Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Технопарки на сносях


Технопарки на сносях

Сегодня Пермский край прямо–таки беременный технопарками, число которых к 2020 году может составить аж девять штук. А может, и нет – потому что региональные мечты воплотятся в реальность только после включения в федеральный реестр, заявки в который регулярно отправляются на доработку. И пока что ни одна заявка на создание индустриального парка в Пермском крае сквозь сито Минпромторга РФ не прошла.

Управляющие компании и потенциальных инвесторов к технопаркам привлекают, прежде всего, льготные налоговые условия, позволяющие утверждать, что государство в виде этой меры промышленной поддержки создает что–то вроде маленьких территорий опережающего развития. В каждом регионе условия разные, но в Пермском крае, например, территории, получившие статус индустриального парка (и их управляющие компании, разумеется), до 2020 года будут иметь налог на прибыль в размере 12,5%, после 2020 года – 13,5%, а налог на имущество – 1,1%. На остальной территории нашего региона условия куда жестче: налог на прибыль до 2020 года – 17%, после – 18%, а налог на имущество организаций в Прикамье составляет 2,2%. Если добавить, что налог на имущество для управляющих компаний, которые являются собственниками недвижимости на территории технопарка, равен нулю, понятно, что такие условия кажется привлекательными многим и многим.

В начале этого года на конференции краевого Минпромторга были презентованы сразу девять индустриальных парков, часть из которых будут действовать на территории существующих предприятий. Так, на территории Краснокамского мясокомбината, принадлежащего удмуртскому холдингу «КОМОС», предполагается разместить индустриальный парк «Краснокамский» площадью 9,5 гектара (правда, для этого еще надо снести старые здания площадью 2 га); может быть создан парк площадью 12,7 га на базе ЗАО «Механический завод» в Мотовилихинском районе Перми на ул. Соликамской, 273; березниковский «Сода–Хлорат» также готов приютить у себя парк площадью 18 га; и еще один парк площадью 89,8 га может расположиться на территории ОАО «Нытва». На территории краевой столицы заявлены еще два технопарка – «Квартал 121», расположенный на ул. Промышленной (рядом с «СИБУРом», «ЛУКОЙЛ–ПНОС» и «Минеральными удобрениями»); и пока безымянная промплощадка бывшего автопарка на улице Энергетиков, д. 50 площадью 10,5 га. Наконец, в селе Култаево Пермского района предполагается разместить специализированный технопарк площадью 19,2 га для малого и среднего бизнеса с одноименным названием и такой же технопарк – в деревне Устиново (площадью аж 167 га). Есть планы и по парку «Лямино» в Чусовом площадью 24,7 га, резиденты которого, кроме льгот для технопарков, могут получить поддержку как предприятия, работающие и на территории опережающего социально–экономического развития (ТОСЭР) «Чусовой», но это же может стать и преградой. Кроме того, еще один парк может открыться в Лысьвенском районе. Итого даже десять, но пока реально – ни одного.

– Мы констатируем, что работа по созданию индустриальных парков идет сложно, и это связано, в первую очередь, с очень жестким федеральным законодательством, – заявил по этому поводу министр промышленности и торговли Пермского края Алексей Чибисов.

Федеральные требования для получения статуса индустриального парка состоят из определенных требований по площади и инфраструктуре; региональные – еще жестче. Нужно зарегистрироваться в налоговой как промышленное предприятие; количество резидентов должно быть не менее пяти по не менее чем двум видам деятельности. Валовой доход резидента по истечении срока окупаемости должен составлять не менее 120 миллионов рублей в год, а выручка одного резидента не должна превышать 50% от выручки всех других резидентов того же парка. Почему введено такое требование – понятно, чтобы технопарк не превратился просто в способ «отмазывания» от налогов предприятия, на территории которого он находится. Раз в три года надо подтверждать соответствие всем требованиям.

Так что хотя вся нормативно–правовая база в Пермском крае для индустриальных парков уже есть, их соответствие федеральным и региональным требованиям вызывает вопросы. Это не говоря о наполнении резидентами, от количества которых зависит и возможность начала работы парка. Наиболее оптимистичным пока является технопарк в Култаево, директор которого Андрей Сбоев заявлял, что «мы готовы к запуску уже в 2019 году при достаточном наличии резидентов». Напомним, что заявка о создании частного индустриального парка «Култаево» была подана еще в октябре прошлого года, и помощь в оформлении документов и подаче заявки в Минэкономразвития РФ инвестору оказало краевое Минэкономразвития. Территориально парк расположен очень удачно – всего в 10 километрах от Перми, и мог бы стать настоящим «Клондайком» для предприятий малого и среднего бизнеса.

Как утверждал ранее глава краевого Минпромторга, резиденты индустриальных парков вполне могли бы обеспечивать крупные компании комплектующими и оборудованием. Там же, на территориях парков, можно было бы создать и промышленную кооперацию.

– Мы видим, что рынок Пермского края огромен и не заполнен поставщиками, так как крупные предприятия сомневаются в возможностях региона, – говорил Алексей Чибисов. – Это наша совместная задача – доказать крупному бизнесу, что малый и средний в силах производить эту продукцию, а в индустриальном парке это дешевле и удобнее.

Тем не менее, надо признать, что эта мера государственной поддержки промышленности в Пермском крае реализуется плохо и пока носит характер компанейщины. Помните, как в свое время носились с нанотехнологиями? Типа, раз у других есть, значит, и нам надо.

– Существует проблема низкого качества проектов и неготовности многих инвесторов брать на себя обязательства перед государством, – рассказал директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко. – Поэтому очень важно проводить работу с бизнесом непосредственно на местах, в регионах. С одной стороны это позволяет донести особенности и преимущества участия в программах господдержки до собственников и руководителей конкретных предприятий. С другой стороны именно такая «полевая» работа позволяет выявлять недостатки нормативной базы и вырабатывать предложения по ее улучшению.

При этом никто не спорит, что технопарки являются площадками для преобразования научных разработок в новые технологии, опытные и серийные образцы продукции, создания и развития инновационных компаний, способных дать новый импульс развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. Без этих услуг сейчас в мире не обходится ни одна технологическая компания, претендующая на долю рынка. Особенно такая инфраструктура важна в плане импортозамещения и наращивания несырьевого экспорта, поскольку оно предполагает значительные затраты бизнеса на НИОКР.

В идеале для резидентов технопарк должен стать высококачественной площадкой, оснащенной необходимой промышленной и технологической инфраструктурой, на территории которой возможно ускоренное осуществление научных исследований, создание высокотехнологичного продукта и его внедрение в производство. Такая деятельность станет возможной благодаря тому, что в технопарках размещается оборудование общего пользования, что позволяет резидентам резко снизить свои издержки.

А что с этим в масштабах всей страны? Тут Пермский край явно отстает. Сегодня в России функционируют 157 технопарков в 53 регионах. В динамике количество технопарков с 2014 по 2019 год увеличилось с 71 до 157, а регионов, где они действуют, стало 53 вместо 30. Правда, свои льготы для управляющих компаний и резидентов технопарков, как в Пермском крае, ввели только в 19 других регионах. Тем не менее совокупный объем налоговых отчислений резидентов технопарков, например, с 2014 по 2017 год вырос с 30,4 до 60,4 миллиарда рублей. Объем налоговых отчислений резидентов технопарка только за 2017 год на 1 рубль совокупных бюджетных инвестиций в инфраструктуру составил 1,4 рубля, поэтому государство и проявляет к проектам создания и развития технопарков такой большой интерес.

Но технопарк является, прежде всего, инфраструктурным проектом, требующим больших вложений. Срок окупаемости таких проектов составляет 8–10 лет, что для большинства инвесторов является слишком длительным сроком. Между тем роль управляющей компании для развития технопарков крайне важна – ведь именно она должна взять на себя задачу поиска и привлечения резидентов, а также создать для них привлекательные условия. И речь идет не об аренде помещений и обеспечении коммунальными ресурсами. Гораздо важнее, чтобы управляющая компания своими силами или с привлечением партнеров могла обеспечить весь комплекс услуг, необходимый резидентам – от консалтинга и привлечения финансирования до управления интеллектуальной собственностью и специализированных технологических услуг.

Но соответствуют ли этим идеальным требованиям частные инициативы по созданию индустриальных парков в Пермском крае? Судя по сомнениям федерального Минпромторга, пока что нет.      

Алексей Клочихин


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона