Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Путь на Восток


Путь на Восток

В Перми обсудили вопросы регионального экспорта и обозначили перспективные направления.

Межрегиональный экспортный форум, проходивший в Перми в конце сентября, еще раз показал – российским бизнесменам необходим выход на международные рынки, важно развитие не только на внутреннем рынке России, но и за ее пределами. В целом Межрегиональный экспортный форум– это два дня напряженной работы, насыщенная деловая программа, более 100 российских и зарубежных спикеров, порядка 30 мероприятий, которые отражали самые разные направления развития экспортной составляющей российского бизнеса. А еще форум стал солидной  экспертно–образовательной площадкой по развитию экспорта, главной целью которой стало создание уникальной акселерационной среды для экспортеров.

Для пермяков Межрегиональный экспортный форум начался с расширенного совместного заседания комитета Торгово–промышленной палаты Российской Федерации по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности по вопросу развития регионального экспорта и комитета Пермской ТПП по международным и межрегиональным связям. Здесь эксперты обсудили вопросы регионального экспорта, обозначив перспективные направления для России. Открыл заседание президент Пермской ТПП Олег Жданов.

Перспективные рынки

С докладом «Перспективные рынки для российского экспорта» выступил Андрей Спартак, председатель комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности. Он представил направления работы комитета.

Андрей Спартак остановился на приоритетных направлениях работы ТПП на зарубежном рынке. Он отметил, что совсем недавно прошел Восточно–экономический форум, где широко обсуждались возможности сотрудничества России со странами АТР. Примерно 45% нереализованного, но имеющегося в России несырьевого неэнергетического экспорта сосредоточено на странах этого региона. Главная страна – Китай, и в ближайшее время планируется подготовка планов действий по сотрудничеству с этой страной по достижению показателей в 200 млрд долларов взаимной торговли товарами и услугами. В Торгово–промышленной палате также работают над этими планами.

– На китайском рынке рост среднего класса, обновление структуры потребления создают колоссальное количество новых возможностей для российского бизнеса, – подчеркнул Андрей Спартак.

Докладчик предложил также обратить внимание не только на Китай, хотя, безусловно, сейчас работа с этой страной становится приоритетом. Но есть еще и традиционные партнеры – страны СНГ, где продукция России также востребована. Стоит пристальнее приглядеться к Индии, Индонезии, Таиланду, Сингапуру, Мьянме, странам Африки, Ближнего Востока.

– Для России Индия – большой партнер, и мы этим направлением также активно занимаемся, обозначены приоритетные направления активизации сотрудничества с этой страной, работаем над планом действий, которые предусматривают и облегчение таможенных процедур, и внедрение «зеленых коридоров», и развитие механизмов финансового сотрудничества, – подчеркнул Андрей Спартак. – Индия в экспертной среде считается одним из самых перспективных рынков, у этой страны ожидается самый высокий рост темпов ВВП. Это колоссальный рынок сбыта потребительской продукции.

Отдельно разобрали ситуацию сотрудничества со странами СНГ. В рамках несырьевого экспорта сюда поставляется примерно 25% товаров потребления, есть системные решения, которые позволяют реализовывать российскую продукцию на рынках на благоприятных условиях. Андрей Спартак выделил две страны, с которыми сейчас торговые отношения развиваются особенно активно, – Азербайджан и Узбекистан.

Кроме того, докладчик подчеркнул, что главными индикаторами роста экспорта стали изменение структуры потребления в обществе и рост среднего класса, которые дают спрос на новые категории товаров потенциальных экспортеров. В качестве примера эксперт привел экспортные отношения с Саудовской Аравии, где предпочитают российский шоколад, а также ячмень и подсолнечное масло. Кстати, шоколад из Пермского края пользуется повышенным спросом.

Отдельно Андрей Спартак остановился на развивающихся отношениях со странами Африки.

– Есть возможность реализации товаров для российских предприятий. Сейчас чем больше внимания мы уделяем Африке, тем отчетливей понимаем, что до сих пор работают гуманитарные сложившиеся связи. Это связано с тем, что у нас обучалась элита этих стран, и многие до сих пор занимают серьезные должности в государстве, – подчеркнул Андрей Спартак. – Мы сейчас все это пытаемся перевести на системную основу.

И все–таки Китай остается одним из основных направлений экспорта в России. Об этом говорил представитель ТПП РФ в Китае Вячеслав Денискин. И подтвердил это цифрами о российско–китайском сотрудничестве. По его данным, в первом полугодии 2019 года товарооборот России с Китаем увеличился на 5,1% и достиг примерно 52 млрд долларов. Экспорт из России в КНР вырос на 10,7% и достиг 30 млрд долларов, а импорт из Китая в Россию сократился на 1, 6% до 22 млрд долларов. Большая доля в этом обороте, конечно, сырьевая база. Но и экспорт российских товаров потребления занимает немалое место.

Вячеслав Денискин отметил, что трения между Китаем и Америкой открывают российским товарам дорогу на китайский рынок. И этим надо успевать пользоваться. В своем выступлении эксперт обратил внимание на то, что продвижение экспорта – это не только создание условий на государственном уровне, но и повышение ответственности бизнеса. К любым партнерским отношениям, будь то импорт или экспорт, необходимо готовиться качественно. Любому выходу на рынок должна предшествовать маркетинговая кампания по позиционированию нового производителя, чтобы к началу поставок товар или услуга были известны потенциальным потребителям. Иначе можно крупно «попасть». Сейчас, например, есть случаи так называемого «фродо–мошенничества» – самых разных, от взлома электронной почты до сообщений якобы от партнеров со сменой счетов. Бывает, что средства перечисляются мошенникам, и немалые – компании теряют по 300–500 млн рублей.

Еще одно непременное условие успешного бизнеса – создание успешного имиджа компании, желающей выйти на внешний рынок. Особенно – на рынки Востока. Эксперт привел несколько примеров, когда предполагаемые экспортеры, предлагая свой товар, не удосужились перевести коммерческое предложение на язык потенциального партнера. На Востоке такое отношение воспринимается как пощечина. Поэтому Вячеслав Денискин обратил внимание экспортеров на качество подготовки внешнеэкономических контрактов. Это выгодно и российской стороне – защищать права бизнеса возможно только при наличии качественного документа. Это касается и защиты интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков, права на которые должны распространяться и на страну, с которой планирует сотрудничать компания.

На расширенном совместном заседании комитета в рамках Межрегионального экспортного форума прозвучали также доклады руководителя филиала по УрФО Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, который поделился с присутствовавшими перечнем факторов, сдерживающих развитие сегмента перевозок как экспортной услуги. Среди них: затянутые сроки получения специальных разрешений на перевозку крупногабаритных грузов, весовые ограничения на их транспортировку на региональных трассах часто в важных транспортных узлах, разница в классах автотранспорта, действующих в России и Евросоюзе, что делает невозможным постановку на учет в нашей стране обязательных для работы в Европе машин Евро–6, высокие транспортные налоги.

Доклад «Сертификация российской продукции на внешних рынка: текущая ситуация, проблемы и перспективы» руководителя территориального управления по ПФО АО «РЭЦ» Николая Ереева вызвал неподдельный интерес присутствовавших. Как и планы Торгово–промышленной палаты России по проведению мероприятий в странах ШОС и БРИКС в 2020 году, которые представил директор департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП РФ Александр Копков в своем докладе «Приоритетные направления международной деятельности ТПП России на 2020 год». Продолжить разговор по заинтересовавшей теме участники расширенного заседания смогли на тематических площадках Межрегионального экспортного форума.      

 


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО