Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Отходная нелояльность


Отходная нелояльность

В понедельник в Законодательное Собрание Пермского края губернатором Максимом Решетниковым внесен проект Закона «Об особенностях оплаты коммунальных услуг отдельными категориями потребителей». Его планируется рассмотреть уже на ближайшем пленарном заседании – таким образом власти края пытаются разрешить критическую ситуацию конфликта предпринимателей и регионального оператора по вывозу мусора ПКГУП «Теплоэнерго». Однако история напоминает скорее тушение пожара с помощью бензина, чем реально предпринимаемые меры. Разбираемся, почему законопроект придется серьезно переработать и кто пострадает при его введении.

НАЧАЛИ С «ПИСЕМ СЧАСТЬЯ»

Конфликт пермских предпринимателей с региональным оператором по вывозу ТКО начался в середине августа. Тогда почти 120 тысяч пермских бизнесменов – и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц – получили «Уведомление о совершении административного правонарушения». Все уведомления были с угрозами оштрафовать предпринимателей за отсутствие договоров на вывоз мусора. Причем заключить договор многим предлагали «еще вчера».

– Договоры на вывоз мусора заключили менее 10% субъектов, бизнес–генерация мусора при этом составляет порядка 50% на 50%. Важно отметить, что федеральный закон об обращении с твердыми коммунальными отходами не предусматривает исключения для ИП и самозанятых, – отчитался тогда исполняющий обязанности директора ПКГУП «Теплоэнерго» Алик Башаев. – Мы действовали в рамках закона. Сейчас мы также создаем консультационные пункты для предпринимателей и увеличиваем штат сотрудников, чтобы отработать все заявления.

Скандал с попыткой взять с предпринимателей плату дважды за одну и ту же услугу дошел и до губернатора – в частности, вопрос о действиях «Теплоэнерго» предприниматели подняли в инстаграме Максима Решетникова. В августе глава региона наложил мораторий на заключение договоров с ИП до 15 сентября – пока в правительстве Пермского края разрабатывается нормативно–правовой акт, который может освободить самозанятых и индивидуальных предпринимателей от заключения договора с региональным оператором.

ПЛАТИТЬ НЕ БУДУТ. НО НЕ ВСЕ

В начале сентября на заседании правительства Пермского края Максим Решетников поручил заместителю председателя правительства Антону Удальеву до конца недели представить на подпись законопроект об освобождении индивидуальных предпринимателей (ИП) и некоммерческих организаций (НКО) от двойной платы за вывоз твердых коммунальных отходов. По его словам, законопроект за две недели успели обсудить с Федеральной антимонопольной службой, прокуратурой, с уполномоченным по защите прав предпринимателей. А в понедельник он уже был внесен в Законодательное Собрание.

Законопроект планируется рассмотреть на сентябрьском пленарном заседании Законодательного Собрания, работать он начнет с 1 января 2019 года. Согласно проекту закона, освобождение от двойной платы за вывоз отходов должно коснуться индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы и ведут свою деятельность по месту проживания и уже платят за вывоз отходов как собственники квартир, а также некоммерческих организаций, зарегистрированных в жилых помещениях многоквартирных домов. Сейчас в Пермском крае в жилых помещениях многоквартирных домов зарегистрировано около 50 тысяч ИП и порядка четырех тысяч НКО. Предполагается, что после вступления закона в силу региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго» вернет средства тем индивидуальным предпринимателям, которые имеют освобождение от двойной платы, но уже заключили договоры с оператором и оплачивают их.

Кстати, закон не касается ИП и юрлиц, которые зарегистрированы в жилом помещении, но работают в офисе. Они по–прежнему должны заключить договор с регоператором на каждый метр коммерческой недвижимости – и, по словам Алика Башаева, сами сообщить «Теплоэнерго», что плату за вывоз мусора с них уже берут. Например, представить регоператору выписку из договора аренды, где четко прописано, что за мусор обязуется платить арендатор или арендодатель. У регоператора такой информации нет, так как договоры аренды длительностью до года (а их большинство) в реестре не фиксируются.

ПРОКУРАТУРА ПРОТИВ

Первый вариант законопроекта «Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих право на освобождение от платы за данную коммунальную услугу и компенсации выпадающих доходов регоператору по обращению с ТКО», был внесен в Законодательное Собрание и рассмотрен постоянно действующей комиссией по ЖКХ еще 6 сентября. Несоответствия в законопроекте почти сразу нашла прокуратура Пермского края. В частности, в его названии упоминается «освобождение», а внутри него – «предоставление льгот» предпринимателям. В результате было изменено название законопроекта – на «Об особенностях оплаты коммунальных услуг отдельными категориями потребителей», а внутри всего документа слово «льготы» заменили на «освобождение от платы за данную коммунальную услугу».

Уточнен был и список НКО, на которые распространяется льгота, – это «некоммерческие организации, в случае, если местонахождением постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, является жилое помещение, при условии отсутствия у данных организаций иных площадей, принадлежащих им на законном основании». Речь в данном случаем идет об НКО социальной направленности, которые, например, занимаются поиском пропавших или благоустроительными проектами. Никаких льгот обычным НКО в Пермском крае в очередной раз не дали.

Впрочем, вопросы к закону, несмотря на правки, остаются. Законопроект в существующем виде просто–напросто не соответствует федеральному законодательству. Сегодня ФЗ–184 и ФЗ–189 не дают субъекту РФ право освобождать физические лица и индивидуальных предпринимателей от платы за вывоз ТКО полностью, здесь возможно только введение тех самых льгот, упоминание которых удалили из законопроекта по «требованию прокуратуры» (так это аргументируют представители администрации). Прокуратура же предлагает ввести хоть какой–то льготный тариф, хотя бы по минимальной ставке – чтобы закон соответствовал федеральным требованиям. Однако администрация поясняет, что такое требование повлечет за собой дополнительные расходы – например, по выставлению счетов ИП – и гораздо дешевле отменить сбор полностью. Председатель экономического комитета Законодательного Собрания Татьяна Миролюбова предложила использовать льготный тариф, а платежи выставлять в электронном виде.

– Число индивидуальных предпринимателей в Пермском крае сокращается, соответственно, количество занятых на предприятиях ИП тоже сокращается. Если мы хотим поддерживать предпринимательство, чтобы оно развивалось, важно разрабатывать законопроекты, которые улучшают условия их деятельности, но не ухудшают. При этом важно соблюсти федеральный закон, поэтому необходимо остановиться на мерах, которые предполагают введение льготного дифференцированного тарифа, – отметила она.

Кроме того, предполагается, что бюджет возместит регоператору выпадающие доходы, которые возникнут в результате вступления нового закона в силу. Они, согласно финансово–экономическому обоснованию, составят 151,6 млн рублей. Однако появляется закономерный вопрос: откуда у регоператора возникают выпадающие доходы, если закон призван всего лишь отменить «двойные квитанции» для индивидуальных предпринимателей, уже оплачивающих вывоз ТКО как владельцы жилых помещений? Или они возникнут вследствие предоставления льгот НКО, фактически не производящих мусор?

ПОНЯТНО, ЧТО НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО

Меж тем, свои предложения у предпринимателей о том, как может работать новый законопроект, все же есть. По инициативе регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ в Перми прошел круглый стол, посвященный «мусорной реформе», а конкретно – попыткам обложить индивидуальных предпринимателей и фирмы, зарегистрированные по месту жительства, «двойным» сбором.

Предприниматели, в частности, предложили продлить мораторий губернатора на наложение административных штрафов в рамках Административного кодекса за незаключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ПКГУП «Теплоэнерго» до 1 января 2020 года. Это поможет разобраться в ситуации и «не пороть горячку» с новым законопроектом.

Кроме того, многие говорят о необходимости рассмотреть возможность разработки альтернативного механизма взимания платы за вывоз ТКО, основанного на оплате фактически произведенного мусора или на основе дифференциации помещения на «жилое» и «предназначенное для бизнеса». Однако ответ администрации на это предложение уже прозвучал в Законодательном Собрании: «Для нас это слишком сложно».

– Чтобы сделать дифференцированный тариф, краевым властям придется провести сложную работу по расчету льготных нормативов для каждого ИП в зависимости от его вида деятельности. Если взять специалиста в области IT–технологий, то единственный мусор, который он производит как предприниматель, находится в его электронной корзине. С другой стороны, есть ИП, работающие на дому, которые производят благодаря своей деятельности больше мусора, чем обычный житель, — например, парикмахеры. Но выделить и определить всех таких ИП достаточно сложно. Таким образом, решение требует поиска отдельного норматива для каждого предпринимателя в зависимости от вида его деятельности. Во–вторых, потребуется нести большие финансовые и административные затраты по выставлению счетов для ИП, — отметил, представляя законопроект, Антон Удальев.

Помимо самой реформы ТКО, предприниматели предлагают разработать механизм урегулирования спорных ситуаций в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не ведут предпринимательскую деятельность или фактически не производят твердые коммунальные отходы в рамках своей деятельности. Сегодня они вынуждены платить за вывоз ТКО наравне с теми, кто этот мусор производит.

Еще одна проблема, о которой говорят бизнесмены, – недостаток знаний о том, как можно урегулировать отношения с регоператорами, у самих предпринимателей. Многие жалуются, что добиться ответа официальными путями от «Теплоэнерго» почти невозможно, отправленные для заключения договора документы лежат без движения неделями, телефоны организации не отвечают.

На круглом столе предложили разработать памятку для ИП и юридических лиц, содержащую механизм действий в типовых ситуациях. В нее необходимо включить и случаи, когда для предпринимательской деятельности используется часть квартиры, где проживает ИП, и когда юридическое лицо зарегистрировано в жилом помещении, которое принадлежит учредителю на праве собственности, и когда юридическое лицо зарегистрировано в арендованном помещении и услуга по вывозу ТКО включена в размер арендной платы. Среди нюансов, с которыми сейчас не могут разобраться предприниматели, случаи, когда юридическое лицо зарегистрировано в месте, отличном от места ведения деятельности, когда физическое лицо обладает статусом индивидуального предпринимателя и одновременно является учредителем юридического лица и так далее, и так далее. То есть вопросов у предпринимателей пока значительно больше, чем ответов. 

Фото Михаила Чепкасова  

КОММЕНТАРИЙ

Геннадий САНДЫРЕВпредседатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы», руководитель группы компаний «Налоги и право», юрист, кандидат юридических наук:

– Понятно, что над изменениями в законопроекте необходима долгая, тщательная и довольно объемная работа. Но правило должно быть одно – никто не должен платить за услугу, которая не оказывается, или дважды платить за одну и ту же услугу. Мы не оставим ситуацию без внимания, будем тщательно в ней разбираться.

Что можно сделать прямо сейчас? Во–первых, на мой взгляд, необходимо поменять подход регоператора к своей работе То, что мы видим сейчас, – это, извините за выражение, полный бардак и непонимание, как нужно работать и с населением, и с предпринимателями.

Во–вторых, чтобы мусорная реформа в крае работала, необходимо наладить переговорный процесс с экспертами и общественностью и разрешать спорные ситуации вместе, постоянно разъяснять ситуацию. Многие – и предприниматели, и простые граждане – просто не понимают, что вообще происходит, и никто им этого не объясняет.

В–третьих, в Пермском крае необходимо пересмотреть ту территориальную схему и ту логистику вывоза мусора, которая сейчас есть. На мой взгляд, за последние девять месяцев ситуация здесь только ухудшилась. И, самое главное, администрации просто необходимо вести огромную пропагандистскую и информационную работу и с населением, и с бизнесом, и с общественными организациями. Ведь ни одна реформа не сработает, пока власти отказываются вести диалог и слышать о возникающих проблемах.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона