Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Легко ли быть бизнесменом?


Легко ли быть бизнесменом?

В Общественной палате РФ в рамках Всероссийского форума «Территория бизнеса – территория жизни» прошло заседание Депутатского клуба.

На повестке дня – один вопрос: как сделать жизнь предпринимателей легче?

Стоит отметить, что Депутатский клуб «Законодательные инициативы для экономики роста» – новая площадка форума. Работа ее предназначена именно для поиска путей развития предпринимательского сообщества. Потому участники мероприятия обсудили вопросы бизнеса с точки зрения законодательных инициатив, сделав основной упор на обсуждение контрольно–надзорных мероприятий.

Модератором Депутатского клуба выступил депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, вице–президент «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Сазонов. В работе клуба также приняли участие Валентин Агарков, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса; Александр Браверман, генеральный директор – председатель правления АО «Корпорация «МСП»; Борис Титов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ; Геннадий Сандырев, сопредседатель регионального штаба отделения ОНФ в Пермском крае, вице–президент НП «Палата налоговых консультантов»; Дмитрий Пищальников, председатель Совета директоров ОАО «Краснокамский завод металлических сеток», член экспертного совета по эффективному управлению и повышению производительности труда при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и другие эксперты.

ДВИГАТЬСЯ ВМЕСТЕ

Дмитрий Сазонов открыл заседание и предложил главные темы для обсуждения. Темы особо важны и нужны именно для предпринимательского сообщества. Обсуждали вопросы о предсказуемой фискальной политике и переходе к стимулирующей налоговой системе, о государственном администрировании предпринимательской деятельности; о сокращении «теневого бизнеса»; об эффективной инфраструктуре поддержки бизнеса; об оздоровлении банковской отрасли, как основе для развития реального кредитования бизнеса, оживления экономики; о раскрытии предпринимательского потенциала и повышении статуса предпринимателя в обществе и о многом другом.

Модератор Дмитрий Сазонов напомнил, что основная тема, которую затрагивали на заседании попечительского совета премии «Бизнес–Успех», – это популяризация и раскрытие предпринимательского потенциала в стране, вовлечение людей в малый бизнес, формирование общественно значимого образа предпринимателя в нашем обществе и, может, даже в целом в культуре.

– Для этого нам предстоит многое сделать. Немаловажно сейчас сформировать законодательные инициативы, необходимые нашему предпринимательскому сообществу. Далее по пулу этих инициатив мы будем взаимодействовать на площадке Государственной Думы, – сказал Дмитрий Сазонов.

ЗА КЕМ СМОТРИТ ГОСУДАРСТВО?

Особый интерес у собравшихся вызвало обсуждение государственного администрирования предпринимательской деятельности. Это одна из самых наболевших проблем предпринимательства – многочисленные административные барьеры на пути к успеху. Участники «круглого стола» обсудили ключевые факторы, которые необходимо изменить в контрольно–надзорной деятельности для снижения административного давления на добросовестный бизнес. Слово для доклада предоставили Макару Герману, директору Департамента Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство». Макар Герман в общих словах поделился с процессом, который сейчас идет в Правительстве РФ.

Макар Герман рассказал о разрабатываемых законодательных инициативах по части контроля, надзора и государственного администрирования предпринимательской деятельности в стране.

Он отметил, что в прошлом году были приняты достаточно серьезные изменения в законодательстве, в том числе введены «надзорные каникулы». Сейчас же нужно сосредоточиться на правоприменительной практике действующих законов, чтобы понять, изменилась ли жизнь к лучшему после их принятия.

– Прежде чем двигаться дальше – к принятию нового законодательства, – необходимо разобраться со старым, с тем, что накоплено с советского времени. Это одна из основных наших задач. И один из приоритетных проектов правительства, над которым оно сейчас работает, – проект по реформе контрольно–надзорной деятельности. В первую очередь в нем много заделов на пересмотр системы требований, с которыми ежедневно сталкивается предпринимательское сообщество, – сказал Макар Герман.

И передал слово Марине Блудян, члену высшего Совета ВПП «Единая Россия», генеральному директору, председателю совета директоров ООО НПО «Феникс».

– Самые острые моменты уже сняты, – отметила Марина Блудян. – Они появились на фоне моратория на три года на проверки для малого и среднего предпринимательства, о котором заявил Президент РФ. Трехлетний мораторий был объявлен для тех предпринимателей, у которых либо не нашли нарушений, либо их не проверяли… Как самое хорошее событие для предпринимателей, хочу отметить введение понятия риск–ориентированный подход к осуществлению контрольно–надзорной деятельности. И введено понятие профилактики, что означает, что первая проверка – профилактическая, инспектор не наказывает предпринимателя, а указывает, что не так, и как это исправить.

Об этом стоит сказать особо. Дело в том, что далеко не все инспекторы и прочие проверяющие знают все требования к бизнесу. Поэтому премьер–министр РФ Дмитрий Медведев распорядился, чтобы на сайтах фискальных органов был опубликован список требований о том, каким должен быть бизнес. Это указание премьер–министра было выполнено с трудом и далеко не сразу.

Этим занялось «Открытое правительство». Его специалисты внимательно посчитали все требования к предпринимателям. Оказалось, что их более миллиона! Предприниматель не может все знать и соблюдать их все. Отсюда и профилактика – инспектор не наказывает, а выписывает предупреждение и предписание.

– Мы не хотим останавливаться на этом, потому что это промежуточная мера, – считает Марина Блудян. – Любая проверка – всегда стресс. И для предпринимателей, и для инспекторов. Не в обиду последним, но у нас очень подвижный инспекторский состав. И не все они добросовестны. Чаще всего после таких проверок выдается предписание о приобретении чего–то важного, необходимого для конкретной организации. Предприниматели говорят, раньше штраф составлял триста–пятьсот тысяч рублей, а сегодня не штрафуют, но выписывают предписания – сразу на 3 млн. Над законом надо работать, потому что более 80 органов не в поле этого закона, живут по своим правилам. Нам хотелось, чтобы они также вошли в общий список проверяющих.

НЕНОРМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

Есть некоторые виды требований, которые очень сложно выполнять. Так, в прошлом году весь год Министерство труда проводило ревизию нормативных актов, была создана межведомственная группа, в которую вошли и представители ОПОРЫ РОССИИ, определены 1000 документов для рассмотрения, чтобы выявить избыточность, повторы и так далее. На проверку 30 документов у комиссии уходило по две недели. Проверка всех документов, многие из которых были приняты еще в Советском Союзе, некоторые датируются тридцатыми – пятидесятыми годами, – практически невозможна. Акты эти не отменили, они действуют. Группе удалось рассмотреть чуть более 600 документов, из которых свыше 200 можно было отменить.

Среди этих документов есть законодательные акты советского и постсоветского периода, которые добавили головной боли предпринимателям, а на деле совсем не нужны. Есть методические рекомендации, где звучат обязательные требования с уточнениями – согласно нормативным актам СССР. Это Советский Союз брал на себя обязательства и чем–то их стимулировал, а сегодня эти обязательства переложены на работодателей. А ведь сейчас другие экономические условия, другие основания для заключения трудовых договоров, другие методы стимулирования. Если нет такого субъекта правоотношений – Советского Союза, то и все акты должны быть отменены. А 75 тысяч нормативных актов только по трудовому праву – слишком много.

ВСЕ — К ПСИХИАТРАМ!

Есть и глобальные проблемы, которые реально мешают работать и нарушают права предпринимателя. Например, в 2015 году в Трудовой кодекс была внесена поправка – за счет работодателя каждые пять лет психиатрическое обследование работников. Есть норма – проверять надо работников, занятых опасными видами профессий.

В результате под психиатрическое освидетельствование в России попали более 48 млн человек, потому что список опасных профессий был определен Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС в 1991 году! Тогда это было оправданно – голодный период 1991 года заставлял людей максимально включаться в этот перечень, чтобы иметь хоть какие–то льготы на доппитание. Теперь в этот перечень попадают сотрудники общественного питания, легкой промышленности, педагоги, водители, грузчики… Кроме того, обследования проводятся за счет работодателя. Это огромные деньги можно сохранить, в том числе и бюджета. Не нуждается страна в массовом психиатрическом исследовании.

Дмитрий Сазонов согласен с Мариной Блудян и предложил включить предложения в перечень положений, которые затем станут основой для «дорожной карты», способной дать большой экономический эффект для России.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Особое внимание участники «круглого стола» уделили фискальной политике и переходу к стимулирующей налоговой системе.

Дмитрий Сатин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы отметил, что в плане налогового законодательства мы уже 25 лет живем с Налоговым кодексом.

– Налоговый кодекс с завидной регулярностью правится, но большая часть этих поправок направлена на то, чтобы урегулировать возникающие спорные моменты либо создать более простые процедуры администрирования налога, постановки на учет – тех действий, которые совершают как налоговые органы, так и налогоплательщики, в том числе крупнейшие, – сказал Дмитрий Сатин. – Ежегодно количество налоговых проверок сокращается. За последние два года наблюдается падение в 14%, которое при этом сопровождается увеличением поступлений в бюджет. И причина этому одна – мы не выходим на проверки даже с «чек–листами». Весь подход заключается в том, что выездная проверка проводится только у той организации, которая, мягко говоря, это заслужила. На основании налоговой истории благодаря большой базе данных, которой располагает ФНС, формируется информация по каждому налогоплательщику.

НАЛОГИ ДОЛЖНЫ СТИМУЛИРОВАТЬ

Свои предложения внес пермяк, сопредседатель регионального штаба отделения Общероссийского народного фронта в Пермском крае, вице–президент НП «Палата налоговых консультантов» Геннадий Сандырев. Он считает, что популяризация бизнеса необходима. Надо рассказать работнику, какую ответственность за него несет работодатель. В том числе и по налогам.

– Налоговая система должна быть стимулирующей, – уточнил Геннадий Сандырев. – У нас принято огромное количество налоговых льгот – их более 400. Необходимо сделать анализ всех льгот. Отдельное внимание надо уделить, к примеру, главе 9 Налогового кодекса – отсрочки и рассрочки в налоговом кредите. Она не работает! За 27 лет существования знаю только один случай предоставления такой льготы. Предлагаю восстановить этот институт, законодательно урегулировать и запустить в действие. На наш взгляд, это устранит проблему с получением кредитов для предпринимателей, позволит бизнесу не закрываться и платить налоги, пусть и с отсрочкой платежей.

Геннадий Сандырев согласен, что в России должна быть стабильная налоговая система. Все проблемы сейчас во многом происходят от того, что предприниматель не понимает, что будет завтра. Надо ввести в Налоговый кодекс четкие правила вступления в силу всех поправок, конкретизировать и определить сроки, установить такие правила, чтобы предприниматель мог планировать свой бизнес на длительный период. Не менее важно публичное профессиональное обсуждение изменений в Налоговый кодекс с точки зрения совета профессионального сообщества, чтобы учесть все возможные последствия.

– Чтобы принять закон, депутаты пишут финансово–экономическое обоснование: что закон принесет бюджету, все плюсы и минусы. Надо дополнить это обоснование выводом, что это принесет или отберет у бизнеса, – уточнил Геннадий Сандырев. – Пример – массовое внедрение контрольно–кассовых машин. Да, это прогресс для торговли. Но нужно понимание того, что это даст бизнесу, нужны компенсации в случае убытков, которые на первом этапе неизбежны. Так, системе потребкооперации Пермского края внедрение ККМ обойдется в 53 миллиона рублей убытков.

Геннадий Сандырев также привел несколько примеров того, что нужные для предпринимателей постановления много лет так и остаются отдельными документами, хотя в целом используются достаточно часто. Пора Налоговый кодекс осовременить.

Итоги работы «круглого стола» подвел Дмитрий Сазонов. Он повторил, что это пока установочная сессия, на которой были определены основные темы для обсуждения.

– Дальше будем работать по углубленным подгруппам, и площадки для этого есть, – уточнил Дмитрий Сазонов. – Сейчас мы обработаем все предложения и выработаем либо законодательные инициативы, либо предложения по совершенствованию законодательства, и не только по федеральным законам, по и регламенту, по нормативно–правовым актам Правительства РФ и федеральных органов власти.

Матвей Настин


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов