Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Менять или ждать?


Менять или ждать?

С февраля 2017 года ФНС начнет ставить на учет только ту контрольно–кассовую технику (ККТ), которая соответствует новому 54–ФЗ.

Новая ККТ должна отправлять электронные версии чеков по интернету оператору фискальных данных, где они будут регистрироваться и откуда будут попадать в ФНС.

Однако к работе по новым правилам и с новым оборудованием, как выяснилось, не готовы не только предприниматели, но и сами операторы фискальных данных, и сотрудники компаний, обслуживающих новые кассы. Время решить проблемы еще есть – обязательными к применению новые ККТ становятся с июля 2017 года (а для тех, кто платит единый налог на вмененный доход и работает по патентной системе, – с июля 2018 года). Особые условия – для тех, кто торгует пивом на розлив и другими слабоалкогольными напитками: с 31 марта 2017 года вне зависимости от налогового режима они должны работать с новыми кассами. Предприниматели уговаривают правительство отложить регистрацию исключительно касс нового формата – хотя бы до мая 2017 года.

СКОЛЬКО СТОИТ НОВАЯ КАССА?

Пожалуй, самый болезненный для бизнеса вопрос перехода на новую систему учета – финансовый. Сегодня ценовой диапазон по кассам нового образца колеблется примерно от 17 500 до 30 000 рублей за один аппарат. Программное обеспечение для кассы обойдется еще от 5000 до 13 000 рублей. Регистрация кассы в ФНС – до 3000 рублей. Абонентская плата в ОФД (оператор фискальных данных) за обслуживание – 3000 рублей в год. Итого от 28 000 до 49 000 рублей.

В конце прошлого года Минфин РФ рассчитал минимальные затраты предпринимателей на внедрение и применение онлайн–ККТ. У министерства цифры более оптимистичные: в своем письме от 20.12.2016 №03–01–15/76185 ведомство указывает, что по информации, представленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения касс составит не более 25 тысяч рублей. Сумма включает приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, а также услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ, составит около 4–6 тысяч рублей.

Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты. При этом ежемесячные затраты за пользование интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 рублей. В министерстве также отмечают, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования кассовой техники.

В России около 2 млн касс, все их так или иначе нужно будет модернизировать. Все кассы должны получить фискальные накопители, касса также должна быть оборудована устройством передачи данных в интернет. То есть, даже по скромным оценкам Минфина, расходы бизнеса на обеспечение нового закона составят уже на первом этапе порядка 30 миллиардов рублей.

Многие предприниматели, особенно в сельской местности, говорят о том, что денег на переход на новые кассовые аппараты у них нет. Стоит отметить, сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс, согласно которым на обновление кассового парка государство будет предоставлять налоговый вычет – но пока эти поправки на рассмотрение не внесены.

НЕ КАЖДОМУ ДОСТУПНО

Главный вопрос, который возникает в связи с внедрением 54–ФЗ, – доступность интернета для всех точек торговли «поголовно». Так, в некоторых районах Пермского края внедрение касс по «новому стандарту» пока просто невозможно – интернет–связь есть только мобильная, и она не стабильна. Здесь правительство пошло навстречу территориям – сельские магазины, расположенные в отдаленных или труднодоступных местах, могут пока кассы «с выходом в интернет» не устанавливать. Опять же, если вы не торгуете спиртным.

Есть и тут свое исключение. Перечень территорий, где нет сотовой связи, без которой производить операции на новых контрольно–кассовых аппаратах станет невозможно, также будет определен, и в этих территориях можно будет обойтись без новых ККТ. Но список таких населенных пунктов должен утверждаться органами власти в субъектах страны в соответствии с критериями, установленными Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. В числе этих критериев, например, численность населения – она не должна превышать 10 тысяч человек. Этот критерий Минкомсвязи также вызывает вопросы в регионах. О том, что они не готовы работать с труднодоступными территориями, говорят также сотрудники, обслуживающие новые кассовые аппараты.

Множество спорных вопросов вызывали и передвижные, и временные точки торговли. Тут правительство решило пойти навстречу предпринимателям. Согласно последней редакции закона 54–ФЗ от использования касс с фискальным накопителем освобождены рынки без помещений, ярмарки и выставки. Но тут есть и свой нюанс – правительство готовит список товаров, которые без фискальных касс нельзя продавать даже на рынке. Предварительно в этом списке 17 позиций: ковры и ковровые изделия, одежда, кожа и изделия из кожи, деревянные и соломенные изделия (за исключением столовых принадлежностей и заготовок для поделок), химические вещества и продукты, лекарственные средства и медицинские изделия, пластмассовые и резиновые изделия, компьютерное и электронное оборудование, машины, мебель, спортивные товары и музыкальные инструменты. То есть по сути «свобода» от ККТ для передвижных ярмарок и выставок тоже оказывается весьма относительной.

СО СВЕТА В ТЕНЬ?

Эксперты прогнозируют, что ужесточение кассовой отчетности наравне с внедрением по ограничению времени продажи спиртных напитков лишь увеличит количество контрафактной и незаконно продаваемой в этой сфере продукции. И не только из–за нежелания тратиться на установку новых видов касс, но и из–за проблем с их обслуживанием и регистрацией в ФНС: уже сейчас предприниматели говорят о серьезных очередях на подключение. Много разговоров и о том, что службы технической поддержки систем обслуживания кассовых аппаратов и фискальных центров просто не справляются со всеми заявками и запросами от предпринимателей.

Интересно, что новый 54–ФЗ задумывался именно для вывода бизнеса из тени – но экономисты на разные голоса говорят о том, что теневого бизнеса станет больше. Многим предпринимателям просто нерентабельно ставить новые кассы и обслуживать их, поэтому малые предприятия предпочтут вести скрытые расчеты с покупателями. Так, например, о своей неготовности покупать новые кассы осторожно говорят компании, работающие по «упрощенке», ЕНВД и патенту.

– Казалось, что смысл налоговых реформ в том, чтобы упростить малому и среднему бизнесу отчетность и сократить наши издержки, – отмечают предприниматели. – Новый закон работает в обратном направлении – наши издержки возрастают, появились обязательства по обслуживанию кассовых аппаратов. При этом даже за технические недоработки по большему счету ответственность несет предприниматель: не отправил данные о покупке – виноват. Сейчас многие из–за выросшей аренды и текущих расходов и упавшего покупательского спроса и так на грани закрытия бизнеса, и новые кассовые аппараты им просто не по карману.

ИНТЕРНЕТУ ТОЖЕ НЕ В РАДОСТЬ

таблица введения ККТКак это ни странно, наибольшие проблемы новый закон вызовет у… интернет–предпринимателей. Ведь отныне интернет–магазинам, как и реальным торговым точкам, предстоит полностью обновить «кассовый парк». Но при этом если у оффлайн–торговли опыт работы с реальными кассами уже есть, то интернет–магазинам придется накапливать его с нули. Сейчас интернет–прилавкам необходимо принимать электронные средства платежа на физическую кассу – а это все безналичные платежи с пластиковых карт (Visa, MasterCard, МИР) и любых электронных денег («Яндекс.Деньги», WebMoney, PayPal), Придется пробивать и отправлять чеки через интернет покупателю и налоговым органам 24 часа в сутки, выбивать чеки не позднее пяти минут после получения транзакции об оплате, переходить на формат чеков по новому образцу с 14 новыми пунктами информации о сделке, менять фискальный накопитель кассы раз в 13 месяцев и хранить их не менее пяти лет с момента регистрации. Все это существенно задержит работу интернет–магазинов и увеличит стоимость товаров в них.

Однако, несмотря на неудобство для предпринимателей нового закона, вполне понятно, почему государство на нем настаивает и для «виртуальной торговли». Это способ вывести интернет–покупки из серого сектора экономики и сделать расчеты «продавец–покупатель» максимально прозрачными. Подобный опыт применяют не только в России. Так, правительства многих стран сегодня стремятся установить контроль над движением наличных средств. Например, Чехия с 1 декабря ввела обязательные кассовые аппараты для всего общепита, в том числе служб «доставки на дом». Сейчас предприниматели массово регистрируют новые лицензии и готовятся работать по системе онлайн–отчетов. С весны новый пражский закон распространится на всех остальных представителей розничной и оптовой интернет–торговли и на всю сферу услуг. Объем дополнительной прибыли в чешскую казну от нового закона – чуть меньше миллиарда долларов.

Новый закон, кроме того, усилит права потребителя. В 2014 году одним из главных тормозов электронной торговли в стране 50% аудитории называли недоверие к виртуальным магазинам, еще 38% покупателей опасались отсутствия гарантий на товар. Новый закон уберет с рынка часть серых продавцов и увеличит ответственность за продажи.

Сейчас ретейлеры просят Правительство перенести срок замены касс с 1 февраля на май 2017 года. Продавцы апеллируют к риску полной остановки продаж, ведь ФНС не успевает оперативно регистрировать кассы из–за перегрузки числа обращений. Но работать, даже при «откладывании» его введения «на потом», придется. И уже понятно, что, натыкаясь на «подводные камни», закон будет активно модифицироваться – например, возникает серьезный вопрос: стоит ли вводить его для тех, кто сегодня работает на специальных налоговых режимах или для тех компаний, в обороте которых стоимость новой кассы составляет более 10 процентов?

Ярослава Летина


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов