Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Компромисс ради покупателя


Компромисс ради покупателя

Несмотря на кризис, большинство крупных торговых сетей планирует в Прикамье открытие новых торговых точек.

Ушедший 2014 год был крайне непростым для всех сегментов рынка, в том числе и для продуктовых торговых сетей. Новый год ритейлеры встречают с еще большими опасениями – рост цен привел к снижению объемов продаж, заморозке ­проектов по развитию и конфликтам торговых сетей с властями, пытающимися остановить инфляцию.

Однако «острая» стадия противостояния сетей и госструктур закончилась в начале февраля, когда сразу 7 ритейл–групп попали в «кремлевский список» предприятий, которые могут рассчитывать на первоочередную поддержку в случае экономических проблем.

Местным сетям оказалось сложнее – им придется договариваться о поддержке и снижении давления на региональном уровне. Однако «Норман–Виват» и «СемьЯ» строят вполне оптимистичные планы на будущее, говоря о том, что лучше «варягов» знают специфику местного рынка и своих покупателей не потеряют, закрытия торговых точек и сокращения сети не планируют. Та же «СемьЯ» начала год с открытия нового торгового центра в микрорайоне Вышка II. Однако ставку в своем развитии в ближайший год местные ритейлеры делают не на пермский рынок, а на соседний Екатеринбург и две российские столицы – Москву и Санкт–­Петербург.

НАМ ИНТЕРЕСНО ПРИКАМЬЕ

Пожалуй, наибольшие потери среди ритейл–сетей в минувшем году понесла сеть гипермаркетов «Лента» – перед декабрьским обрушением рубля компания разместила свои акции в свободном доступе на бирже. Изначально их стоимость составляла 10 долларов за акцию, а общий объем размещения – 952 млн долларов. По итогам первого же дня торгов на Московской бирже компания потеряла 14,1% стоимости своих депозитарных расписок В течение года минимум, до которого снизилась цена расписок ритейлера, составил 6,1 доллара – он пришелся на 18 декабря 2014 года.

Буквально накануне этих событий «Лента», являющаяся одной из крупнейших розничных сетей в России и второй по размеру сетью гипермаркетов в стране, обещала масштабные инвестиции в Прикамье и строительство здесь сразу пяти супермаркетов. Однако сеть оперативно «заморозила» все свои региональные договоренности – до возвращения на прежний уровень капитализации. Сразу после включения компании в «кремлевский список» она возобновила переговоры с руководством края – и есть шанс, что соглашение о вхождении сети на территорию Прикамья в более серьезных объемах все–таки будет подписано. Предварительная дата этого подписания, по словам регионального министра экономического развития Леонида Морозова, – 27 февраля.

Второй ритейлер, который активно анонсировал «заход» в Пермский край еще в прошлом сентябре, – «Ашан». Открытие гипермаркета этой торговой сети в ТРК «СпешиLove» по адресу: ул. Спешилова, 114 неоднократно переносилось – сейчас оно запланировано на середину мая. При этом с начала года «Ашан» активно набирает сот­рудников на территории Пермского края. Отсрочку открытия «Ашана» застройщик ТРК «СпешиLove», ООО «Логистик–Про», назвало пожеланием якорного арендатора и сослалось на то, что получило разрешение на ввод здания в эксплуатацию еще в декабре, и торгово–развлекательный комплекс вполне готов к открытию. Однако, как сообщил IN представитель одного из арендаторов, «здание не готово, существуют многочисленные недоделки, с которыми мы просто не можем открыться». Источник также выразил сомнение, что застройщик устранит все недоделки к середине марта. С кризисом свою задержку вхождения в Пермский край представители самого «Ашана» не связывают.

Серьезные планы по развитию своей сети в Прикамье есть и у других ритейлеров «кремлевского списка» – ЗАО «Тендер» (сеть магазинов «Магнит») планирует открытие в Прикамье крупного логистического центра, а «Метро кэш энд кэрри» – нового торгового центра. А X5 Retail Group, которой принадлежат магазины «Перекресток» и «Пятерочка», анонсировала возможность строительства в регионе собственного гипермаркета «Карусель». Однако пока возможности реализации этих планов в новых экономических условиях сетевики не подтверждают.

СВОИМ НЕ ДАДИМ

А вот пермские ритейлеры в кризис не планируют активно развивать собственные сети продуктовых магазинов в столице края, хотя надеются «ввести в строй» уже анонсированные к открытию торговые точки.

Группа компаний ЭКС (сеть магазинов «СемьЯ») вовсе не озвучивает планов по глобальному развитию сети. Здесь не скрывают – многие амбициозные проекты придется временно притормозить – однако, уверены в «Семье», на общей картине корректировка планов открытия новых магазинов не скажется. Тем более что здесь есть чем похвастаться – буквально на днях начал работу новый магазин сети в микрорайоне Вышка II.

– Мы периодически проводим оценку исполнения программы развития, сейчас смотрим планы с учетом нынешних экономических условий. Уже есть понимание того, как будут формироваться цены, поэтому имеет смысл еще раз подумать на перспективу и определиться с критериями открытия магазинов, более соответствую­щими рыночной ситуации, — сообщила директор ООО УК ЭКС Елена Жданова.– В прошлом году мы запустили семь точек, чуть–чуть отстаем от своей программы.

У продуктового «Вивата» тоже нет планов по глобальному развитию в Прикамье.

– Мы определились с форматом и к кризису подготовились заранее, – отмечает Вадим Юсупов, генеральный директор «Норман–Виват» – Есть пара магазинов, которые мы давно собирались закрыть, и их закрытие не вызвано кризисом, просто они не рентабельны. Также, может быть, один–два магазина откроем – но все это не глобальные планы, а текущая работа.

Однако пермские ритейлеры готовы агрессивно заходить в другие регионы, завоевывая там рынок у более слабых конкурентов. Так, сеть «Норман–Виват» намерена в этом году вдвое увеличить количество алкогольных супермаркетов «Норман» в Москве, Санкт–Петербурге и Екатеринбурге – совокупно планируется открыть еще 100 магазинов. В среднем в развитие в каждом из трех регионов компания планирует вложить до 50 миллионов рублей.

Почему же эти инвестиции «уходят» из края? Причин переориентации с местного рынка на внешние ритейлеры называют две: во–первых, насыщенность его собственными торговыми точками, а во–вторых, завышенные за счет нехватки торговых площадей цены на аренду. Как говорит Вадим Юсупов, с наступлением кризиса в указанных регионах находить интересные варианты аренды оказалось проще.

ПРОБЛЕМА – В ДОРОГОЙ АРЕНДЕ

И «Норманн–Виват», и «СемьЯ», и сети, заходящие в Прикамье из иных регионов, в один голос жалуются на недостаток подходящих торговых площадей и «жадность» арендаторов, выставляющих торговым сетям кабальные условия аренды. Правда, благодаря кризису договариваться с владельцами площадей стало проще – многие торговые центры теряют арендаторов мелкой розницы десятками. При этом владельцы коммерческой недвижимости не спешат снижать ставки – поэтому мелкой рознице приходится искать более дешевые варианты аренды или вовсе уходить с рынка.

– Мы как арендодатели становимся заложниками событий, на которые не можем повлиять. У нас пассивная тактика реагирования на текущие события — это тренд сегодняшнего и будущего дня, мы вынуждены только смотреть и реагировать, — говорит директор УК «Столица» Константин Копытов. – При этом мы понимаем, что первые проблемы начались еще в 2014 году – прои­зошло плавное снижение числа посещений, ТРК «Столица» потерял около 7%. Так что будем пытаться вернуть людей. Ставки пока зафиксировали, но снижать не планируем.

Профицит предложения торговых площадей в Перми есть, но предложение цены по этим торговым площадям ничем экономически не обоснованы, уверены эксперты. Для сравнения: в Екатеринбурге средняя ставка в главных торговых центрах от тысячи до полутора тысяч рублей, в Перми – от полутора до двух с половиной тысяч. Соответственно бизнес из соседних регионов в Пермь просто не заходит – а местный, как тот же «Норман–Виват», уходит из Перми. Крупные ритейл–сети не заинтересованы в Перми еще и потому, что она является единственным городом–мил­лионником в России, где нет ни одного торгового центра межрегионального масштаба, то есть площадью 100 тыс. кв. метров. Да, в 2014 году введено в эксплуатацию более 10 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости (из них для аренды пригодно 80 тысяч), сейчас строится еще 120 тыс. кв. метров площадей – но в торговых центрах микрорайонного масштаба – ни один из возводимых ТЦ не претендует даже на общерегиональный уровень и привлечение посетителей из иных муниципалитетов. Что тут говорить о других регионах?

Есть шанс, что кризис «зачистит» пермский рынок от завышенных арендных ставок и даст новый импульс к развитию розничной торговли – тем более что сейчас закрывшиеся магазины и рестораны высвободили десятки «проходных» точек, что повысило уровень конкуренции на рынке коммерческой недвижимости. Коррекция цены на аренду коммерческой недвижимости может составить до 15–20% – особенно там, где арендная плата взимается по валютным ставкам.

По сути, сейчас и арендодатели, и владельцы недвижимости боятся одного – потери покупателей. А поэтому, чтобы удержать их, сторонам придется договариваться и искать компромиссы.

Олег Николаев


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона