Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Крылья ждут


Крылья ждут

Пока специалисты пермского «Авиадвигателя» продолжают разрабатывать двигатель большой тяги ПД–35, а «Пермские моторы» с помощью местных граффити–художников рисуют новые самолеты на бесконечной стене вдоль улицы Куйбышева, потихоньку начинает улучшаться и ситуация вокруг крыльев, на которые будет ставиться пермская продукция.

Как сообщила пресс–служба ПАО «Корпорация «Иркут», в подмосковном Жуковском завершилась третья сессия полетов в рамках программы сертификации пассажирского самолета МС–21–300 с участием представителей российских авиационных властей и экспертов Европейского агентства по безопасности полетов (ЕASA – European Union Aviation Safety Agency). Допуск к полетам на МС–21–300 специалисты EASA получили по результатам курса теоретической и практической подготовки, прошедшего в сентябре прошлого года. Первую сессию сертификационных полетов испытатели EASA провели в январе этого года, вторую – в июне.

Пока все три МС–21–300, на которых выполняются сертификационные полеты, оснащены двигателями PW1400G производства хорошо знакомой пермякам американской компании «Пратт–Уитни» (Pratt & Whitney). Напомним, что, по обещаниям министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, цикл испытаний МС–21–300 с двигателями ПД–14 начнется в январе 2020 года (ПД–14 будет установлен на пятый по счету летный образец самолета). В будущем «Иркут» будет предлагать заказчикам новые авиалайнеры как с американскими, так и с пермскими моторами. В истории отечественного двигателестроения такого еще не было: ПД–14 и PW1400G будут конкурировать друг с другом практически в испытательном режиме – в одних и тех же условиях, на одном и том же крыле.

Движется и ситуация вокруг разработки российско–китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, для которого в первую очередь предназначен ПД–35. По словам все того же Дениса Мантурова, в нашей стране будет создан инженерный центр CR929, а в Шанхае, где будут собирать самолет, – филиал центра.

– Совет директоров CRAIC, совместного предприятия России и Китая по программе широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, утвердил создание инженерного центра в России, – заявил министр. – В Шанхае, где будет происходить финальная сборка воздушных судов, будет расположен филиал инженерного центра.

Эта толкотня вокруг приоритета вызвана тем, что участники проекта не могут решить вопрос – кто из двух стран станет держателем сертификата типа самолета, то есть, кто будет считаться основным разработчиком CR929. В Китае лайнер называют не иначе как «китайско–российским» и стараются изо всех сил перетянуть одеяло на себя, однако российская сторона не уступает. Кстати, даже украинский «Мотор Сич», вроде бы купленный китайцами, непременным условием сделки ставит сохранение собственности на технологии и патенты за предприятием. Как ни странно, это на руку российским авиастроителям, поскольку делает китайцев в споре вокруг CR929 более сговорчивыми.

Напомним, что проект создания российско–китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера реализуется с 2014 года. Самолет разрабатывается совместным предприятием «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) и китайской Сomac – компанией Craic. По данным китайской государственной компании по производству авиакосмической техники Commercial Aircraft Corp of China (COMAC), с первоначальным целевым рынком в двух странах первая версия самолета – CR929–600 – сможет пролетать 12 000 километров и перевозить 280 пассажиров. Семейство самолетов также будет состоять из модификации с удлиненным (CR929–700) и укороченным (CR929–500) фюзеляжем.

Лайнер позиционируется разработчиками в качестве конкурента пассажирским самолетам Boeing 777 и A330 и будет оснащаться двумя турбовентиляторными реактивными двигателями тягой до 345 килоньютонов. Российская сторона, естественно, делает все для того, чтобы этими двигателями были пермские ПД–35.

Макет CR929 впервые был показан в России на Международном авиационно–космическом салоне–2019 в Жуковском. COMAC представила на авиасалоне модель передней части фюзеляжа CR929 в масштабе 1:1, состоящей из кабины и короткой секции пассажирского салона. Все это уже было показано в Шанхае, так что пока ничего нового. Впрочем, представители COMAC заявляли, что проект CR929 находится на стадии предварительного проектирования и идет хорошо.

Предполагается, что российско–китайский конкурент «Боингов» и «Эрбасов» будет на 10–15% лучше по топливной эффективности. Использование композитов превысит 50%. Композитное крыло самолета будет иметь сверхкритический профиль нового поколения, что обеспечит низкий аэродинамический шум и «многодисциплинарную оптимизацию». Ожидается, что композитные элементы конструкции планера, крыла, горизонтального и вертикального оперения, а также элементы механизации будут изготавливаться на заводах ЗАО «Аэрокомпозит» в Ульяновске и Казани.

Кстати, не исключено, что, как и в случае с МС–21, новый широкофюзеляжник будет по выбору заказчика оснащаться двигателями как российского, так и западного производства. Но пока об этом говорить рано – ведь китайская сторона ударными темпами разрабатывает собственный двигатель, который может оказаться похожим на ПД–35 как две капли воды.   

Алексей Клочихин 

Фото: Reuters


IN-календарь
INосказательно
Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета  по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Пермского края

Пермский край попал в число регионов, где предпринимателей наказывают по малейшему поводу 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Пусть в нашей общей жизни будет больше здравого смысла 

Дмитрий МАЛЮТИН, первый заместитель председателя Пермской городской Думы

Транспортная реформа – ключевая тема этого года.  

Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов