Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

С думой о «Протоне»


С думой о «Протоне»

Сразу после Нового года неожиданно подвела итоги «голова» пермского «Протона­-ПМ» – АО «НПО Энергомаш», расположенное в подмосковных Химках. Обычно это делают весной­летом, а тут прямо­таки космическая скорость. Учитывая, что в 2018 году состоялось всего два запуска ракеты­носителя «Протон­-М», очень даже интересно, что в головной организации думают о будущем пермского ракетостроительного предприятия. Ну и вообще, как дела у бывшего гендиректора «Протона-­ПМ» Игоря Арбузова?

А дела очень даже неплохи. На фоне новостей об очередном провале Роскосмоса «Энергомаш» выглядит неким оазисом, благополучным прежде всего в финансовом смысле. Для химкинского объединения 2018 год стал рекордным по поставкам жидкостных ракетных двигателей – иностранным и отечественным заказчикам их поставлено 18 комплектов. Предприятие вновь получило самые высокие оценки специалистов, подтвердив репутацию разработчика и производителя самых мощных и надежных в мире ракетных движков.

«Энергомаш» отчитался, что в 2018 году состоялся уже 85-­й подряд успешный пуск ракеты­носителя семейства Atlas производства американской компании United Launch Alliance (ULA). В минувшем году этой компании было поставлено 11 двигателей РД180. Всего по программе РД180 отправлено 113 двигателей и было осуществлено 85 успешных пусков. Российские двигатели РД180 в составе американской ракеты­носителя семейства «Атлас» обеспечили вывод в космос таких полезных нагрузок, как метеорологический спутник GOES­S, спутник связи AFSPC, исследовательский посадочный аппарат для изучения Марса InSight и многие другие.

Еще одному американскому партнеру — компании Orbital ATK (вошла в Northrop Grumman Innovation System) — в 2018 году были поставлены пять двигателей РД181 для ракет­носителей семейства Antares, которые обеспечивают доставку грузов на МКС. Всего за время работы с этим заказчиком ему отправлено 17 РД181, состоялось четыре успешных пуска.

Кроме того, «Энергомаш» полностью выполнил обязательства по поставкам ракетных двигателей РД191 для российской ракеты «Ангара».

Наконец, продолжается и формирование интегрированной структуры ракетного двигателестроения. В сентябре прошлого года в доверительное управление АО «НПО Энергомаш» передано 100% акций АО «НИИМаш». Кроме того, «Объединенная ракетно­космическая корпорация» передала в доверительное управление «Энергомашу» принадлежавшие ей акции воронежского – АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) и пермского «Протона­-ПМ».

Ну и далее – проект по внедрению информационной системы управления ресурсами, предполагающий комплексную автоматизацию подразделений «Энергомаша», внедрение информационной системы управления жизненным циклом продукции (PLM-­системы), которая позволит повысить качество процессов и обеспечит более высокую скорость конструкторских разработок, модернизация и повышение технического уровня опытного производства, реконструкция научно-­испытательного комплекса и так далее. Кстати, в результате применения системы управления жизненным циклом продукции при разработке двигателя РД171МВ (для перспективной ракеты­носителя «Союз­-5») этот двигатель станет первым, конструкторская документация которого будет в электронной 3D-­модели, а не на бумажных чертежах.

Под самый конец 2018 года «Энергомаш» завершил изготовление динамического макета РД171МВ, который будет поставлен заказчику — РКЦ «Прогресс». Огневые испытания первого доводочного двигателя РД171МВ запланированы на этот год. Первый товарный двигатель будет поставлен заказчику в 2021 году для первого беспилотного запуска «Союза-­5», который должен состояться в 2022 году. А на «Энергомаше» в 2018 году начали реконструкцию научно­испытательного комплекса, которая продлится нескольких лет и на которую выделены около 7 миллиардов рублей, в том числе в рамках федеральной целевой программы. Уже в 2019 году на этом комплексе «Энергомаш» должен приступить к испытанию агрегатов, а в последующем – и самого двигателя РД171МВ.

Увы, но в 2018 году состоялось всего два пуска «Протона-­М», на первой ступени которого установлены двигатели РД276 разработки все того же «Энергомаша» и производства «Протон­-ПМ». Двигатели «Протона – Пермские моторы» в составе ракеты­носителя «Протон-­М» обеспечили вывод в космос полезной нагрузки в интересах Минобороны РФ.

Тем не менее продолжается техническая модернизация предприятия. В 2018 году завершена модернизация литейного производства. Общий объем финансирования с 2012 года составил 2,9 миллиарда рублей. Для обеспечения титановым литьем серийного изготовления агрегатов ракетного двигателя РД­191 (это уже для «Ангары») организован участок титанового литья. Приобретена вакуумная дуговая печь ДВЛ­-200П (изготовитель — ПАО «Электромеханика», Ржев) с объемом тигля в 200 кг, позволяющая выпускать отливки размером до 450 миллиметров. В 2018 году оборудование успешно запущено в эксплуатацию, и теперь специализированный центр компетенции литейного производства «Протона-­ПМ» сможет обеспечивать нужды предприятий интегрированной структуры ракетного двигателестроения, Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и других потенциальных заказчиков.

Кроме того, завершено создание заготовительного производства на загородной площадке предприятия. Возведен корпус площадью более 10 тыс. кв. метров, где организован замкнутый цикл заготовительного производства на основе автоматизированного оборудования: раскрой, центральная заводская лаборатория, термообработка, черновая обработка. Получено 95% технологического оборудования, которое последовательно вводится в эксплуатацию. Начался перевод в новый корпус отдельных производственных участков и лабораторий предприятия с городской площадки «Протона­-ПМ».

В заготовительном корпусе организована центральная заводская лаборатория, где выполняется контроль материалов.

Это позволит сократить циклы производства новых изделий, а также оказывать услуги для сторонних организаций. Всего с 2014 года на модернизацию заготовительного, механосборочного и испытательного производств направлено 2,1 миллиарда рублей.

В 2018 году продолжилась реализация еще одного инвестиционного проекта на «Протоне­-ПМ» — «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД­-191». Опять­-таки для «Ангары». Возведен фундамент нового производственного корпуса, смонтировано 70% металлического каркаса, получена часть технологического оборудования.

Ну а теперь самое главное. Техперевооружение производства и внедрение современных технологий дало возможность «Протону­ПМ» привлекать не только новые заказы ракетно­космической тематики, но и более глубоко диверсифицировать производство, осваивая перспективную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В рамках этой диверсификации в 2018 году «Протон-­ПМ» заключил три контракта на изготовление комплектующих и сборку газотурбинных электростанций серии «Урал» мощностью 4 и 6 мегаватт для «ОДК ­Авиадвигатель». В 2019 году предприятию предстоит произвести и поставить пермскому КБ десять энергоагрегатов: четыре ГТЭС «Урал­-4000» и шесть ГТЭС «Урал­-6000». Также завершается освоение деталей для двигателя ВК­-800, ВК-­2500 и новой номенклатуры для «ОДК ­Пермские моторы» (видимо, уже для двигателя ПД­-14).

Наконец, в минувшем декабре «Энергомаш», возглавляющий интегрированную структуру ракетного двигателестроения, куда входит и «Протон­-ПМ», заключил стратегическое соглашение о партнерстве с ООО «Локотех» — крупнейшей российской компанией в области железнодорожного машиностроения.

В планах организовать на производственной площадке «Протона-­ПМ» центр по производству и испытанию узлов и агрегатов железнодорожной техники: турбокомпрессоров, топливной аппаратуры дизелей и других изделий, не уступающих лучшим мировым аналогам.

Так что пока Роскосмос выбирает между «Союзом­-5» и «Ангарой», пермские ракетостроители будут заниматься авиацией и железнодорожным транспортом. А там видно будет.  

Семен Полетаев


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений