Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Юрий АЙДАРОВ: «Математика позволяет добиваться успехов во всем»


Юрий АЙДАРОВ: «Математика позволяет добиваться успехов во всем»

Средняя школа №146 с углубленным изучением математики, физики, информатики – один из безусловных лидеров образования в Пермском крае, она входит в ТОП–500 лучших школ России.

И лидер 146–я школа – не только по числу «стобаллников» или среднему баллу ЕГЭ. Ученики 146–й школы – неоднократные победители всероссийских и международных олимпиад. Среди них – самый «титулованный» выпускник Пермского края Василий Югов, который в этом году стал победителем 48–й Международной олимпиады по физике IPhO в Джакарте. А Михаил Селюгин в этом году привез из Сербии в Пермь бронзовую медаль XIV Международной географической олимпиады iGeo. О том, как школе удается оставаться лучшей в крае и ежегодно находить и учить уникальных ребят, IN рассказывает директор школы Юрий АЙДАРОВ.

– Наверное, самый часто задаваемый вопрос – в чем секрет успеха школы? Как удается получать стабильно высокие результаты не только по профильным предметам, но и по географии, биологии, русскому языку?

– В преподавании предметов в 146–й школе важна системообразующая роль математики. Алгебре и началам анализа, геометрии уделяется больше всего часов в программе – это практически 25% всей учебной нагрузки. В седьмом классе мы вместе с углубленным изучением математики начинаем работать с физикой, она очень хорошо позволяет какие–то математические, достаточно абстрактные понятия увидеть на примерах, привязанных к окружающей действительности.

Мы же все знаем фразу Ломоносова – «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Физико–математическое образование, формирование математического мышления позволяют и по другим предметам – по химии, по биологии, по географии, по русскому языку – в общем–то, здесь все школьные предметы можно перечислить – добиваться успехов.

Но самый главный наш секрет – это, конечно, учителя. На августовской педагогической конференции двух наших педагогов – Екатерину Геннадьевну Охотникову и Сергея Евгеньевича Полянского – наградили благодарственными письмами губернатора. Но я уверен, что можно было бы наградить гораздо больше наших педагогов.

– Как подбираете кадры для школы?

– Сама 146–я появилась, когда в 1994 году коллектив учителей–единомышленников под руководством народного учителя РФ Александра Алексеевича Корзнякова организовал свою школу и, соответственно, создал ее программу, ее принципы. Традиции работы с тех пор не поменялись – школьный учитель должен знать и любить свой предмет. Если речь идет об учителе математики – этот человек должен не просто уметь работать с детьми и быть учителем, он должен очень хорошо, на высочайшем профессиональном уровне знать математику. То же самое касается и всех остальных педагогов.

– Кадрового дефицита при таком подходе нет? Ведь очень многие школы, чтобы «закрыть ставку», идут на компромиссы в подборе учителей…

– Естественно, когда школа собирает педагогический коллектив, нет предела совершенству. Но та команда, которая сегодня в 146–й собралась, – это действительно высокопрофессиональные люди. В прошлом учебном году мы добились абсолютного результата – у нас все 100% основных педагогических работников получили высшую квалификационную категорию. Все наши педагоги соответствуют самым высоким требованиям.

– Вы набираете ребят с 7–го класса. По каким принципам происходит отбор учеников?

– Поскольку на предметы углубленного изучения идет повышенный норматив, есть постановление правительства Пермского края, которое определяет, как должен проходить индивидуальный отбор при переводе в такие школы. Наше положение о приеме либо переводе учащихся полностью соответствует этому постановлению – есть два тура, письменный и собеседование. Каждый год в апреле мы проводим индивидуальный отбор для вновь поступающих в 7–е классы и один – в 8–й класс. Если у нас появляются вакантные места, мы, обычно летом, проводим индивидуальный отбор на освободившиеся места и в других параллелях.

– Конкурс на место в школе высокий?

– Мы вообще не отслеживаем статистику того, какой у нас «конкурс на место» – по одной простой причине. Наш индивидуальный отбор – это практически единственный способ бесплатной объективной оценки математических знаний шестиклассников и семиклассников. Ты приходишь, пишешь, твою работу проверяют в зашифрованном виде независимо два человека – и потом ты получаешь результат. Поэтому многие участвуют в индивидуальном отборе не для того, чтобы перевестись в 146–ю школу и учиться здесь, а чтобы проверить свои силы. Многие ребята набирают максимальный балл, говорят – «ну хорошо, значит, у нас с преподаванием математики все хорошо в той школе, где мы учимся» – и просто к нам не переводятся.

– А до 7–го класса как–то наблюдаете за ребятами с математическими успехами?

– То, что происходит до 7–го класса, можно отнести к серьезной математике очень и очень условно. Первые элементы чего–то серьезного появляются в 9–10–м классах. Поэтому говорить о каких–то ранних «этапах отслеживания талантов» нельзя.

Тем не менее мы ежегодно открываем Школу юных математиков – это такой своеобразный городской кружок, который позволяет ребятам как–то заинтересоваться наукой, понять, интересно им или нет. Ребята к этой работе подключаются из всех школ города. Кроме того, мы проводим городские олимпиады по физике и по математике – это позволяет нам дать школьникам попробовать – могут ли они и хотят ли перевестись к нам.

– В этом году 146–я школа, помимо стандартного набора, открывает академический класс совместно с Высшей школой экономики. В чем его особенность?

– Если говорить о математике в профессиональной деятельности, то, кроме физики и естественнонаучных дисциплин, большой областью ее применения является экономика. И, соответственно, формат, когда математика изучается в связке не с физикой, а именно с экономикой, мы хотим запустить с этого учебного года. Ту часть, которая касается преподавания экономики на повышенном уровне, можно и нужно реализовывать с использованием ресурсов высшего учебного заведения. Высшая школа экономики в этом направлении рабо­тает достаточно эффективно, и вместе мы можем получить прекрасные результаты.

– Ваша школа – краевой лидер по числу победителей международных олимпиад, причем по самым разным предметам. У вас ведется какая–то специальная работа с одаренными детьми?

– Это один из наших важных принципов – у нас нет какого–то отдельного класса или отдельной группы, которая учится специально, с отдельными преподавателями, нет «олимпиадных» классов. Наши ребята, которые этим летом завоевали медали на международных олимпиадах, учатся так же, как и все, в классе, где, кроме них, много других ребят.

Понятно, что при этом есть большая факультативная работа – то есть после уроков можно остаться, можно дополнительно взаимодействовать с учителями. При этом мы не привязываем никого к факультативам жестко – можно выбирать, можно переходить из одного факультатива на другой. Но именно постоянная открытость учителей, их доступность вне учебного времени, факультативные занятия и позволяют добиваться успехов.

– На августовской педагогической конференции глава региона говорил о необходимости смены подходов к преподаванию «новых наук» – например, информатики. Шутил, что хорошо, что сегодня школы с бейсика перешли на паскаль – и это уже прогресс. Информатика в 146–й школе – один из профильных предметов. Есть ли сегодня какие–то инновации, особенности ее изучения?

– Мы активно – уже второй год эту работу ведем – в рамках уроков информатики переходим на изучение Python. Этот проект возник достаточно давно – ведь для того, чтобы программировать что–то, связанное с интернетом, упомянутый Максимом Геннадьевичем паскаль, мягко говоря, не очень хорошо подходит. Он появился задолго до того, как появился html, форматы вывода в интернете. И, естественно, работа с Python – это уже инновация, здесь мы идем в ногу со временем.

В этом учебном году поступающие к нам семиклассники – это ребята, которые учатся по новым федеральным стандартам, по ФГОСу – это тоже требует обновления содержания уроков, применения новых подходов. Я думаю, что сейчас мы будем в преподавании информатики более активно применять проектный метод и более интенсивно использовать связку с другими предметами.

– А «связки» в изучении предметов получаются только внутри школы? Или с предприятиями тоже работаете?

– В нашей школе в принципе заинтересованы все промышленные предприятия края. Естественно, на нас выходят с предложениями, мы обсуждаем самые разные форматы работы. В планах на ближайшее время – обсуждение взаимодействия с управляющей компанией «Семья», с Пермской научно–производственной приборостроительной компанией.

Но суть нашей школы – не готовить кадры для конкретного предприятия. Мы стараемся успеть дать детям фундаментальные знания, а какой–то практики, специализации не даем. Это позволяет выпускникам 146–й быть универсальными, несколько раз в течение карьеры радикально менять сферу деятельности, быть успешными. Поступать в те учебные заведения, в которые они хотят, и не только пермские, но и МГУ, МФТИ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, МИФИ.

Пару лет назад обсуждали статистику – мы занимаем 30–е место среди школ России по числу поступающих на бюджетные места МФТИ. И для провинциальной школы это – отличный результат. Кроме того, у столичных вузов есть интерес к нам, потому что есть такие ребята, как Василий Югов или Федор Попов, который сдал теоретический минимум Ландау лучше всех. Конечно, МФТИ очень интересует – а еще такие ребята у вас есть?

– С чем начинаете новый учебный год? Есть какие–то особенные планы?

– У нас каждый новый учебный год – особенный. Сейчас, пока мы еще не набрали академический класс, у нас 417 учащихся, мы ориентируемся на 450 человек. При этом состав ребят, которые приходят в 146–ю школу первого сентября, каждый год обновляется более чем на четверть.

Естественно, новые ребята – это определенный процесс адаптации, нужно к ним присмотреться, понять, как их учить, как с ними взаимодействовать. Именно наши новички в этом году – включая академический класс с Высшей школой экономики – то новое, с чем мы пойдем в следующий учебный год.

Если говорить непосредственно об учебе, то нужна определенная оптимизация расписания. Чтобы и учителям было комфортнее работать, чтобы предметы более соответствовали биоритмам детей и самих педагогов. Я думаю, в этой работе мы стремимся к идеалу – но здесь пока все далеко от совершенства, будем расписание оптимизировать.

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Вячеслав БЕЛОВ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

Проблема размещения НТО на территории краевой столицы действительно актуальна.  

Марина ШИЛОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Поговорим о космосе. Он намного ближе к Пермскому краю, чем вам кажется. 

Анастасия ПЕТРОВА, зам. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Считаю «Тотальный диктант» одним из лучших проектов по популяризации русского языка.  

Марина ШИЛОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Пока еще не все слова прощения и прощания сказаны. Не все слезы выплаканы. Не все кулаки разжаты.