Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Инструмент в руки


Инструмент в руки

Программы субсидирования предпринимательства в Пермском крае реализуются с 2005 года.

В Прикамье завершен конкурсный отбор бизнес–проектов (инвестиционных проектов) субъектов малого и среднего предпринимательства на предоставление субсидий.

О том, кому и как предоставляются субсидии, нам рассказала Ирина НИКИТЕНКО, заместитель министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края.

– Ирина Александровна, высока ли ­реальность получения субсидии от государства на предпринимательскую деятельность?

– Отвечу на данный вопрос цифрами. Программы субсидирования реализуются у нас с 2005 года. За это время около 3 тысяч предпринимателей получили поддержку в общем объеме почти на 1 млрд 300 млн рублей. И если раньше они были скромными по объемам финансирования, узкоспециализированными, например, поддерживались только предприниматели, реализующие товары на экспорт, то с 2010 года мы предлагаем достаточно широкий спектр различных видов субсидий. Это стало возможным еще и потому, что были приняты соответствующие изменения в предоставлении субсидий предпринимателям на федеральном уровне. Сейчас программы субсидирования – это разновидность программ финансовой поддержки предпринимательства, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе. По сути, государство за счет бюджетных средств компенсирует предпринимателям понесенные ими расходы на реализацию своих проектов.

С 2010 года мы реализуем программу субсидирования совместно с коллегами из муниципальных образований, органов местного самоуправления. Почти все муниципалитеты активно участвуют и ежегодно представляют на отбор проекты, реализуемые в своих территориях. При этом из четырех видов субсидий, которые мы предлагаем сегодня, муниципалитеты, исходя из своих возможностей и в логике своих приоритетов в развитии малого бизнеса, вправе определиться с выбором – все ли виды субсидий будут реализованы в территории, либо только часть. В общей сложности за счет трех уровней бюджета – муниципального, регионального и федерального – в Пермском крае ежегодно порядка 200 млн рублей направляется на эти цели.

– На что именно выделяются субсидии? И на что предприниматель не может рассчитывать?

– Субсидии предоставляются предпринимателям на реализацию бизнес–проектов в производственной сфере или в сфере оказания услуг населению. При этом государство компенсирует только инвестиционные затраты бизнеса, связанные, например, с приобретением нового оборудования. Текущие, операционные расходы предпринимателей – это собственные расходы бизнеса, связанные с обычным ведением бизнеса в традиционном понимании предпринимательства, как деятельности на свой страх и риск.

– Какова доля федерального бюджета в выделении субсидий?

– Значительна, из 200 млн рублей – две трети средства из федерального бюджета.

Регионы получают эти деньги всегда на конкурсной основе. И с каждым годом конкурировать за федеральный ресурс становится все сложнее. Причин несколько. Правила становятся сложнее. Интересных проектов в регионах, объективно заслуживающих финансовой поддержки, становится больше. Возможности бюджетов небезграничны и т. п.

И все–таки за последние годы мы не потеряли ни рубля из федеральных субсидий, каждый год отстаивая свое право, выбирая до копейки те расчетные лимиты, которые Федерация доводит до регионов в начале года.

При этом надо учитывать, что объемы финансирования самой Федеральной программы значительно сократились в последние годы. Еще пару лет назад к распределению между регионами предлагался 21 млдрд рублей. А в этом году всего лишь 9 млрд рублей. Несмотря на то, что объемы федерального финансирования сжимаются, при поддержке губернатора Пермского края В. Ф. Басаргина принято решение сохранить прежние объемы финансирования программ субсидирования.

Мы исходим из того, что это серьезное подспорье для предпринимателей, и даже в самое непростое время мы не ­имеем морального права на сокращение этого направления.

– Когда муниципалитеты представят свои проекты?

– Муниципалитеты уже приняли заявки на субсидии от своих предпринимателей, и сейчас передают проекты нам. Мы прогнозируем небольшое снижение количества проектов, заявленных в этом году на конкурсный отбор. Как отмечают аналитики, связано это, в первую очередь, с общим снижением инвестиционной активности бизнеса. К примеру, в 2014 году на конкурсный отбор было представлено 497 бизнес–проектов, а в 2015 году – уже 285.

– Какие субсидии наиболее популярны у бизнеса?

– Самая востребованная субсидия – на приобретение оборудования как в лизинг, так и по прямым затратам. Это более половины от всего объема средств, которые предоставляются в качестве субсидий. Преимущество у проектов, связанных с производством товаров. Важно также учитывать позиции муниципалитета, мы в первую очередь здесь ориентируемся на своих коллег. Например, в Коми округе исторически сложилось, что малый и средний бизнес работает в сфере лесозаготовок и лесопереработки, и для него эти проекты являются приоритетными. А в Барде больше всего сельхозпроизводителей, которых и поддерживает муниципалитет. И это не то, чтобы спорный вопрос – кто важнее, а понимание того, что помощь может быть оказана бизнесу в различных сферах.

Среди получателей субсидий помимо производственной сферы малый бизнес в сфере сельского хозяйства, переработки сельхозпродукции и дикоросов, строительства, в сфере содержания дорог, общественное питание, медицинские и социальные услуги населению.

– Сейчас растет популярность сферы социальных услуг?

– Да, в сфере услуг предпочтение отдается тем проектам, с которыми малый и средний бизнес заходит в сферу социального обслуживания населения. Есть, например, проекты по уходу и присмотру за пожилыми людьми. Очень непростой бизнес, но объективно спрос на такие услуги сегодня растет. Уже не первый год развиваются частные центры для детей, спортивно–оздоровительные центры.

Вообще, тема развития социального предпринимательства для нашего региона совсем даже не новая. С 2012 года мы благодаря активной работе нашего Фонда поддержки предпринимательства реализуем это направление как отдельный проект.

– Одно из направлений работы Фонда – социальное предпринимательство.

– Развитие социального предпринимательства появилось как отдельное направление даже не потому, что об этом заговорили и стали поддерживать на всех уровнях.

Была простая задача, одна из многих, – популяризация предпринимательства в принципе. Появился проект «История добрых дел». Ведь ни для кого не секрет, что предприниматели не только умеют зарабатывать, но и реализуют свои благотворительные программы. А с помощью проекта мы увидели, какое гигантское количество добрых дел ежегодно и ежедневно делается предпринимателями в подарок своему городу, поселку, населению, которое живет рядом. С развитием этого проекта мы из всего спектра благотворительных акций и идей определили проекты, которые могут сами себя еще и окупать.

Так, постепенно все наши встречи и разговоры с предпринимателями стали системными, идеи и планы сложились в отдельный проект, появилась Школа социального предпринимательства.

Все–таки социальное предпринимательство – это особая категория бизнеса, которой необходимы свои, особенные инструменты поддержки. С учетом не очень высокой доходности такого бизнеса необходимо особое внимание уделять задачам оптимизации издержек, и это тоже особые навыки и компетенции. Я уж не говорю о тех рисках, которые могут возникать у социальных предпринимателей в связи с неисполнением огромного количества требований к их деятельности.

Но все же сегодня с точки зрения появления новых ниш для развития малого бизнеса социальное предпринимательство – это новые возможности.

Юлия Шумихина

КОММЕНТАРИЙ

Вера ЦЫПУШТАНОВА, директор НО «Пермский фонд развития предпринимательства»:

Вера Цыпуштанова– Предприниматели часто в текучке не видят очевидных вещей, которые лежат на поверхности и являются нефинансовыми, но очень доступными инструментами для развития своего бизнеса. В том числе социальное предпринимательство с точки зрения оказания услуг социальным группам граждан является такой возможностью нового дыхания для состоявшегося бизнеса. И предприниматели нас услышали. На примерах других многие увидели для себя новые возможности, например, в работающем центре пребывания детей сделать группу для детей из малообеспеченных семей с особыми условиями. А может, даже не одну. Или, например, в магазине комиссионных товаров для детей открыть творческую студию. Не всегда люди видели свои возможности. Помочь увидеть новые возможности бизнесу, дать необходимые навыки и компетенции, важную информацию, найти финансовые инструменты поддержки, сопровождать и помогать в становлении и развитии – это и есть наша основная миссия и главная задача.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов