Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

«Полтаблетки» для малого бизнеса


«Полтаблетки» для малого бизнеса

Правительство Прикамья отчиталось перед Заксобранием о том, что сделано для «усовершенствования» работы в рамках краевого Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае». Но пока усилия регионального кабинета министров напоминают действия доктора, который вместо того, чтобы назначить сильнодействующие капельницы и комплекс мощных препаратов для лечения тяжелобольного пациента, протягивает ему полтаблетки аспирина…

Напомним, в октябре прошлого года в Кудымкаре состоялось заседание Консультативного совета ЗС, на котором рассматривалось положение дел в малом бизнесе Западного Урала, и обсуждались возможности «усиления поддержки» его на региональном уровне.

Бизнеса стало меньше

На этом заседании Консультативного совета было названо несколько ключевых для понимания общей ситуации цифр и указано на несколько тревожных тенденций. В докладах прозвучало, что к началу 2019 года в Пермском крае года работали порядка 45 тысяч малых и средних предприятий, на которых было занято более 200 тысяч человек, или 27% от общей численности работающих по краю. Число предприятий малого и среднего бизнеса на 10 тысяч человек населения края составило 173 единицы.

Удельный вес региона в общем количестве малых и средних предприятий Приволжского федерального округа (ПФО) на конец 2017 года составлял 10,2%.

За период с 2016 по 2018 год количество малых и средних предприятий в крае сократилось на 26%, примерно на столько же уменьшилось число таких предприятий в расчете на 10 тысяч человек населения. Эта тенденция, по мнению парламентских аналитиков, «обусловлена снижением числа микропредприятий, доля которых в общей численности субъектов МСП в разные годы варьируется от 89 до 96%».

По сравнению с 2017 годом в 2018 году общее количество субъектов МСП в Пермском крае сократилось на 3,4 тысячи единиц (на семь процентов). В расчете на 10 тысяч человек населения количество субъектов МСП сократилось на 12 единиц (6,5 %).  

По итогам совета в Кудымкаре Заксобрание на ноябрьской пленарке приняло ряд рекомендаций в адрес краевого правительства. Буквально на днях региональный кабинет министров направил в экономический комитет ЗС информацию об исполнении парламентских поручений.

Поднимешь «планку» – себе навредишь

Депутаты, в частности, предлагали дополнить краевую программу «Экономическая политика» новыми целевыми показателями в сфере развития малого и среднего предпринимательства – «Оборот в расчете на одного работника субъекта МСП в постоянных ценах», «Доля обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего бизнеса (без учета ИП)». А в целом плановые значения показателей так называемого «первого уровня» программы  пересмотреть в сторону повышения – то есть установить более высокую «планку» развития малого предпринимательства, которую должен «взять» регион в обозримом будущем.

– Целевые показатели первого уровня государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие»  характеризуют успешность ее реализации в целом, позволяя комплексно оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач программы, – ответили на это пожелание депутатов в Минпроме Прикамья. –  Вместе с тем показатели по доле обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства характеризуют решение задач только лишь подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». В связи с этим они отнесены к показателям второго уровня. Дополнение новыми целевыми показателями в сфере развития малого и среднего бизнеса списка целевых показателей первого уровня программы представляется нецелесообразным. При этом прогнозные значения этих показателей уже имеют положительную динамику, которая соответствует фактическим данным по изменению оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. Пересмотр плановых значений в сторону повышения приведет к их гарантированному недостижению.

То есть правительство, кажется, вполне «довольно» существующей системой оценки своей собственной работы в деле поддержки малого бизнеса, которая позволяет рапортовать о достигнутых успехах. А вот повышать «планку» – это только усложнять себе жизнь, вдруг в таком случае и успехов-то почти не окажется? Понятно, что никогда и ни в одной стране мира чиновники не хотят решать задачи более амбициозные, чем те, что сами же для себя и определили. Но, вот как раз в таких «сюжетах» и должны проявляться воля и самостоятельность представительной власти. Наверное, западноуральским парламентариям следовало бы, внимательно изучив этот ответ кабинета министров, задать свой вопрос повторно. Ведь речь идет как раз о повышении «прозрачности» мер по поддержке малого и среднего бизнеса, включении на полную мощность всех региональных возможностей, в том числе – законодательных.

«Сайт обновить? Пожалуйста, извольте!»

Пока же депутатам приходится буквально «подстегивать» региональных чиновников по всяким мелочам. Например, просят «актуализировать информацию на официальном сайте Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, в том числе о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». А Минпром через полтора месяца рапортует о том, что это исполнено. Неужели для того чтобы на сайте министерства, ответственного за поддержку малого предпринимательства, всегда была полная и актуальная информация, депутаты должны всякий раз принимать отдельное постановление?

Еще одним пунктом прошлогоднего ноябрьского постановления краевые депутаты предлагали правительству «рассмотреть возможность корректировки перечня документов, необходимых для получения мер государственной поддержки, с целью упрощения и ускорения процедуры их представления субъектам малого и среднего предпринимательства».

Но здесь министерские чиновники, похоже, считают, что в их ведомстве все хорошо и никаких улучшений просто не требуется.

– Для получения финансовой поддержки в виде субсидий субъекты малого и среднего предпринимательства представляют заявку и документы в соответствии с установленным перечнем, – говорится в ответе, присланном в Законодательное Собрание. – Этот перечень позволяет в полной мере оценить претендента на соответствие условиям получения государственной поддержки. Кроме того, в случае необходимости получения дополнительной информации по конкурсному отбору субъекты малого и среднего бизнеса могут обратиться в министерство за разъяснениями относительно требований к заполнению, оформлению и представлению заявки и представляемых документов. Так, ежегодно министерство утверждает приказом ответственных лиц за проведение консультаций и помощи в оформлении документов.

Нетрудно заметить, что ответ – отнюдь не о том, что подразумевалось вопросом. Ведь парламентарии спрашивали конкретно о том, можно ли уменьшить число документов, над заполнением которых приходится подолгу сидеть бизнесменам, и ускорить сам процесс получения финансовой помощи со стороны государства.

«Оптимальное» мышление

Наконец, другой актуальный пункт постановления Заксобрания, адресованный краевому правительству – «рассмотреть возможность корректировки установленных критериев отбора бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и показателей результативности использования субсидий с целью упростить процедуру проведения отбора проектов, обеспечить стабильность установленных критериев».

Впрочем, и тут, во всяком случае в представлении министерских работников, дела обстоят лучше некуда.

– Для соблюдения принципа эффективности расходования бюджетных средств отбор бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в целях предоставления субсидий проводится на основе критериев, установленных исходя из целей и задач подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», и экономической сути самих бизнес-проектов, – ответили депутатам в региональном Минпроме. –  Данные критерии отбора позволяют отсеять субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не платят налоги, не выплачивают достойную заработную плату сотрудникам, не могут просчитать экономическую эффективность бизнес-проекта и не готовы брать на себя обязательства по выполнению результатов. Перечень критериев отбора является оптимальным, в связи с чем изменения в него не планируются. Оценку критериев отбора проводит экспертная группа, соответственно, от корректировки установленных критериев процедура проведения отбора не изменится.

Вот только интересно: из чего следует вывод, что перечень критериев «оптимален»? Может быть, в других регионах страны, где малый бизнес развивается успешнее, чем в Прикамье, созданы другие, более удобные для предпринимателей правила, при этом, конечно, не исключающие жестких требований к бизнесу по той же зарплате или уплате налогов?

Кстати, в связи с этим было бы интересно посмотреть на опыт других областей и республик, в том числе сопредельных с Прикамьем, включая Удмуртию, Татарстан и Башкирию, Свердловскую, и Челябинскую области. И, кстати, в ноябрьском постановлении депутаты Заксобрания дали такое поручение правительству края. К 1 февраля 2020 года региональному кабинету министров надлежит «проанализировать опыт субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Нижегородской, Пензенской, Тюменской областей) по осуществлению мер государственной поддержки в виде возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства и рассмотреть возможность их применения на территории Пермского края». Но вот только, когда анализом занимается заинтересованная сторона, во многих случаях уверенная в том, что «у нас и так все очень неплохо», отчет об изучении опыта других регионов может оказаться достаточно «специфическим».

Анатолий Москвин

Фото Евгения Харитонова


IN-календарь
INосказательно
Павел ФОКИН, министр социального развития Пермского края

Пермский край с 2020 года включен в пилотный проект Минтруда РФ по снижению бедности 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Правление Решетникова отличается какой–то вывернутой логикой: сперва ломают, потом начинают думать 

Вероника  КУЛИКОВА, депутат Пермской городской Думы

Если мы сейчас готовы повышать тариф и при этом не улучшать качество услуги, это безответственно