Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

О покупке – сразу в налоговую


О покупке – сразу в налоговую

С 1 февраля 2017 года контрольно–кассовая техника должна отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных.

В июле этого года новым законом № 290–ФЗ Президент России Владимир Путин внес серьезные поправки в закон 2003 года о правилах применения ККТ, или контрольно–кассовой техники — 54–ФЗ. В июле 2017 года вместо привычных кассовых аппаратов в магазинах и других точках, где совершаются продажи, установят онлайн–кассы. Они передают информацию о каждой покупке напрямую в налоговые органы. Еще через год — с 1 июля 2018 года — обязанность возложат и на тех, кто платит единый налог на вмененный доход, и на тех, кто работает по патентной системе. За полгода электронные контрольные ленты нужно заменить на фискальный накопитель, подключить кассу к интернету, заключить договор с оператором фискальных данных и отправлять чеки в электронном виде в ФНС через оператора фискальных данных.

Новые требования к ККТ помогут сделать систему товарооборота прозрачной и открытой для участников и надзорных органов. Добровольная регистрация предпринимателей в системе ОФД уже начата – с 1 сентября. Однако большинство пока не спешит отчитываться через интернет – у предпринимателей по нововведениям больше вопросов, чем ответов. IN постарался частично ответить на них.

НОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

В первую очередь, новый закон вводит новое понятие того, что такое контрольно–кассовая техника. Теперь ККТ — это электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно–кассовой техники. Появилось уже и «народное» название нового типа контрольно–кассовой техники, которая подключается к интернету и отправляет данные в ОФД и налоговые службы – онлайн–касса.

После вступления нового закона №54–ФЗ «О применении контрольно–кассовой техники» платежи не наличными деньгами будут называться электронными средствами платежа. Термин «безналичные средства платежа» исчезает из употребления вовсе.

Оператор фискальных данных – это звено в цепочке передачи информации от ККТ в Федеральную налоговую службу. Ближайшая аналогия ОФД — это операторы электронного документооборота, которые выполняют роль посредника между пользователями и ФНС. Операторы работают по системе открытых и закрытых ключей. Главные задачи ОФД – ежедневная передача чеков в ФНС, обеспечение онлайн–доступа ФНС к фискальным данным, хранение фискальных данных не менее 5 лет, защита фискальных данных от модификации и обеспечение возможности получения покупателем чека в электронном виде.

НОВЫЕ ИГРОКИ РЫНКА

ОФД – новые игроки на торговых площадках России. Стать оператором фискальных данных может любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории России. Для этого нужно зарегистрировать на правах собственности или аренды технические средства по формированию и проверке фискальных платежей, получить лицензию на оказание телематических услуг связи и лицензию по технической защите информации, пройти проверку ФСБ на соответствие требованиям средств формирования и проверки фискальных платежей и получить заключение экспертов, и в итоге получить от ФНС разрешение на обработку фискальных данных. Напомним, что ФНС ведет реестр операторов фискальных данных.

ФНС России на своем сайте опубликовала запись о выдаче разрешения на обработку фискальных данных следующим компаниям: «Первый ОФД», «Такском», «Эвотор ОФД», «Ярус». Самым крупным игроком рынка может стать компания «Яндекс» – она уже провела ряд встреч с представителями налоговых органов. «Яндекс» создала «дочку» «Яндекс.ОФД», которая будет развивать аналитические и другие сервисы, помогающие вести бизнес малым и средним предпринимателям.

Стоимость сотрудничества с ОФД, по оценкам аналитиков, составит для малого и среднего бизнеса примерно 3000 рублей в год.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА

Чтобы начать работать с ОФД, продавцу необходимо установить контрольно–кассовую технику, которая имеет фискальный накопитель и подключена к интернету, в удостоверяющем центре получить квалифицированную усиленную электронную подпись. Напомним, что инструкция о том, как получить подпись, выложена на сайте Минкомсвязи России. Далее нужно заключить договор с ОФД и зарегистрировать свою ККТ в личном кабинете на сайте ФНС.

Самый частый вопрос – заменит ли электронный чек бумажный? Ответ на него – пока нет. В электронном чеке указывается ИНН магазина, название товаров, их цена, сумма налогов и другая информация — как в привычном бумажном чеке.

Кассовые чеки и БСО не только отправляются надзорному органу, но и выдаются покупателям на руки. Согласно поправкам в законе, распечатывать эти платежные документы не обязательно — достаточно выслать на электронную почту или на мобильный телефон клиента — разумеется, если он согласен. Однако в случае требования продавец должен быть готов представить и бумажный чек.

Еще один способ — отправить не сам чек или бланк, а сведения о покупке: номер накопителя, сумму покупки, дату и время, адрес и т. п. Эти данные покупатель вводит на сайте в интернете и получает там документы. Но в любом случае способ получения чека клиент выбирает сам.

Исключение составляет дистанционная интернет–торговля, при которой продавец не обязан представлять покупателю распечатанный на бумаге чек или БСО. Для интернет–магазинов по новому закону предусмотрен только один вариант: выслать платежные документы на электронную почту или телефон.

ГДЕ ВЗЯТЬ КАССУ?

В России около 2 млн касс, все их так или иначе нужно будет модернизировать. Все кассы должны получить фискальные накопители, касса также должна быть оборудована устройством передачи данных в интернет.

Среди компаний, которые сейчас поставляют крупным торговым точкам контрольно–кассовую технику, пять крупных компаний — «Штрих–М», «Атол», «Группа компаний ККС», «Искра», «Атлас–карт». Большинство лидеров российского ретейла работает с первыми тремя фирмами. К изменениям на рынке сегодня готовы все производители.

Новый кассовый аппарат будет стоить около 30 тысяч рублей – цена варьируется в зависимости от модели. Для малого бизнеса стоимость решений начинается от 10 тысяч рублей, еще от 5 тысяч потребуется на приобретение фискального накопителя.

Покупать новые кассовые аппараты не обязательно – можно модернизировать существующие, производители готовы и к этому. Стоимость такой модернизации начинается от 5 тысяч рублей.

Сейчас для предпринимателей существует реестр моделей ККТ – его заменят реестр экземпляров ККТ и реестр экземпляров фискальных накопителей. Производитель, выпустив устройство, передает заводской номер и другие данные в электронном виде в государственный реестр. Передача происходит средствами электронного документооборота и подписана квалифицированной электронной подписью. Для фискальных накопителей также будет существовать база данных, куда производители будут направлять сведения о каждом экземпляре. Оба реестра будут доступны с сайта ФНС — перед регистрацией ККТ можно будет сверить заводской номер кассы и заводской номер фискального накопителя, чтобы убедиться, что устройства находятся в реестре.

О перерегистрации КТТ. Сейчас под «перерегистрацией» подразумевается смена сведений о пользователе контрольно–кассовой машины. Со вступлением нового закона термин будет обозначать внесение любых изменений в любые сведения, поданные в ФНС. Пользователь проводит перерегистрацию самостоятельно. К перерегистрации будет относиться даже замена фискального накопителя – по закону она предусмотрена каждые 13 месяцев, а для малого бизнеса (ПСН, УСН) и услуг — каждые 36 месяцев.

СВОБОДЕН!

Новый закон обязывает использовать ККТ далеко не всех предпринимателей. Напротив, перечень тех, кто освобождается от использования ККТ, расширился. В число этих лиц вошли организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги по ремонту и покраске обуви; услуги по изготовлению и ремонту ключей и галантереи из металла; продают собственноручно изготовленные изделия народных промыслов или художественных промыслов. ККТ не понадобится и тем, кто сдает в аренду собственное жилье.

Некоторые категории предпринимателей, которые не применяли кассовую технику раньше, сохранили право не пользоваться ею и далее. Это организации или ИП, занимающиеся продажей газет и журналов в киосках; торговцы мороженым и разливными безалкогольными напитками; продавцы продуктов из автоцистерн: молока, кваса, свежей рыбы и так далее; продавцы сезонных даров природы — овощей, фруктов, арбузов и дынь; «коробейники», которые продают разносную продукцию; продавцы на ярмарках, выставках–продажах, розничных рынках; аптеки, работающие при фельдшерских пунктах в селах и деревнях, а также отделения больниц и медицинских организаций в населенных пунктах, где нет аптек.

Самый частый вопрос – а что делать, если интернета нет? Он дотянулся далеко не до всех уголков России – в частности, «мертвые зоны» есть и в Пермском крае. Организации и ИП, работающие в отдаленных селах и деревнях или труднодоступных местностях, также попадают под «амнистию» от применения ККТ – одна «местность без интернета» должна значиться в списке, утвержденном региональными властями. Кроме того, теперь продавцы в труднодоступных местностях обязаны по первому требованию выдавать документ, подтверждающий покупку — бланк строгой отчетности.

НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Новый закон обязал использовать ККТ некоторые категории предпринимателей, которые раньше контрольно–кассовой техникой не пользовались. В первую очередь, это предприятия, платящие единый налог на вмененный доход и находящиеся на патентной системе налогообложения. До первого июля 2018 года эти категории предпринимателей могут не пользоваться ККТ, но только в том случае, если они будут выдавать подтверждение оплаты по первому требованию покупателя. Через два года, с июля 2018 года, использование ККТ станет обязательным и для них.

Кроме того, отчитываться теперь будут и… торговые автоматы. Торговым или вендинговым автоматам не нужен продавец: они установлены в общественных местах и автоматически выдают товар после внесения денег. Обычный ассортимент вендинговых автоматов: кофе, шоколадные батончики, чипсы и прочая быстрая еда. Однако эти системы развиваются – в Перми уже появились автоматы по продаже контактных линз, свежего молока. Пока такие автоматы не оснащены ККТ, но все впереди: с 1 июля 2018 года их владельцы обязаны оборудовать их новыми онлайн–кассами. Предприниматель не освобождается от применения ККТ также, если использует для расчетов автоматические устройства, которые проводят оплату без его личного участия — например, платежные терминалы. В этом случае переход на онлайн–кассы необходим.

НЕ ТОВАР, А УСЛУГА

Услуги населению — широкий пласт российского малого бизнеса. Под этим поня­тием подразумеваются десятки направлений: бытовые услуги (парикмахерские, ателье), услуги пассажирских перевозок, почтовой и мобильной связи, жилищно–коммунальные услуги, продажа билетов на концерты и выставки, спортивные мероприятия, экскурсии и туристические путевки. Теперь и их продавцам придется использовать ККТ.

Сейчас организациям и предпринимателям в сфере услуг достаточно представлять клиентам БСО — бланки строгой отчетности. Бланки можно купить в магазине канцтоваров, заказать в типографии или воспользоваться онлайн–сервисом для печати БСО. С 1 июля 2018 года предприниматели смогут и дальше выдавать БСО, но формировать их придется с помощью устройства нового образца — «автоматизированной системы для БСО». Это устройство является разновидностью ККТ и требования к нему будут как и к другим видам кассовой техники. Сам бланк строгой отчетности трансформируется в один из видов кассового чека.

С 15 июля 2016 года БСО выдаются не только за оказание услуг, но и за выполнение работ. Скажем, сборка мебели или ее погрузка — это одновременно и услуги населению, и работы. Так что организации и ИП, работающие в этой сфере, также обязаны следовать новым правилам.

Ярослава Летина

основные положения закона


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений