Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

«Ангара» не долетела до Перми


«Ангара» не долетела до Перми

Пока грандиозные планы придется отложить.

Тут вот какое дело – похоже, о грандиозных планах полной локализации производства на пермском «Протоне–ПМ» маршевого двигателя для «Ангары» РД–191 придется забыть. Хотя бы на время. Как и о десяти миллиардах рублей, которые Роскосмос обещал инвестировать в проект «Новый Звездный» до 2020 года.

Причина проста — нет денег.

В «Военно–промышленном курьере» появилась информация о совещании в Роскосмосе, на котором якобы обсуждалась и организация производства РД–191 в Перми. Источник, «знакомый с ситуацией», рассказал «ВПК», что «из–за сложной экономической ситуации в стране на это просто нет средств». По его словам, «ряд представителей отрасли высказался против переноса производства из химкинского «Энергомаша» на пермский «Протон–ПМ». Окончательное решение еще не принято, но о том, что вопрос закрыт, можно утверждать с 95–процентной вероятностью».

Разумеется, это классическая утечка информации, которая, тем не менее, многого стоит. По версии «ВПК», у идеи переноса производства в Пермь и раньше было много противников. Вроде бы как еще в 2013 году генеральный конструктор ракетно–космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота заявлял, что мощности подмосковного предприятия способны удовлетворить потребности отрасли в ракетных двигателях РД–191, поэтому переносить их серийное производство в Пермь нецелесообразно. И даже выражалось сомнение в надежности пермской продукции, что было чревато срывом графика летно–конструкторских испытаний «Ангары», «поскольку «Энергомаш» как разработчик двигателя не мог гарантировать его качественного производства на другой площадке…».

Ну когда в конце 50–х годов прошлого века на заводе №19 имени Сталина создавали спецпроизводство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей, их качество тоже было под сомнением. Однако во многом именно работа первой ступени, сделанной в Перми, со временем сделала ракету–носитель «Протон» самой надежной в мире. Так что эти высказывания можно просто списать на московский снобизм и забыть, а вот явно обострившаяся борьба за финансовые потоки – это ­серьезно.

Российская космическая отрасль всегда отличалась крайней закрытостью, и уж если что–то вышло наружу, значит, так оно и есть. А секвестр сейчас идет по самым разным программам, это тенденция на уровне государства.

Жаль, поскольку картинка складывалась для пермского сердца очень уж благостная. Напомним, что год назад бывший генеральный директор «Протона» Игорь Арбузов, незадолго до этого вошедший в руководство Объединенной ракетно–космической корпорации, неожиданно возглавил НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках. Следом под ту же «крышу» быстренько перебежал и «Протон–ПМ», акционеры которого приняли решение о передаче права исполнительного органа от ГКНПЦ им. Хруничева «Энергомашу». Затем были озвучены планы и по будущему переносу в Пермь производства маршевого двигателя для «Ангары» – а ведь ранее пермяки считали победой, если им удавалось увеличить свою долю в этом производстве всего на несколько процентов. Вот что значит свой человек в Роскосмосе! Ну и пресловутые десять миллиардов, соглашение об инвестиции которых губернатор Пермского края подписал на МАКС–2015 – все это теперь там же, где и грандиозный проект Объединенной металлургической компании по реконструкции металлургического завода в Чусовом стоимостью в 50 миллиардов.

Но может, это и к лучшему?

Дело в том, что это только в официозных СМИ «Ангара» выглядит конфеткой, которую так и хочется запихнуть в рот Илону Маску, чтобы он подавился и не доставал патриотические российские сердца своим Falcon 9. В комментариях многие пользователи справедливо указывали на высокую стоимость пуска ракеты и ее малую тягу. Напомним, что разработанное в ГКНПЦ им. Хруничева семейство ракет–носителей «Ангара» даже в самом тяжелом варианте («Ангара–А5В») способно поднимать на низкую орбиту не более 34–38 тонн. А все тот же Маск замахивается уже на 54 тонны. Кроме того, американцы разрабатывают и сверхтяжелую SLS тягой от 70 до 130 тонн.

Поэтому не удивительно, что сразу же следом за утечкой информации о приостановке планов по переносу производства маршевого двигателя для «Ангары» в Пермь Роскосмос заявил и об отказе от планов по производству «Ангары–А5В». Она, собственно, и существует–то чисто виртуально. Вместо нее российское космическое агентство решило использовать старый задел по программе «Энергия–Буран», основным двигателем в котором является РД–171. Но это уже не Пермь, это Самара.

Пермяков вообще тут винить не в чем – мы же не разработчики. «Протон» оказался удачной ракетой; «Ангара», похоже, не очень. Так что, может быть, с «Ангарой» лучше притормозить, тем более что Роскосмос подсластил пилюлю, сообщив о разработке новых модификаций старого доброго «Протона» среднего и легкого класса.

Но десяти миллиардов, конечно, жалко.

Семен Полуэктов


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений