Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Тариф «семилетний»


Тариф «семилетний»

На площадке Пермской торгово–промышленной палаты обсудили «окончательный вариант» новой транспортной модели пассажирских перевозок, которая начнет действовать в Перми уже в следующем году. Бизнесу представили уже не только «общие черты» правил, по которым им предстоит работать, но и требования к конкурсной документации, и сами договора.

Документацию по осуществлению регулярных перевозок презентовали Роман Залесинский, начальник департамента дорог и транспорта администрации города Перми, и Анатолий Путин, начальник МКУ «Городское управление транспорта». Пилотный проект по перезаключению контрактов на перевозки будет запущен уже в 2019 году – в него войдут несколько автобусных маршрутов, трамваи и троллейбусы.

ФИКСИРУЕМ, ЧТОБЫ БЫЛО УДОБНЕЕ

Главное изменение в новом проекте – фиксированная оплата работы перевозчиков, которая будет обеспечиваться городской администрацией. Сейчас пассажир платит напрямую перевозчику – в дальнейшем он будет платить бюджету, а вот администрация уже расплатится с перевозчиками по заранее установленным ставкам.

По мнению властей, такие изменения нужны по двум причинам. Во–первых, перевозчик не будет зависеть от выручки. А значит – прекратятся «гонки за пассажиром», сократятся ДТП и простои. Кроме того, перезаключение контрактов позволит разработать новую маршрутную сеть, которая сократит дублирование маршрутов и пробки в часы пик.

Во–вторых, «единый карман» для оплаты проезда позволит ввести в Перми более гибкую систему оплаты. Переход на новую модель подразумевает систему учета всех категорий пассажиров: как льготных, так и платящих полный тариф. И у тех, кто платит «полный тариф», появятся варианты оплаты проезда – будет электронный проездной документ на разное количество поездок, можно выбирать повременной тариф или неограниченное количество поездок в течение определенного периода.

Основным возражением перевозчиков против введения новой системы был как раз сам способ оплаты. Причина недовольств – несвоевременные выплаты по уже существующим контрактам и субсидиям от администрации, вызывающие задержки зарплаты и кассовые разрывы. Теперь бизнесу пообещали: платить будем вовремя. Предполагается, что департамент ежемесячно будет выплачивать перевозчику аванс в размере 30% месячной стоимости контракта, оплата же всего объема работы будет производиться по итогам месяца.

Еще один важный пункт в новом контракте – срок его заключения. Он будет не краткосрочным (ранее контракт заключался на срок от одного до трех лет). Теперь договор заключается на семь лет. По словам представителей мэрии, такой срок работы позволит перевозчикам уверенно чувствовать себя на рынке и инвестировать средства в развитие собственного автобусного парка.

АВТОБУСЫ «ПОМОЛОДЕЮТ»

Впрочем, за более долгий срок контракта и фиксированную оплату перевозчикам все же придется серьезно «заплатить». В числе требований к ним остается почти полная смена автобусного парка.

Согласно новому контракту, на линии, в принципе, не могут работать автобусы старше пяти лет. Как уже писал IN, сегодня средний возраст автобусов – 14 лет, и около 70% автобусов, выходящих на линии, под этот критерий не подходят.

Еще одно требование к новым автобусам – экологическое. Контракт будет заключаться только с теми компаниями, которые могут обеспечить на начало действия контракта 50% парка с экологическим классом Евро–4 (требования по нему были введены в Европе в 2005 году), а с третьего года – 75% парка. Однако со временем требования к экологическому классу будут повышены до Евро–5. Напомним, что стандарт Евро–5 действует для всех выпускаемых в России автобусов и автомобилей с
1 января 2016 года. Еще один пункт, призывающий заботиться об экологии, – руководство Перми прямо заяв­
ляет, что будет отдавать приоритет автобусам, использующим в качестве топлива газ. Их доля на рынке перевозок за семь лет должна возрасти с 20 до 50%.

Особое требование к автобусам – их доступность для маломобильных групп населения. По требованию администрации, договора будут заключаться только с теми парками, где процент низкопольных автобусов составляет 50% на начало действия контракта. К седьмому году работы низкопольные автобусы должны составлять 100% автобусного парка подрядчика. Стоит отметить, что с этим требованием дела на рынке пассажирских перевозок обстоят получше, чем с возрастом автобусов. Если в 2015 году доля низкопольных автобусов в краевой столице составляла всего 57%, то сейчас на маршрутах их около 70%.

ПОДДЕРЖАТ, ЧЕМ СМОГУТ

Немало к новым автобусам устанавливают и дополнительных технических требований. Так, отныне в каждом автобусе должны быть установлены навигационные устройства, системы видеофиксации, автоинформаторы остановочных пунктов, стационарные и переносные валидаторы, монитор, система автоматизированного учета количества пассажиров и другое оборудование.

Отметим, что часть забот по обновлению автобусного парка все же взяли на себя сами «новаторы». Решено, что руководство Пермского края проведет переговоры с российскими производителями о централизованном заказе автобусов для нужд пермских перевозчиков. Кроме того, регион готов договариваться и с государственными банками – о льготных кредитах и гарантиях для предпринимателей, которые примут участие в конкурсах на обеспечение пассажирских перевозок. Министерство транспорта Прикамья также разработает систему автоматизированного учета пассажиров и бесплатно передаст перевозчикам необходимое для работы программное
обеспечение.

Кроме того, правительство Пермского края уже ведет переговоры со структурами «Газпрома» об увеличении количества АЗС с возможностью заправки автобусов газом и прорабатывает вопрос развития поставок сжиженного газа.

ЧТО, ЕСЛИ ОТКАЗАТЬСЯ?

Для тех перевозчиков, которые по каким–либо причинам нарушают требования, установленные администрацией, муниципалитет вводит накопительную балльную систему штрафов. Предполагается, что штраф перевозчику составит в среднем 5% от месячной суммы контракта. По сообщению администрации, в случае, если в течение года перевозчик будет нарушать правила исполнения контракта или самовольно менять маршрут, департамент будет вправе расторгнуть с ним договор.

Всего установлены 22 критерия, по которым будут начисляться штрафные баллы – по итогам месяца они будут суммироваться. В число критериев оценки работы войдут соблюдение выполнения рейсов, их регулярности, факт выполнения первых и последних рейсов. Будут учитываться обеспечение посадки и высадки пассажиров на всех остановочных пунктах на маршруте, подъезд к бордюру остановочного пункта на минимальное расстояние для возможности посадки и высадки маломобильных групп населения, обеспечение надлежащего санитарного состояния транспортного средства внутри и снаружи, отсутствие неисправных кнопок вызова водителя, отсутствие неисправных откидных трапов для инвалидных колясок.

Штрафные санкции коснутся не только состояния автобусов, но и качества обслуживания пассажиров. Например, отказ в оказании помощи инвалиду–колясочнику при посадке и высадке из транспортного средства. Повлияют на штрафы и повторяющиеся в Перми с завидной регулярностью истории с высаженными несовершеннолетними. Учтут и допущенные нарушения Правил дорожного движения, ведь для города аварии с участием пассажирских автобусов – серьезная проблема. По данным департамента дорог и транспорта, в 2017 году в краевой столице произошло 250 таких аварий, за первое полугодие 2018 года –150.

За качеством обслуживания пассажиров будет следить специально организованная служба контроля. Она проверит наличие работоспособного технического оснащения в салонах транспортных средств: систем отопления и кондиционирования, аудиоинформаторов, видеорегистраторов, валидаторов, навигационного оборудования и так далее. Кроме того, контролеры проследят за поведением сотрудников – например, за тем, чтобы водители не курили на рабочем месте и не хамили пассажирам.

«БЕЛЫЕ ПЯТНА»

Вопросы у бизнес–сообщества все еще есть, и в первую очередь – к самим конкурсным процедурам и оплате работы. Предприниматели опасаются, что в реформе достаточно много «белых пятен», которые можно будет увидеть только в качественной финансово–хозяйственной модели. Среди проблемных вопросов – лотирование новых маршрутов, изменение маршрутной сети в рамках действия контрактов, индексация тарифов в связи с ростом цен на топливо и система оплаты услуг перевозчиков.

Администрации Перми предложили разработать отдельный документ по новой транспортной модели – схему, которая покажет всю новую систему работы муниципалитета с транспортными компаниями, бизнес–модель с конкретными суммами и движением денежных средств.

Муниципалитет, в свою очередь, предусмотрел подготовительный этап для перехода на новые правила работы в соответствии с контрактами. С апреля 2019 года новые контракты по первым 6 – 10 маршрутам будут заключаться уже с новыми требованиями к качеству обслуживания, подвижному составу, техническому оснащению транспорта. Однако у бизнеса есть полгода между датой заключения договора и началом работы для приведения автопарка в соответствии с требованиями и для обучения персонала. В 2020 году будут разыграны все остальные новые контракты с перевозчиками. При их заключении будут также введены безналичная оплата проезда, пересадочная система и тарифное меню на всех видах общественного транспорта в Перми, включая электротранспорт. Новая маршрутная сеть будет внедряться поэтапно в 2019 – 2020 годах.

Переход на безналичную оплату или оплату проезда водителю будет идти постепенно и для пассажиров, обещает мэрия. Привыкнуть к новой системе должны будут, прежде всего, сами пермяки. Кстати, с пассажирами «посоветуются», как удобнее будет платить за автобусы – губернатор Пермского края Максим Решетников поручил департаменту дорог и транспорта начать обсуждение с общественностью планируемых изменений маршрутной сети и варианты «тарифного меню».               

Ярослава Летина

КОММЕНТАРИЙ

Олег Ждановпрезидент Пермской торгово–промышленной палаты:

– ТПП – это объединение бизнеса, полномочия которого подтверждены федеральным и региональным законодательством. Поэтому мы имеем полное право принимать участие в обсуждении законов и других нормативных актов органов власти разного уровня, которые затрагивают интересы бизнеса. Мы выступаем не оппонентами власти, а экспертами, которые оценивают последствия «реформы» для бизнеса.

Пример такого обсуждения – решения, принимаемые по рынку перевозок в Перми. Сегодня бизнес перевозок – это состоявшийся и развитый рынок. Напоминаю, что Президент России поставил задачу по увеличению числа занятых в малом бизнесе до 25 млн человек – для Пермского края это, по сути, каждый третий трудоспособный житель. Этот факт так же важен, как и необходимость развития конкуренции. Наша задача – преобразовать транспортную схему без потерь для бизнеса, сохранить этот рынок и рабочие места для людей, и поэтому, принимая решения, власти должны прислушаться к мнению тех, кто на этом рынке работает.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений