Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Поставщики, которых носят на руках


Поставщики, которых носят на руках

Главное, что привезла пермская делегация с закончившегося в воскресенье, 1 сентября, XIV международного авиационно–космического салона МАКС–2019, – не суммы подписанных контрактов и обещание будущих инвестиций. Куда важней уважение, которое проявляли главы всех представленных на салоне крупнейших госкорпораций, когда при них произносили словосочетание «Пермский край». Поскольку именно через эти структуры сейчас идет большая часть финансовых потоков, с ними жаждали встречи главы всех регионов, но лишь считанное количество губернаторов удостоилось переговоров лицом к лицу. С пермским губернатором встретились главы всех корпораций, и каждый обещал максимальную поддержку входящим в их структуру пермским предприятиям.

Пермских уважают

Сам Максим Решетников объяснил это уважение особой ролью Пермского края в технологической «цепочке» госкорпораций, да и российского машиностроения вообще. Да, на территории края не производится какая–то знаковая завершающая продукция, но пермяки поставляют ключевые компоненты для стратегических видов товаров (двигатели для самолетов, редукторы для вертолетов, двигатели для первых ступеней ракет), а поставщиков первого уровня во всем мире носят на руках. Кроме того, в Пермском крае очень сильный директорат.

– Они все сидят в госсекторе, но на разных «веточках», и очень хорошо знают возможности друг друга, – пояснил Максим Решетников силу Пермского края в интервью одному из пермских СМИ об итогах МАКСа–2019. – Эти горизонтальные связи дают возможность оперативно перекидывать заказы на свободные мощности. Но самое главное – все пермские компании на очень хорошем счету у госкорпораций по качеству продукции. А это, прежде всего, персонал. Когда другие заводы не справляются, в первую очередь вспоминают о пермяках. Поэтому уважение к Пермскому краю со стороны госкорпораций очень высокое.

А сам авиасалон, по мнению губернатора, имеет особое значение для Пермского края, потому что наш регион входит в немногочисленный список авиационных регионов страны, и почти все задействованные в МАКСе
крупные госкорпорации имеют свои предприятия на территории Прикамья. Совокупная занятость жителей региона в них составляет почти 40 тысяч человек.

– Здесь мы можем глубоко заглянуть в проблемы авиакосмической отрасли и поучаствовать в их решении, понимая, что на нас лежит ответственность за рабочие места, за семьи людей, которые в этой сфере заняты, – пояснил Максим Решетников.

«Ангара» начинается с Прикамья

Первая же новость с Международного авиакосмического салона МАКС–2019 оказалась весьма благоприятной для нашего региона. Пока Владимир Путин демонстрировал турецкому президенту Тайипу Эрдогану Су–57 и даже пообещал продать Турции этот новейший российский истребитель пятого поколения, пермский губернатор Максим Решетников встретился с гендиректором «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным на предмет выполнения обещаний по «Ангаре».

Конечно, официально основной темой рабочей встречи было развитие технополиса «Новый Звездный» в Новых Лядах, но по сути все упирается в процент локализации на мощностях пермского ПАО «Протон–ПМ» производства маршевого двигателя для «Ангары» РД–191. Напомним, что это весьма давняя история – еще лет 10 назад, когда пермские ракетостроители вовсю клепали РД–253 для первой ступени ракет семейства «Протон», на предприятии как о счастье говорили о возможном увеличении доли «Протона–ПМ» в производстве РД–191 с 25% до… как можно больше. Дальнейшая череда аварий «Протонов» авторитет пермского «Протона–ПМ» в «Роскосмосе», как ни странно, только укрепила – ведь первая ступень всегда отрабатывала штатно, и РД–253 как был, так и остался в истории космонавтики самым надежным двигателем в мире. Как правило, подводил воронежский разгонный блок «Фрегат» или некачественная сборка в ГКНПЦ им. Хруничева. И вот на МАКСе–2015 предшественнику Максима Решетникова Виктору Басаргину тогдашний руководитель «Роскосмоса» Игорь Комаров пообещал сделать Пермь единственным производителем маршевых двигателей для «Ангары» и инвестиции в размере 10 млрд рублей на модернизацию «Протона–ПМ» и развитие технополиса «Новый Звездный».

С тех пор много воды утекло, сменились губернатор края и руководство госкорпорации, неоднократно менялась госпрограмма по развитию космонавтики, появились санкции, а рынок коммерческих космических запусков с 2016 года плавно перетек от России к американской компании Space X Илона Маска. Появились вопросы и по той же «Ангаре», которая с 2014 года больше не летает. Зато по основной производственной программе пермского «Протона–ПМ» вопросов нет – если раньше доля космической тематики в его портфеле могла превышать и 80%, то в 2017 году она упала до 37,4%, хотя в прошлом году и подросла до 56,8%, потому что пермские ракетостроители сделали сразу шесть комплектов двигателей (по шесть в каждом) РД–276 для ГКНПЦ им. Хруничева. Но в 2019 году по уже заключенным ранее контрактам они должны сделать два последних комплекта для «Протона–М» – и на этом история старой доброй космической лошадки России №1 заканчивается.

Что делать дальше четырем тысячам высококвалифицированных сотрудников «Протона–ПМ» с уникальными компетенциями – вот главный вопрос, на который пермский губернатор хотел получить прямой ответ. И Дмитрий Рогозин, в общем, ожидания Пермского края не обманул.

– Мы любим Пермский край, любим Каму, не хочется оставлять плохой след в таком красивом регионе, – заявил глава «Роскосмоса» на встрече. – Если и будут какие–то испытания производств в Пермском крае, то это РД–191 под «Ангару». А это кислородно–реактивный двигатель, чистые компоненты. Надеюсь, это благотворно скажется на регионе.

В ходе встречи Дмитрий Рогозин рассказал, что начало системных пусков ракет «Ангара» с космодрома Восточный намечено на 2023 год. По его словам, это существенно увеличит прирост поступлений в бюджет Пермского края, «потому что двигатели, на которых будет летать «Ангара», это и есть пермские РД–191. А это кратное увеличение производства, соответственно, и доходов региона». То есть он фактически подтвердил степень локализации РД–191 на «Протоне–ПМ», потому что испытывать можно только уже полностью готовые двигатели. Про конкретные инвестиции не сказал – но они подразумеваются, потому что дальше речь шла о модернизации «Протона–ПМ» для запуска серийного производства ракетных двигателей на экологически чистых компонентах топлива. Для экологии края это действительно плюс, потому что в состав топлива для «Протона–М», напомним, входит токсичный гептил.

Также Дмитрий Рогозин обратил особое внимание на развитие социальной инфраструктуры кластера «Новый Звездный»:

– Здесь я очень благодарен губернатору за все его усилия, которые связаны с развитием инфраструктуры. Раньше приезжали в Пермь – рабочий городок только развивался. Сейчас появятся новые рабочие места, специалисты, и надо, чтобы для них была не только дорога, но и хорошая школа.

По всей видимости, имеется в виду расширение дороги от Перми до Новых Лядов, проведенное за счет краевого бюджета. Со своей стороны Максим Решетников заметил, что на «Протоне–ПМ» уже создан мастер–план, согласно которому и ведется развитие инфраструктуры в микрорайоне Новые Ляды – территории развития технополиса.

– Кроме того, было решено, чтобы при создании новых производств были задействованы и старые корпуса. Даже если площади не понадобятся, будем обсуждать варианты создания технопарков, – подчеркнул губернатор.

Таким образом, возможно, что в Прикамье может появиться еще один или несколько новых технопарков в дополнение к девяти существующим заявкам, но это уже дело будущего.

По тому самому мастер–плану к 2025 году в микрорайоне Новые Ляды планируется создать современную спортивную инфраструктуру, построить бассейн. Будут отремонтированы здания местной поликлиники на 150 посещений в сутки и техношколы им. В. П. Савиных на 1000 мест. Кроме того, планируется провести реконструкцию очистных сооружений и фильтровальной станции в Новых Лядах.

Кроме того, Дмитрий Рогозин и Максим Решетников обсудили сотрудничество «Роскосмоса» с ПАО «НПО «Искра». По заверениям главы госкорпорации, «Искра» является одним из главных партнеров «Роскосмоса» в части электрогенерации.

– Сейчас в рамках импортозамещения стали делать хорошие машины отечественного производства, позволяющие обслуживать Арктику и обеспечивать электричеством труднодоступные регионы, – заявил Рогозин. – Двигатели для них также делают в Пермском крае.

А как раз накануне встречи на МАКСе–2019 в Новых Лядах прошли публичные слушания по вопросам изменения зонирования и планировки микрорайона, являющегося территорией развития кластера «Технополис «Новый Звездный». Инициатором изменений, естественно, выступило ПАО «Протон–ПМ». Как сообщила пресс–служба предприятия, документы, рассмотренные в ходе публичных слушаний, будут утверждаться городскими властями.

Дмитрий Щенятский, исполнительный директор ПАО «Протон–ПМ»:

– Изменения зонирования и планировки микрорайона направлены на его преобразование в уникальную территорию, где синхронно развиваются современное производство и высокие технологии, наука и образование, где организовано комфортное жизненное пространство. Наши инвестиционные проекты являются надежным фундаментом для развития Новых Лядов, а решения региональных и городских властей гарантируют создание здесь нового качества жизни.

Документы территориального планирования предусматривают строительство новых многоквартирных домов высотой до шести этажей и организацию дворовых пространств. Планируется реконструировать местный лечебно–профилактический центр. Будет возведено новое здание школы на 550 мест и возвращена прежняя функция детскому саду по ул. Мира. Новые жилые кварталы, больничный городок и территорию школы объединит прогулочный бульвар с зонами отдыха, детскими игровыми и спортивными площадками. Решено также расширить территорию спортивно–оздоровительного комплекса ПАО «Протон–ПМ».

Кроме того, получит развитие транспортная система микрорайона, удобная для пешеходов и автомобилистов. Будут обустроены велосипедные дорожки, широкие тротуары, газоны и зеленые насаждения. Восемь автостоянок появятся на территории новых многоквартирных домов, еще пять обеспечат потребности посетителей административно–торговых центров и жильцов окрестных домов. Для личных автомобилей вдоль улиц предусмотрено более 2400 машино–мест.

Сообразительные пермяки, конечно, все прекрасно понимают – раз уж госкорпорация выразила готовность вкладывать деньги, надо тут же попросить побольше, раскатав громадье планов на как можно большее количество объектов. Будет ли это по известному административно–бюрократическому правилу «проси больше, все равно дадут меньше» – сказать сложно, ведь все жители Пермского края здесь на одной стороне. А Рогозин, хоть и журналист, тоже уже весьма тертый чиновник.

Вполне возможно, что понадобятся еще не одна встреча и многочисленные напоминания, чтобы «Роскосмос» выполнил обещанное. Что касается Пермского края, то проект кластера «Технополис «Новый Звездный» (ключевой координатор – ПАО «Протон–ПМ») по производству узлов и агрегатов двигателя РД–191 для перспективных ракет «Ангара» признан приоритетным инвестиционным проектом для региона. И дело тут не только в 10 миллиардах рублей обещанных инвестиций – это уникальная компетенция, обладание которой само по себе будет служить конкурентным преимуществом Пермского края в ближайшем и более дальнем будущем, по крайней мере, до середины XXI века.

Рабочая встреча Дмитрия Рогозина и Максима Решетникова   

Схватка на равных

Вторыми по значению для пермяков стали любые новости о развитии проекта среднемагистрального пассажирского самолета МС–21, мировая премьера которого стала ключевым событием МАКСа–2019. Корпорация «Иркут» показала на статической стоянке все, что могла, – то есть все три МС–21–300, один из которых принял участие в летной программе. Благо перевозить ничего не надо было – ведь все три самолета тут же в Жуковском и испытывают. Четвертый и пятый сейчас собирают в Иркутске, и один из них взлетит в небо на пермском двигателе ПД–14 (как пообещал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров – в начале 2020 года). Возможно, это будет уже не МС–21–300, а более вместительный МС–21–400, что вполне объяснимо – ведь первая «встреча» нового российского авиалайнера с новым российским двигателем должна хоть в чем–то сопровождаться наречием «впервые».

Конечно, «Иркут» в июле заказал у американской United Technologies Corpation (в состав которой входит хорошо знакомая пермякам компания Pratt & Whitney) еще 40 двигателей PW1400G (то есть для 20 самолетов) на 250 миллионов долларов на 2021–2023 годы, но распределение заказа по годам выглядит обнадеживающим для пермского конкурента. В 2021 году на американских движках должны взлететь восемь МС–21, в 2022 году – 10, а в 2023 году – только два. Это реализация контрактов для «Аэрофлота» (17 самолетов, дата поставки первого комплекта двигателей – апрель 2021 года) и Red Wings (три самолета, поставка первого комплекта двигателей – апрель 2022 года). А общий портфель твердых заказов на МС–21 насчитывает 175 самолетов (85 – лизинговой компании «Авиакапитал–Сервис», из них 50 будут переданы «Аэрофлоту»; 50 – другой лизинговой компании, «Ильюшин Финанс Ко.», 16 из которых получит Red Wings; 30 – «ВЭБ–лизингу» и 10 – авиакомпании «ИрАэро»). Плюс в ходе МАКСа портфель предварительных заказов на МС–21 пополнился еще на 20 единиц – 10 самолетов планирует приобрести казахстанская Bek Air, еще пять – авиакомпания «Якутия».

Конечно, договор с Pratt&Whitney, выигравшей тендер еще в 2012 году, довольно жестко прописывает условия, но каждый самолет, «отбитый» пермским ПД–14 у американского конкурента, можно класть в копилку достижений Пермского края. Биться есть за что – несмотря на проблемы с композитным крылом, из–за которых серийное производство МС–21 перенесено с 2020 года на вторую половину 2021 года, российский самолет, по словам гендиректора Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова Михаила Гордина, будет на 20% дешевле Boeing и Airbus аналогичного класса. Если участь, что разработчик ПД–14, пермский «Авиадвигатель», обещает снижение удельного расхода топлива МС–21, летящего с пермскими двигателями на крейсерском режиме, на 15% по сравнению с западными конкурентами (других просто нет), то конкуренция предстоит интересная. Конечно, покупатели еще будут учитывать надежность и сервисное обслуживание (плюс возможные санкции), однако впервые с советских времен российский авиапром будет конкурировать на равных.

– Впервые в СССР и в новой России мы находимся под крылом самолета против американцев, – прокомментировал значение момента генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев. – Главы авиакомпаний сами будут выбирать, какой двигатель им больше нравится. Чтобы не уступать американцам, это потребовало от нас решения многих технических проблем. Пришлось создать новые технологии, новые материалы, поставить их на производство. На летающей лаборатории Ил–76ЛЛ было проведено огромное количество дорогостоящих испытаний, таких, как заброс птиц, льда, пыли и шквального града. Испытания прошли уже 13 двигателей, закончен третий этап полетов, почти все высоты проверили. Сейчас начинаются поставки двигателя на самолет, четвертый МС–21 «Иркут» собирает под ПД–14. Это тяжелый самолет, МС–21–400, для которого мы делаем форсированный двигатель ПД–14Л, а также двигатель поменьше для «Суперджета».

Так что с учетом того, что на «Суперджет» вместо французского SaM146, который из готовых узлов собирают в Рыбинске, могут быть поставлены то ли ПД–10, то ли ПД–8 (информация разная), этот самолет тоже становится вполне «родным» для пермяков. И для них имеет значение, что АО «Гражданские самолеты Сухого» на МАКСе–2019 подписало соглашение о лизинге еще десяти «Superjet 100» – в 2020–2021 годах они будут поставлены авиакомпании «Якутия». Кроме того, «мягкий» контракт на три таких самолета подписала узбекская Qanot Sharq и еще двумя Superjet 100 собирается пополнить свой парк авиакомпания «Азимут».

Своя доля «пирога»

Наконец, третья часть чисто авиационных новостей с МАКСа–2019, касающихся Пермского края, пришла от холдинга «Вертолеты России». Корпорация представила в Жуковском свои новинки, в том числе средний многоцелевой вертолет Ка–62 и первый серийный образец Ми–38 с салоном повышенной комфортности. На статической стоянке демонстрировался вертолет «Ансат» с салоном VVIP, разработанным в партнерстве с институтом НАМИ – создателем президентского лимузина Aurus. По вертолетам Ми–8АМТ и «Ансат» в ходе салона были подписаны конкретные соглашения – а все, что касается вертолетов марки «Ми», а также «Ансат», это главные редукторы и трансмиссии производства пермского «Редуктора–ПМ» (выпуск редукторов и трансмиссий для Ми–38 будет налажен в ближайшей перспективе). Так что и тут пермяки в списке поставщиков первой очереди и получат свою долю финансового «пирога».

А вот разрекламированный проект российско–китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 на МАКСе–2019 прозвучал без особой помпы. Во–первых, хотя в России полноразмерный макет, включающий в себя кабину экипажа, фрагменты салонов первого, бизнес– и экономического классов, а также служебные помещения, демонстрировался впервые, в Чжухае все это уже было. Во–вторых, по слухам, российская и китайская стороны не смогли договориться, какая из стран станет держателем сертификата типа самолета, а это означает проблемы с распределением прибыли от продаж. Все смутно и по двигателю ПД–35, идея которого и появилась–то только после решения о разработке совместного широкофюзеляжника. Китайцы по–прежнему рассматривают идею установки на CR929 двигателей американской компании General Electric или британской Rolls Royce, параллельно усиленными темпами разрабатывая свой двигатель, видимо, конкурирующий с пермским ПД–35. Так что чей именно мотор встанет на крыло разрабатываемого авиалайнера, станет ясно только на финишной прямой примерно к 2025–2026 годам.

А если учесть, что недавно китайцы купили более 50% акций бывшего партнера, а теперь злейшего конкурента «Авиадвигателя» и «Пермских моторов», запорожского «Мотор Сич» (газогенератор которого одно время считался даже лучшим для ПД–14, чем разработка пермских конструкторов), то ситуация становится и вовсе прозрачной. Об этом прямо–таки кричит даже символическое изображение развевающегося на фюзеляже двустороннего флага – на носу, естественно, китайского, где–то к хвосту переходящего в российский триколор. И хотя Владимир Путин сводил в макет турецкого президента, тяжелые предчувствия от всей этой затеи в «дружбу навек» не проходят. Но ПД–35, разумеется, в любом случае России очень нужен и обязательно найдет свою нишу.

Моторы

На встрече с гендиректором «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) Александром Артюховым речь, понятное дело, шла о производстве новейшего двигателя ПД–14 и реализации проекта по созданию двигателя большой тяги ПД–35 для широкофюзеляжных самолетов. Глава ОДК обсудил с пермским губернатором организацию технического обслуживания ПД–14 после продажи, а также развитие испытательного и производственного комплекса на территории края для реализации проекта ПД–35. Говорили и о взаимодействии с наукой, развитии научно–образовательных центров в Прикамье.

После переговоров генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев подтвердил, что для первого полета МС–21 с двигателями ПД–14 осталось дождаться завершения в Иркутске сборки следующего самолета. Хотя испытания двигателя в Жуковском еще продолжаются, но он уже сертифицирован и начинается его серийное производство.

– Идет третий этап испытаний двигателя в составе летающей лаборатории. В рамках этого этапа уже состоялось более сотни полетов. Испытания будут продолжаться до тех пор, пока не появится готовый самолет МС–21, для того чтобы на него поставить двигатель, – заявил Иноземцев.

А управляющий директор «Пермских моторов» Сергей Попов добавил, что сейчас создается современная информационная система управления постпродажным обслуживанием двигателей ПД–14, которая позволит «вести» каждого заказчика. В дальнейшем завод намерен создать отдельное ремонтное производство, а также точки модульного ремонта в основных местах эксплуатации двигателей.

Сейчас разработчики ПД–14 занимаются повышением эксплуатационных характеристик двигателя нового поколения. После того, как в начале следующего года начнутся летные испытания МС–21 уже с ПД–14 на борту, отдельную процедуру сертификации пройдут и узлы мотогондолы, входящие в двигательную установку, в составе которой будет поставляться ПД–14.

Редукторы

На встрече с гендиректором «Вертолетов России» Андреем Богинским пермского губернатора волновал только один вопрос – обеспечение заказами «Редуктора–ПМ». Комментируя итоги переговоров, Богинский заявил, что они прошли результативно:

– Мы наметили программу ближайших действий, направленных на повышение загрузки предприятия, переговорили о возможном согласовании действий в области сертификации гражданской продукции, обсудили возможности использования для развития предприятия средств Регионального фонда развития промышленности края...

Напомним, что еще в 2017 году «Редуктору–ПМ» были предоставлены 100 млн рублей (70 млн из федерального Фонда развития промышленности (ФРП) и 30 млн из регионального) на реализацию проекта «Модернизация гальванического производства» общей стоимостью в 326 млн рублей. В рамках этого проекта предприятие реализует проект по вводу линии нанесения фторопластового покрытия, а также вводу оборудования для кадмирования, цинкования и удаления покрытий. По данным ФРП, проект профинансирован, производство запущено. По словам Андрея Богинского, новое производство укомплектовано оборудованием, работы идут по графику.

В этом году «Редуктору–ПМ» был предоставлен займ ФРП в размере 394 млн рублей на осуществление конверсионного проекта «Разработка и освоение производства главных редукторов вертолета Ка–226Т». С привлечением этого займа пермское предприятие разработает и запустит производство новой продукции, увеличив долю гражданской составляющей. Общая стоимость проекта – 786 млн рублей.

Мотогондолы

С МАКСа–2019 пермская делегация привезла и вполне конкретную денежку – при участии пермского губернатора состоялось подписание договора целевого займа на 377 млн рублей между все тем же Фондом развития промышленности и пермским заводом «Машиностроитель». Это предприятие известно тем, что его продукция регулярно попадает в цели на камчатском полигоне Кура, однако заем нацелен, прежде всего, на конверсию «Машиностроителя», который подключается к программе производства… двигателя ПД–14.

Проект предполагает организацию серийного производства узлов двигательной установки ПД–14, а точнее реверсивного устройства, переднего корпуса с замками и панелей обшивки газогенератора. Пока что на этом рынке доля присутствия иностранных производителей достигает 90%. Благодаря реализации проекта и после выхода на рынок самолетов МС–21 с ПД–14 на крыле «Машиностроитель» намерен заместить 35% импорта.

Заявка прошла на ура – как отметил директор ФРП Роман Петруца, пермский завод подал ее в конце июня и всего через полтора месяца получил одобрение экспертного совета фонда.

– Общая стоимость проекта составит 471 млн рублей, из которых 376,8 млн – заем ФРП. Средства предоставлены на выгодных условиях программы «Конверсия»: первые три года пользования займом ставка 1% годовых, далее – 5%, – пояснил он.

По словам гендиректора пермского завода «Машиностроитель» Владимира Ломаева, на предприятии уже завершены опытно–конструкторские работы, технологии освоены.

– Мы вышли на изготовление пробной партии для сертификации самолета. В следующем году самолет пройдет сертификацию, и в составе конструкции МС–21 пройдут сертификацию и наши узлы. Полная мощность производства к 2024–2025 годам составит 24 комплектов в год, – добавил Ломаев.

Кроме того, директор завода напомнил, что сейчас на «Машиностроителе» благодаря займам ФРП строится новый цех замкнутого производства мотогондол и параллельно разрабатываются технологии для двигателя ПД–35.

Для «Машиностроителя» этот проект – уже третий, профинансированный за счет средств Фонда развития промышленности. Ранее предприятие получало заемные средства по программе «Проекты развития» совместно с региональным ФРП, а также по программе «Конверсия». Общая сумма заимствований в федеральном и региональном фондах составила 872 млн рублей, а в результате реализации всех проектов завод получит дополнительно более 4 млрд рублей выручки и создаст более 30 новых высокопроизводительных рабочих мест.

генеральный директор пермского завода «Машиностроитель» Владимир Ломаев и директор ФРП Роман Петруца (справа) 

Чего там только не было…

Всего пермская делегация на МАКСе–2019 только официально достигала не менее 100 человек – кроме губернатора с командой, директоров и специалистов всех предприятий, представленных на пермском стенде в павильоне «Авиационные регионы России» (где также были стенды Самарской, Ульяновской областей и Татарстана), «Авиадвигатель» в качестве меры поощрения традиционно привез в Жуковский более 50 молодых специалистов–выпускников пермского Политеха, а также лучших студентов его аэрокосмического факультета, проходящих стажировку на предприятии.

А всего МАКС–2019 за шесть дней работы посетили 578 тысяч 810 человек (для сравнения, МАКС–2017 – 452 тысячи человек), и он едва не дотянул до своего же собственного рекорда 2001 года, когда выставку посетили более 660 тысяч человек. В субботу, 31 августа, на летном поле посмотреть демонстрационные полеты собрались одновременно более 200 тысяч гостей – такого масштаба не достигал ни один другой авиационно–космический салон в мире! Фактически это была уже не просто выставка, а настоящий авиационный праздник, значение которого хорошо выразил президент страны Владимир Путин во время открытия МАКСа:

– Мы глубоко ценим международное внимание к российскому авиасалону, видим в этом признание высокого интеллектуального, научно–технического и экспортного потенциала нашей страны, ее уникальных традиций самолетостроения, которые позволяют России оставаться в числе мировых флагманов авиакосмической отрасли.

В этом, и прежде всего в этом, значение площадки в Жуковском, а также пермского участия в ней. Тем более что флагманов–то, способных самостоятельно производить авиационные двигатели всех типов, можно пересчитать по пальцам одной руки – Россия, Америка, Китай, Франция и Великобритания. У Германии и Японии право быть в этом клубе отобрали по итогам Второй мировой войны, Украина фактически выбыла из него в результате известных событий.

Другое дело, что из–за санкций финансовый результат авиасалона оказался даже меньше, чем два года назад, когда казалось, что скромней быть уже не может. В 2017 году деловой потенциал выставки в Жуковском оценили в 600 млрд рублей, включая твердые контракты и соглашения о намерениях на 400 млрд, соглашения о сотрудничестве на 170 млрд плюс переговоры о поставках продукции еще на 36 млрд рублей. На этот раз общий деловой потенциал составил только 400 млрд, из них твердых контрактов и соглашений – на 248 млрд рублей. Однако эта оценка не учитывает переговоры, проведенные по линии военно–технического сотрудничества, а они, по информации «Рособоронэкспорта», исчисляются миллиардами долларов. Шутка ли, только официальных военных делегаций из разных стран на МАКСе–2019 побывало 120, с которыми прошли более 200 предконтрактных переговоров! Один экспортный вариант истребителя пятого поколения Су–57Э чего стоит! Пермский край и тут будет иметь свою долю через двигатели ПС–90 на военных транспортниках Ил–76МД–90А(Э) и топливозаправщике Ил–78М–90А, не считая прочих комплектующих.

