Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Между «хочу» и «надо»


Между «хочу» и «надо»

В последние годы число небольших предприятий, которые владельцы «вырастили» из своих хобби, постепенно сокращается. Закрываются мини–кафе и кондитерские, все меньше становится мастерских по работе с кожей, деревом и бижутерией.

Причин для сокращения рынка «бизнес–хобби» сегодня существует  сразу несколько. Во–первых, изменение и ужесточение налогового законодательства: введение обязательной маркировки товаров, ужесточение закона о рекламе, новый налог на самозанятых. Во–вторых, затянувшаяся экономическая стагнация: россияне, опасаясь нового кризиса, сокращают расходы и делают это в  том числе за счет эксклюзивных, штучных или хэнд–мейд товаров. В–третьих, рост стоимости на расходные материалы сказался на их цене, а значит, и на востребованности.

Снижение количества небольших «полубизнесов–полухобби» произошло и за счет исчезновения с рынка небольших поставщиков, не продумавших заранее бизнес–план и не нашедших дополнительные источники дохода. Романтическая лодка превращения своего увлечения в профессию разбилась о финансовый быт и понимание: для того, чтобы бизнес приносил доход, только благожелательных друзей в числе клиентов недостаточно. Однако сделать хобби успешным бизнесом и выйти из кризиса все еще возможно. Рассказываем вам о тех, кто нашел новые пути для развития своих предприятий, и об ошибках, которые могли стать для них критическими.

ОШИБКА №1: СДЕЛАЮ КАК ТОТ, У КОГО УЖЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вдохновляющих примеров того, как построить бизнес на собственном хобби, масса. Концерн L’Oreal появился из увлечения Эжена Шуллера химией, российский предприниматель Аркадий Новиков построил свою ресторанную империю после того, как сильно увлекся кулинарией. А всем известный Артемий Лебедев бросил рекламное отделение на факультете журналистики на втором курсе – ради своей любви к дизайну.

Однако желающие превратить хобби в бизнес так далеко не заглядывают – куда чаще их вдохновляют подруги, открывшие свою кондитерскую, друзья, которые завели кожевенную мастерскую, знакомая, украшения которой носят главные городские модники.

На самом деле истории успешного предпринимательства часто оказываются на поверку куда менее романтичными: речь часто идет об огромных кредитах, неуплате налогов и крайне низких продажах, перебоях с поставками материалов и задержках оплаты от клиентов. Этими проблемами производители «уникальных товаров» ни с кем особо не делятся.

– Когда я вышла в декрет, идея открыть собственное ателье и шить красивую одежду для малышей мне казалась очень удачной: я неплохо шила, могла придумывать дизайн и видела примеры таких успешных бизнесов в других городах, – говорит Юлия Васильева, создавшая бренд Azalia. – Однако рынок детских свитшотов был заполнен, и, как выяснилось, шить умею вовсе не одна я, ткани запаздывают, покупатели пытаются сбить цену, заказывают товар и не выкупают. Поэтому я стала искать какие–то дополнительные идеи заработка и идеи, что именно шить. Так появились наши коллекции family look: рынок вещей для мамы и малыша, составляющих парный комплект, куда менее заполнен. А непроданные вещи мы даем в аренду для фотосессий и мероприятий – это тоже приносит определенный доход.

Главный совет от тех, кто уже успешно ведет свои проекты, начинающим предпринимателям: постарайтесь подойти к своему делу как к настоящему, взрослому бизнесу. Пишите бизнес–план, изучайте рынок, целевую аудиторию, ставьте и проверяйте гипотезы, вкладывайтесь в продвижение, качественный сайт, хорошие фото и, самое главное, ищите дополнительные идеи, которые принесут вам доход.

ОШИБКА №2: ЭТО БУДЕТ ЗАНИМАТЬ СТОЛЬКО ЖЕ ВРЕМЕНИ

Одна из самых частых ошибок, которую совершают молодые предприниматели, переводящие свое хобби в бизнес, – отведение для него недостаточного количества времени. Если время на хобби можно выделять по остаточному принципу, то с работой такой фокус не проходит: изделие должно быть выполнено в озвученный клиенту срок, несмотря ни на что.

Кроме того, дополнительного времени требует ведение соцсетей или обновление сайта, фотографирование готовых изделий, общение с клиентами, участие в выставках и ярмарках, бухгалтерские расходы… Перечислять можно бесконечно.

– Изначально я планировала уделять готовке два–три часа в день, как делала это всегда, – рассказывает кондитер Вера Стерхова. – Однако согласование внешнего вида торта с заказчиком, его доставка, закупка ингредиентов – в том числе в интернете, работа с отзывами стали занимать в разы больше времени. В итоге, когда я не отправила вовремя несколько заказов клиентам, мне пришлось серьезно пересмотреть график своей работы.

В первую очередь оцените, насколько вы любите свое хобби? Готовы ли заниматься им не 4–5 часов в неделю, а как минимум 40? Многие начинающие бизнесмены «разбиваются» о скалы реальности, потому что «ну не могу я, оказывается, шить и обрабатывать швы по 10 часов в сутки. Лучше уж в офисе посижу».

ОШИБКА №3: Я БУДУ ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ

Еще одна распространенная ошибка тех, кто пытается превратить свое хобби в бизнес, – намерение заниматься только тем, что нравится. Именно такой бизнес «выгорает» быстрее всего: количество идей, заказов и клиентов оказывается крайне ограниченным. Кроме того, многие бизнесы «проваливаются» на нежелании показывать и фотографировать свои работы, расширять спектр услуг, работать с соцсетями и отзывами клиентов, искать дополнительные источники доходов.

– В какой–то момент количество керамики, которую мы продавали на сайте и на ярмарках, снизилось. Нам хотелось заниматься чистым творчеством, а не ездить по фестивалям с продажами и не вести мастер–классы, однако мы вынужденно их взяли,  – рассказывает Анастасия Стефа, одна из организаторов мастерской авторской керамики Leonardo. – Сейчас я считаю это большим плюсом. Мы разработали авторскую программу обучения работе с глиной, набираем группы учеников для постоянных занятий. И для нас, и для них занятия – это удовольствие.

ОШИБКА №4: РАЗ Я НРАВЛЮСЬ МОИМ ДРУЗЬЯМ, У МЕНЯ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО КЛИЕНТОВ

Одна из самых частых ошибок любого начинающего предпринимателя – отказ изучать рынок, на котором он планирует работать. «У меня много друзей, и им нравится, они уже покупают мои услуги, значит, их будут покупать и другие» – вот краткое изложение бизнес–планов десятков начинающих швей и кондитеров.

Конечно, чтобы понять, насколько ваша идея «сработает», не обязательно сразу же бросать все и окунаться в мир бизнеса. Для начала действительно можно попробовать создать круг потенциальных клиентов, почитателей вашего мастерства. Вы любите печь? Заведите кулинарный блог. Шьете необычные игрушки? Создайте группу, где будете давать мастер–классы или запишите несколько роликов для YouTube. Создайте «движуху» вокруг себя и своего будущего продукта – так переход от хобби к бизнесу будет более плавным и практически безболезненным.

Однако и сотня–другая подписчиков – не панацея от того, что клиентов вы не найдете. Обязательно изучите аналогичный бизнес в Перми и в соседних регионах, оцените, насколько он востребован и кому он нужен.

– Я художник и начала делать броши, сумочки, другие мелочи довольно давно. Однако когда из хобби их создание переросло в единственный источник дохода, я поняла, что искать клиентов среди знакомых и надеяться только на сарафанное радио, недостаточно,  – рассказывает Наталья Александрова. – Тем более что таких историй с бижутерий вокруг было достаточно много. Так я начала искать новые точки соприкосновения с клиентами: сперва принимала участие в ярмарках, потом сама их организовывала.

ОШИБКА №5: Я ТАК ДАЛЕКО НЕ ЗАГЛЯДЫВАЮ

Еще одна частая ошибка людей, пытающихся превратить хобби в бизнес, – неумение думать наперед. В первую очередь для превращения увлечения в работу нужен стартовый капитал: его можно накопить или взять в кредит. Стартовый капитал необходим для обеспечения рекламы вашего товара, покупки необходимого оборудования и расходных материалов. На первоначальном этапе стоит позаботиться и о тех товарах, которые вы будете продавать в дальнейшем: цена на них может существенно измениться.

– Я уверен, что количество книжных магазинов будет расти, потому что в нашем гигантском изобилии предложений очень важна роль эксперта. А магазин как раз и играет роль экспертизы,  – отмечает директор книжного магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев у себя в фейсбуке.  – Как–то я показывал философу Грэму Харману еще самый первый «Пиотровский»  на Луначарке, объяснял, как и что устроено, переводил на английский рубрикаторы, и он в какой–то момент спросил, все ли это востребовано, неужели все покупают, на что я, нервно засмеявшись, ответил, что в «Пиотровском»  предложение в 10 раз превышает спрос. Харман обнял меня и сказал, что только так и надо. Это антикапиталистическая логика? В каком–то смысле да, но товаром в нашем понимании является не отдельная книга, а вся многовековая культура, современную версию которой мы и создаем в виде ассамбляжа, который продаем вам.

Матвей Настин

Фото: Handy market


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».  

Павел ФОКИН, министр социального развития Пермского края

Пермский край с 2020 года включен в пилотный проект Минтруда РФ по снижению бедности 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Правление Решетникова отличается какой–то вывернутой логикой: сперва ломают, потом начинают думать