году – 104,1%; в 2022 году – 104,4%. Это несколько ниже ожидаемых итогов за 2019 год (104,7%).

Удержанию инфляции, по мнению специалистов, «будут способствовать постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров, в том числе обусловленные расширением импортозамещения».

Законопроект о бюджете на 2020–2022 годы учитывает изменения налогового законодательства. В том числе – поэтапное повышение ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в краевой бюджет, с 1 января 2020 года – до 15,75% (в 2019 году – 14,75%), с 2021 года – до 17% (до уровня, установленного Налоговым кодексом России).

Также запланировано исключение движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, а также увеличение ставок по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, которые служат их неотъемлемой технологической частью, в 2020 году – 1,6%, в 2021 году – 2,2% (в 2019 году – 1,3%). Разумеется, спрогнозировано увеличение количества налогоплательщиков, выбравших упрощенную систему налогообложения в связи с отменой в ряде муниципалитетов Прикамья единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Наибольший удельный вес в доходах краевого бюджета–2020 занимают налог на прибыль организаций – 46,8%; налог на доходы физических лиц – 27,2%; налог на имущество организаций – 8,5%; акцизы – 7,9%; налоги на совокупный доход – 6,7%.

В структуре расходов, как и в прежние годы, более 70% всего бюджета приходится на социальные программы.

– Приоритетом при формировании расходов стали сохранение и усиление социальной ориентированности бюджета, индексация мер социальной поддержки населения и увеличение текущего финансирования бюджетных учреждений, – заявила глава краевого Минфина Елена Чугарина. – В первую очередь это необходимо, чтобы была возможность повысить заработную плату работникам бюджетной сферы.

По словам министра, наиболее финансово емкие и динамично растущие государственные программы – это здравоохранение, где расходы –2020, с учетом средств фонда медицинского страхования, составят более 50 млрд рублей, образование – 39 млрд рублей («плюсом» к 2019 году – 2,7 млрд рублей), социальная поддержка населения – 17,7 млрд рублей (больше на 600 млн рублей по сравнению с нынешним годом). Бюджетное финансирование культуры в 2020 году составит более 5 млрд рублей, увеличившись к 2019 году на 1,2 млрд рублей, ощутимо будут увеличены расходы по программе «региональная политика» – это, прежде всего, связано с увеличением финансовой поддержки западноуральских муниципалитетов. В целом города и районы Прикамья получат в 2020 году каждый пятый рубль из краевой казны – это порядка 29 млрд рублей.

– Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Пермский край в рамках проекта закона о бюджете выглядит очень достойно, – подчеркнула глава бюджетного комитета Заксобрания Елена Зырянова. – Мы чаще всего не выполняем план по государственному долгу, то есть всегда занимаем меньше, чем планировали. Сомневаться в финансовой устойчивости региона нет никаких оснований. Мы видим бюджет, который практически по всем статьям динамично растет.

Рассмотрение законопроекта о бюджете Пермского края на 2020–2022 годы запланировано на 28 ноября.

Анатолий Москвин


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Администрации края и города могли бы стать лучшими Дедами Морозами Прикамья. Но им это не нужно. 

Геннадий САНДЫРЕВ, вице–президент  Палаты налоговых консультантов России

Отрасль налогового законодательства по сравнению с другими отраслями права достаточно объемна. 

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета  по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Пермского края

Пермский край попал в число регионов, где предпринимателей наказывают по малейшему поводу