Впрочем, не исключено, что на этот раз сумма сделок оказалась меньше и потому, что никто ничего не «натягивал», специально приурочивая подписание договора ко времени проведения выставки. Зато не только отечественные, но и зарубежные участники МАКСа–2019 отметили увеличение деловой активности, рост интенсивности проведения переговоров и встреч по сравнению с прошлыми салонами. Например, за первые три дня работы – так называемые «дни специалистов» – выставку посетили 143,5 тысячи одних только специалистов, что значительно превышает показатели прошлых лет. За время работы выставки прошли почти 90 конференций, семинаров, круглых столов, стратегических сессий; ряд научных мероприятий, организованных институтами ЦАГИ, ВИАМ и ГосНИИАС были проведены в рамках МАКСа–2019 на внешних площадках. В третий раз прошел Евразийский аэрокосмический конгресс, организованный Евразийским партнерством аэрокосмических кластеров и правительством Самарской области (пример для администрации Пермского края). Впервые в рамках МАКСа был организован раздел Future Hub («Вузовская наука и авиационно–техническое творчество молодежи»), на площадке которого состоялись более 40 событий, участниками которых стали свыше 2500 человек. В третий раз прошел «День студента» – а именно в пятницу, 30 августа, возможностью бесплатно посетить выставку воспользовались почти 7 тысяч учащихся вузов и техникумов.

Наконец, весьма плодотворно работали клиенты сервиса назначения деловых встреч в формате MatchMaking, который проводился, прежде всего, в интересах малого и среднего бизнеса. Прошло 256 встреч, деловой потенциал которых, согласно результатам опроса, составил более 8 млрд рублей. Всего на авиасалоне прошло более 3000 деловых встреч в специальных форматах.

Если добавить, что в небе над Жуковским демонстрировали свое мастерство авиационные группы высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи», «Соколы России», «Стрижи», со своими программами выступали пилотажные группы «Русь», «Первый полет», «Колибри» и гости из Прибалтики – группы Baltic Bees Jet Team и ANBO, плюс впервые прошли соревнования по высшему пилотажу на одномоторных поршневых самолетах, то скучно там точно не было. «Гвоздем» программы можно назвать российский флаг, который нарисовали в воздухе пилотажная группа «Русь» и самолет Бе–200ES, сбросивший воду в виде триколора.

Всего в летной программе принял участие 81 летательный аппарат, а на статической стоянке были представлены еще 133 машины. С учетом того, что часть самолетов и вертолетов демонстрировалась и в небе, и на земле, общее количество воздушных судов достигло 202. Чтобы во всем этом не запутаться, помощь организаторам оказывали 300 волонтеров, отобранных из числа учащихся и студентов Московской области, а за порядком следили 2550 сотрудников полиции и Росгвардии. Ну а чтобы обо всем этом рассказать, на МАКСе–2019 были аккредитованы 3100 сотрудников СМИ и независимых журналистов из 594 российских и 238 зарубежных СМИ, включая 103 российских и зарубежных телеканала.

Осталось добавить, что распоряжением правительства РФ следующий, XV Международный авиационно–космический салон МАКС–2021 определено провести в июле 2021 года там же, в Жуковском, а его организаторами назначены Минпромторг РФ и госкорпорация «Ростех». МС–21 с пермскими двигателями ПД–14 на крыле там представят точно, а значит, для жителей Пермского края это и вправду будет праздник.

Алексей Клочихин


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона