Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Крыло защиты


Крыло защиты

В Прикамье работает институт, призванный обеспечить соблюдение интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством.

Накануне в приемной Президента РФ в Пермском крае (Пермь, ул. Советская, 64) прошел прием граждан Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеславом БЕЛОВЫМ.

Буквально за день до него Вячеслав Белов дал эксклюзивное интервью обозревателю IN, в котором рассказал об основных итогах деятельности института Уполномоченного в Прикамье в минувшем году и перспективах его работы в 2017 году.

ЭФФЕКТ — НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНЫЙ!

13 ноября 2016 года индивидуальный предприниматель из поселка Ныроб Чердынского района обратился к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеславу Белову с просьбой защитить его от действий сотрудников районной полиции. В ходе рассмотрения обращения сотрудники аппарата омбудсмена выявили существенные нарушения принципов применения положений административного законодательства и оказали заявителю юридическую помощь.

Через месяц после обращения пострадавшего мировой суд в Чердыни прекратил против него дело за отсутствием как события правонарушения, так и доказательств вины предпринимателя. Он поблагодарил Вячеслава Белова за помощь в восстановлении своего доброго имени.

А вот пример другого порядка: руководитель стройорганизации попросил омбудсмена посодействовать в разрешении спорных вопросов, возникших при проведении мероприятий по внесению сведений о построенном объекте в Госкадастр недвижимости. Сотрудники аппарата омбудсмена убедились в том, что действия уполномоченных органов действительно препятствуют строителю осуществлять регистрацию объекта и обратились с просьбой урегулировать спорный вопрос в краевое правительство и администрацию Перми. В итоге всего через месяц после обращения, в октябре 2016 года, заявитель получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Это – лишь два примера эффективности той большой и кропотливой деятельности Института Уполномоченного по работе с обращениями предпринимателей.

– Мы активно участвуем в судах, – отмечает омбудсмен. – Так, в 2016 году в качестве истца пять раз обжаловали действия органов местного самоуправления (ОМСУ) в интересах предпринимателей. Кроме того, сотрудники нашего ведомства в качестве третьих лиц участвовали в 13 судебных заседаниях, а еще в 21 случае оформляли письменную правовую позицию: ее использовали предприниматели в судебной защите.

РОСТ ДОВЕРИЯ — НАЛИЦО

Всего в минувшем году к омбудсмену поступило 963 обращения, 404 из которых признаны жалобами: по сравнению с 2015 годом увеличение на 44%.

– Оцениваю это как положительный момент, – подчеркивает Вячеслав Белов. – Значит, растет доверие к нашему институту.

Из общего числа жалоб уже отработано 320, а по 84 работа продолжается. В 103 случаях указанные в обращениях факты не подтвердились, а в 126 – жалобы признаны обоснованными и после нашего вмешательства права предпринимателей были восстановлены.

– Вячеслав Артурович, всегда ли ваш аппарат может оценить обоснованность той или иной жалобы?

– Далеко не всегда. В силу объективных причин в 2016 году в 91 случае (а это – 42%) мы не смогли дать оценку обоснованности. Всем обратившимся мы дали разъяснения и рекомендации по использованию необходимых способов защиты их прав и законных интересов.

По словам омбудсмена, для разрешения проблем предпринимателей мы обращаемся за защитой прав предпринимателей к сотрудникам Роспотребнадзора, УФАС, прокуратуры, таможни, службы судебных приставов, органов внутренних дел и других ведомств на региональном и федеральном уровнях. В основном жалобы носят административно–правовой – 93% или уголовно–правовой характер (7%).

ПРОВЕРКИ, ЗЕМЛЯ И ТРАНСПОРТ

– Какие сферы для предпринимателей наиболее проблемны?

– Анализ показывает: в 2016 году на первом месте – проведение проверок (ПП): 24% принятых в работу жалоб. Основные проблемы здесь – нарушения процедур ПП; несогласие с их результатами; неправомерные действия должностных лиц при ПП; затягивание сроков ПП; большой объемом запрашиваемой информации и документов; встречные проверки контрагентов, проведение которых, на взгляд заявителей, вредят их деловой репутации и т. д.

На втором месте – обращения в сфере земельно–имущественных и арендных отношений (21%). Осложняют жизнь предпринимателям здесь отказы ОМСУ в праве выкупа земельных участков в собственность, в предоставлении земельных участков в аренду, продлении и перезаключении договоров аренды, рост ее оплаты; проблемы размещения нестационарных торговых объектов.

Ну а в сфере транспортных перевозок (10%) выделяются системные проблемы, связанные с организацией пассажирских перевозок в Пермском крае. Среди них – невыдача региональным Минтрансом карт маршрута и свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам; отсутствие своевременной компенсации понесенных перевозчиком затрат на проезд льготных категорий граждан; отказ заключать с перевозчиками соглашения о возмещении недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов за счет средств бюджетов; отказы в утверждении новых маршрутов регулярных перевозок и включении их в реестр маршрутов и т. д.

НА КОНСТРУКТИВНОЙ ОСНОВЕ

– Как строится Ваше взаимодействие с властями?

– Конструктивно. И отражается это в контрольно–надзорной деятельности и участии Уполномоченного в проверках. Например, в ежегодном докладе за 2015 год я предложил внести изменения в региональный закон об административных правонарушениях (АП), предусматривающие административные наказания для субъектов МСП в виде предупреждения за АП, совершенные впервые.

19 октября 2016 года губернатор внес в ЗС соответствующую законодательную инициативу. В пояснительной записке к законопроекту указано, что его принятие будет положительно влиять на развитие МСП, улучшение инвестклимата и повышение эффективности КНД. И вот 19 января 2017 года ЗС приняло его единогласно во втором чтении.

Эти принятые изменения направлены на снижение карательной административной функции, что особенно актуально для субъектов МСП. Кроме того, изменения придают административной ответственности профилактический акцент, направленный на предупреждение правонарушений МСП.

– Брендом минувшего года стало расширение сферы деятельности многофункциональных центров. Контактируете ли с ними?

– 9 сентября 2016 года в рамках реализации пилотного проекта «МФЦ для бизнеса» мы подписали соглашение о взаимодействии с краевым МФЦ в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Среди услуг, которые специалисты МФЦ будут оказывать в рамках нашего сотрудничества, – консультирование заявителей о компетенции Уполномоченного; помощь в составлении обращений, их прием и передача (направление); выдача заявителю официального письменного ответа Уполномоченного на обращение; информирование заявителя о порядке и условиях предоставления услуги на базе МФЦ, ходе рассмотрения обращения и т. д. Такой комплекс услуг для предпринимателей стал доступен в 53 центрах «Мои документы» (МФЦ) в Пермском крае.

КОГДА ГОРА ИДЕТ К МАГОМЕТУ

– Каков эффект Ваших выездных встреч с предпринимательским сообществом?

– Это – одна из важных составляющих моей работы. В 2016 году состоялось 33 выезда в территории Прикамья, в которых участвовали 1044 предпринимателя.

Также была продолжена практика совместных выездных приемов с руководством краевой прокуратуры и транспортной прокуратуры, управлений по краю Роспотребнадзора и МЧС России. Кроме того, в течение года проводились выездные консультации предпринимателей сотрудниками аппарата Уполномоченного.

В ряде муниципалитетов встречи с субъектами МСП проходили в форматах совместных расширенных заседаний координационных советов по развитию МСП и «круглых столов».

– В этом же ряду и работа ваших общественных приемных?

– Безусловно. Сегодня они действуют в 43 муниципальных образованиях края и через них я получил в 2016 году 314 устных и письменных обращений. Именно благодаря работе наших представительств предприниматели получают незамедлительную помощь, первичные консультации. Здесь же проводим бесплатные обучающие семинары, опросы представителей МСП. Сотрудники общественных приемных во взаимодействии с ОМСУ организуют выездные встречи и личные приемы Уполномоченного с субъектами бизнеса в территориях края.

Информация об общественных приемных размещена на официальном сайте Уполномоченного: http://ombudsmanbiz59.ru

ПРИКАМЬЕ ПОДАЕТ ПРИМЕР

– Есть ли в работе Вашего института лидирующие позиции среди родственных организаций?

– Да. И это, наряду с общественными приемными, – действенные инструменты реагирования по реализации предложений Уполномоченного. Считаю их создание заслугой всего нашего края, выступившего первопроходцем в России.

Среди них – распоряжения и постановления краевого правительства и ЗС, Пермской городской Думы, регламентирующие действия горадминистрации.

Еще один момент – оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Я возглавляю Экспертный совет по ОРВ, и ни один законопроект края, относящийся к предпринимательской или инвестиционной деятельности, не может пройти в ЗС без рассмотрения на совете. По моему мнению, наш край в 2016 году сделал хороший шаг в развитии института ОРВ. Это – результат объединения усилий региональных властей и предпринимательского сообщества, направленных на снижение административных барьеров, недопущение введения излишнего и обременительного для предпринимателей нормативного регулирования.

– С начала этого года в силу вступил ряд законодательных новаций. Каково их влияние на развитие МСП?

– Оно, несомненно, разнонаправленное. Так, с 1 января вступили в действие изменения ФЗ–294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Здесь расширено понятие госконтроля, а в случае, если у должностного лица органа контроля (надзора) есть обоснованные сомнения в авторстве обращения, оно обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Также изменился порядок проведения проверок по обращениям в Роспотребнадзор. С другой стороны у контролирующих органов появилось право проведения контрольной закупки. Вообще изменений много, и я рекомендую предпринимателям внимательно их изучить.

– Что представляет собой сегодня картина МСП в крае?

– По данным Росстата на конец 2016 года в крае насчитывалось 67 160 ИП. Увеличилось на 10,1% количество крестьянско–фермерских хозяйств – до 1938, а число юридических лиц составило 80 017. Наибольшие доли у малого и среднего бизнеса среди отраслей – у розничной торговли и сферы услуг, сельского и лесного хозяйств, сферы добычи полезных ископаемых.

– Каковы перспективы развития МСП в 2017 году?

– Они, на мой взгляд, позитивны. По прогнозам, нужно ожидать увеличения производства продуктов питания, роста сельхозпроизводства и переработки его продукции. Будут усилены меры правового регулирования, и это, несомненно, повлечет за собой возрастание ответственности субъектов МСП за ассортимент и качество производимой продукции и услуг. Конечно же, все это потребует от Института Уполномоченного в Прикамье большей отдачи в своей работе, возрастающей ответственности и высокой компетентности. И к этому мы готовы.

Павел Агапов

Аппарат Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Пермском крае

г. Пермь, ул. Советская, 64
тел. 8 (342) 237– 54– 45; 237–55–04

Сайт: ombudsmanbiz59.ru


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО