Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Танцы с «Суперджетом»


Танцы с «Суперджетом»

В подмосковном Жуковском открылся XII Международный авиационно–космический салон МАКС–2015.

Несмотря на сокращение количества участников, открывшийся во вторник в подмосковном Жуковском XII Международный авиационно–космический салон МАКС–2015 вполне может побить собственный рекорд двухлетней давности, когда в ходе выставки были заключены контракты на сумму более 21 миллиарда долларов.

Выбывшие западные компании с успехом компенсируют гости с Востока, вроде наследного принца Абу–Даби Мухаммеда Аль Нахайяна, вместе с которым Президент Владимир Путин осмотрел экспозицию в день открытия. И, надо полагать, с особенной гордостью зашел с ним в павильон фестиваля «От винта», где выставляют свои работы «инженеры» в возрасте… от пяти лет.

Юные гении подарили главе государства зубную пасту для полетов в космос и командирские часы размером с кастрюльку, которые могут использоваться и под водой. Был там и аппарат для очистки мусора на околоземной орбите, но больше всего Путина удивил полутораметровый «летающий топор» весом всего в 200 граммов. «Может быть, вы еще и летающий утюг придумаете?» – пошутил Президент.

Впрочем, месседжей Западу тоже было более чем достаточно, включая надежду Путина в приветственной речи на то, что «вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры, МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и поиска новых партнеров». В этом смысле на роль главного нового партнера российских авиастроителей явно претендует Иран, глава официальной делегации которого, вице–президент по технологическому развитию Али Ватани уже заявил, что ожидает успешного завершения переговоров о приобретении самолетов Sukhoi Superjet 100.

Между прочим, все это грандиозное зрелище, которое станет доступно для осмотра простым зрителям только завтра (первые три дня – для специалистов), уже принесло различным оформительским и логистическим фирмам приличные деньги. По данным «Системы мониторинга и анализа государственных и коммерческих закупок Закупки360», в рамках подготовки к выставке государственные компании заключили 189 контрактов на общую сумму более миллиарда рублей. Причем эти данные касаются только компаний, попадающих под закон о государственных закупках, поскольку частные компании, доля государства в которых не превышает 50 процентов, публиковать такие сведения не обязаны.

У Пермского края, между тем, уже есть первые итоги нынешнего МАКСа – Виктор Басаргин в рамках выставки встретился с генеральным директором «Роскосмоса» Игорем Комаровым и генеральным директором АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александром Артюховым. На встрече обсудили закрепление серийного производства двигателя РД–191 для перспективных экологически чистых ракет–носителей «Ангара» в Пермском крае. С 2017 года планируется поэтапное увеличение поставок товарных РД–191, а после завершения всех мероприятий по подготовке и организации производства с 2022 года ПАО «Протон–ПМ» должно стать головным изготовителем двигателя для ракет нового поколения. Ранее глава «Роскосмоса» озвучил сумму контракта в 15 млрд рублей.

– Это загрузит наши предприятия как минимум до 2025 года, – отметил Виктор Басаргин. – А уже на эту программу нанизывается все остальное: огромный объем инвестиций в нашу промышленность, сотни высокотехнологичных рабочих мест. Поэтому мы в ближайшее время подпишем инвестиционный контракт с Госкорпорацией, в котором пропишем определенные налоговые преференции на стадии освоения производства, создав тем самым основу для реализации масштабного инвестпроекта.

Естественно, большую часть экспозиции в Жуковском занимают военные самолеты, которые сегодня приносят и основную прибыль как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это истребители Су–27, Су–35, МиГ–29, учебно–боевые Як–130. Главная интрига МАКСа в этом году, собственно, и заключается в том, будет ли подписан контракт с Китаем на поставку 24 истребителей поколения «4++» Су–35С. Также Китай интересуется и пассажирскими Sukhoi Superjet 100, по которым в мае уже была заключена крупная сделка по лизингу в Азию объемом в три миллиарда долларов.

В гражданском секторе «Суперджет» вообще вне конкуренции. Пермский двигатель ПД–14, который будут ставить на МС–21 (и, предположительно, на новую модификацию «Суперджета»), разумеется, вместе с мотогондолой выставлен «Авиадвигателем» в рамках единой экспозиции ОДК – но реально он даже еще не взлетел в небо. Поэтому МАКС–2015 буквально танцует вокруг Sukhoi Superjet 100, именно по нему заключаются самые крупные сделки и именно его Путин прорекламировал в своей речи. Так, впрочем, и надо лоббировать отечественную продукцию.

В первый же день салона Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и производитель «Суперджета», компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписали твердый контракт на поставку 32 Sukhoi Superjet 100. В дальнейшем самолеты будут переданы в операционный лизинг российским и зарубежным авиаперевозчикам. Особенностью проекта является то, что лизинговая компания получит взнос в уставный капитал в размере 30 миллиардов рублей.

Среди будущих получателей этих самолетов появилась и казахстанская авиакомпания SCAT, президент которой Владимир Денисов подписал с Храмагиным договор на аренду 15 самолетов. Твердый контракт предполагается заключить не позднее 1 августа 2016 года.

Кроме того, лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) и структуры Внешэкономбанка подписали соглашения, предусматривающие предоставление финансирования поставок гражданской авиатехники на экспорт. Тендер, в котором участвует российская лизинговая компания, предусматривает поставку пяти самолетов и опцион еще на пять лайнеров. Учитывая, что пока «Суперджет» летает только в России и в Мексике, прорыв в Европу выглядит весьма значимым.

Также ИФК достигла договоренности с «Росэксимбанком» о предоставлении экспортного финансирования поставок самолетов в Республику Куба. Согласно сообщению компании, общая стоимость сделки оценивается в 70 миллионов долларов. Ранее «Ильюшин Финанс Ко.» организовала постав ку на Кубу самолетов Ил–96–300, -Ту–204–100 и Ту–204С, Ан–158. Общий объем экспортных контрактов ИФК, профинансированных банком, превысил 550 миллионов долларов.

Делегация ВЭБа также подписала меморандум о сотрудничестве с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Гражданские самолеты Сухого» и SuperJet International S.p.A. Документ предусматривает организацию финансирования поставок еще десяти лайнеров Sukhoi Superjet 100 мексиканской авиакомпании Interjet, яв ляющейся сегодня основным эксплуатантом «Суперджета» зарубежом. Будет использована кредитно–лизинговая схема.

Путин говорил, что «Суперджет» намерена приобрести еще и авиакомпания «Ямал», но пока об этом ничего не известно. Разумеется, пермскому уху приятнее было бы услышать что–нибудь о МС–21, да еще и с пермскими двигателями на крыле, но… выставка, собственно, только началась.

Фёдор Покрышкин


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО