Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Юрий АЙДАРОВ: «Математика позволяет добиваться успехов во всем»


Юрий АЙДАРОВ: «Математика позволяет добиваться успехов во всем»

Средняя школа №146 с углубленным изучением математики, физики, информатики – один из безусловных лидеров образования в Пермском крае, она входит в ТОП–500 лучших школ России.

И лидер 146–я школа – не только по числу «стобаллников» или среднему баллу ЕГЭ. Ученики 146–й школы – неоднократные победители всероссийских и международных олимпиад. Среди них – самый «титулованный» выпускник Пермского края Василий Югов, который в этом году стал победителем 48–й Международной олимпиады по физике IPhO в Джакарте. А Михаил Селюгин в этом году привез из Сербии в Пермь бронзовую медаль XIV Международной географической олимпиады iGeo. О том, как школе удается оставаться лучшей в крае и ежегодно находить и учить уникальных ребят, IN рассказывает директор школы Юрий АЙДАРОВ.

– Наверное, самый часто задаваемый вопрос – в чем секрет успеха школы? Как удается получать стабильно высокие результаты не только по профильным предметам, но и по географии, биологии, русскому языку?

– В преподавании предметов в 146–й школе важна системообразующая роль математики. Алгебре и началам анализа, геометрии уделяется больше всего часов в программе – это практически 25% всей учебной нагрузки. В седьмом классе мы вместе с углубленным изучением математики начинаем работать с физикой, она очень хорошо позволяет какие–то математические, достаточно абстрактные понятия увидеть на примерах, привязанных к окружающей действительности.

Мы же все знаем фразу Ломоносова – «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Физико–математическое образование, формирование математического мышления позволяют и по другим предметам – по химии, по биологии, по географии, по русскому языку – в общем–то, здесь все школьные предметы можно перечислить – добиваться успехов.

Но самый главный наш секрет – это, конечно, учителя. На августовской педагогической конференции двух наших педагогов – Екатерину Геннадьевну Охотникову и Сергея Евгеньевича Полянского – наградили благодарственными письмами губернатора. Но я уверен, что можно было бы наградить гораздо больше наших педагогов.

– Как подбираете кадры для школы?

– Сама 146–я появилась, когда в 1994 году коллектив учителей–единомышленников под руководством народного учителя РФ Александра Алексеевича Корзнякова организовал свою школу и, соответственно, создал ее программу, ее принципы. Традиции работы с тех пор не поменялись – школьный учитель должен знать и любить свой предмет. Если речь идет об учителе математики – этот человек должен не просто уметь работать с детьми и быть учителем, он должен очень хорошо, на высочайшем профессиональном уровне знать математику. То же самое касается и всех остальных педагогов.

– Кадрового дефицита при таком подходе нет? Ведь очень многие школы, чтобы «закрыть ставку», идут на компромиссы в подборе учителей…

– Естественно, когда школа собирает педагогический коллектив, нет предела совершенству. Но та команда, которая сегодня в 146–й собралась, – это действительно высокопрофессиональные люди. В прошлом учебном году мы добились абсолютного результата – у нас все 100% основных педагогических работников получили высшую квалификационную категорию. Все наши педагоги соответствуют самым высоким требованиям.

– Вы набираете ребят с 7–го класса. По каким принципам происходит отбор учеников?

– Поскольку на предметы углубленного изучения идет повышенный норматив, есть постановление правительства Пермского края, которое определяет, как должен проходить индивидуальный отбор при переводе в такие школы. Наше положение о приеме либо переводе учащихся полностью соответствует этому постановлению – есть два тура, письменный и собеседование. Каждый год в апреле мы проводим индивидуальный отбор для вновь поступающих в 7–е классы и один – в 8–й класс. Если у нас появляются вакантные места, мы, обычно летом, проводим индивидуальный отбор на освободившиеся места и в других параллелях.

– Конкурс на место в школе высокий?

– Мы вообще не отслеживаем статистику того, какой у нас «конкурс на место» – по одной простой причине. Наш индивидуальный отбор – это практически единственный способ бесплатной объективной оценки математических знаний шестиклассников и семиклассников. Ты приходишь, пишешь, твою работу проверяют в зашифрованном виде независимо два человека – и потом ты получаешь результат. Поэтому многие участвуют в индивидуальном отборе не для того, чтобы перевестись в 146–ю школу и учиться здесь, а чтобы проверить свои силы. Многие ребята набирают максимальный балл, говорят – «ну хорошо, значит, у нас с преподаванием математики все хорошо в той школе, где мы учимся» – и просто к нам не переводятся.

– А до 7–го класса как–то наблюдаете за ребятами с математическими успехами?

– То, что происходит до 7–го класса, можно отнести к серьезной математике очень и очень условно. Первые элементы чего–то серьезного появляются в 9–10–м классах. Поэтому говорить о каких–то ранних «этапах отслеживания талантов» нельзя.

Тем не менее мы ежегодно открываем Школу юных математиков – это такой своеобразный городской кружок, который позволяет ребятам как–то заинтересоваться наукой, понять, интересно им или нет. Ребята к этой работе подключаются из всех школ города. Кроме того, мы проводим городские олимпиады по физике и по математике – это позволяет нам дать школьникам попробовать – могут ли они и хотят ли перевестись к нам.

– В этом году 146–я школа, помимо стандартного набора, открывает академический класс совместно с Высшей школой экономики. В чем его особенность?

– Если говорить о математике в профессиональной деятельности, то, кроме физики и естественнонаучных дисциплин, большой областью ее применения является экономика. И, соответственно, формат, когда математика изучается в связке не с физикой, а именно с экономикой, мы хотим запустить с этого учебного года. Ту часть, которая касается преподавания экономики на повышенном уровне, можно и нужно реализовывать с использованием ресурсов высшего учебного заведения. Высшая школа экономики в этом направлении рабо­тает достаточно эффективно, и вместе мы можем получить прекрасные результаты.

– Ваша школа – краевой лидер по числу победителей международных олимпиад, причем по самым разным предметам. У вас ведется какая–то специальная работа с одаренными детьми?

– Это один из наших важных принципов – у нас нет какого–то отдельного класса или отдельной группы, которая учится специально, с отдельными преподавателями, нет «олимпиадных» классов. Наши ребята, которые этим летом завоевали медали на международных олимпиадах, учатся так же, как и все, в классе, где, кроме них, много других ребят.

Понятно, что при этом есть большая факультативная работа – то есть после уроков можно остаться, можно дополнительно взаимодействовать с учителями. При этом мы не привязываем никого к факультативам жестко – можно выбирать, можно переходить из одного факультатива на другой. Но именно постоянная открытость учителей, их доступность вне учебного времени, факультативные занятия и позволяют добиваться успехов.

– На августовской педагогической конференции глава региона говорил о необходимости смены подходов к преподаванию «новых наук» – например, информатики. Шутил, что хорошо, что сегодня школы с бейсика перешли на паскаль – и это уже прогресс. Информатика в 146–й школе – один из профильных предметов. Есть ли сегодня какие–то инновации, особенности ее изучения?

– Мы активно – уже второй год эту работу ведем – в рамках уроков информатики переходим на изучение Python. Этот проект возник достаточно давно – ведь для того, чтобы программировать что–то, связанное с интернетом, упомянутый Максимом Геннадьевичем паскаль, мягко говоря, не очень хорошо подходит. Он появился задолго до того, как появился html, форматы вывода в интернете. И, естественно, работа с Python – это уже инновация, здесь мы идем в ногу со временем.

В этом учебном году поступающие к нам семиклассники – это ребята, которые учатся по новым федеральным стандартам, по ФГОСу – это тоже требует обновления содержания уроков, применения новых подходов. Я думаю, что сейчас мы будем в преподавании информатики более активно применять проектный метод и более интенсивно использовать связку с другими предметами.

– А «связки» в изучении предметов получаются только внутри школы? Или с предприятиями тоже работаете?

– В нашей школе в принципе заинтересованы все промышленные предприятия края. Естественно, на нас выходят с предложениями, мы обсуждаем самые разные форматы работы. В планах на ближайшее время – обсуждение взаимодействия с управляющей компанией «Семья», с Пермской научно–производственной приборостроительной компанией.

Но суть нашей школы – не готовить кадры для конкретного предприятия. Мы стараемся успеть дать детям фундаментальные знания, а какой–то практики, специализации не даем. Это позволяет выпускникам 146–й быть универсальными, несколько раз в течение карьеры радикально менять сферу деятельности, быть успешными. Поступать в те учебные заведения, в которые они хотят, и не только пермские, но и МГУ, МФТИ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, МИФИ.

Пару лет назад обсуждали статистику – мы занимаем 30–е место среди школ России по числу поступающих на бюджетные места МФТИ. И для провинциальной школы это – отличный результат. Кроме того, у столичных вузов есть интерес к нам, потому что есть такие ребята, как Василий Югов или Федор Попов, который сдал теоретический минимум Ландау лучше всех. Конечно, МФТИ очень интересует – а еще такие ребята у вас есть?

– С чем начинаете новый учебный год? Есть какие–то особенные планы?

– У нас каждый новый учебный год – особенный. Сейчас, пока мы еще не набрали академический класс, у нас 417 учащихся, мы ориентируемся на 450 человек. При этом состав ребят, которые приходят в 146–ю школу первого сентября, каждый год обновляется более чем на четверть.

Естественно, новые ребята – это определенный процесс адаптации, нужно к ним присмотреться, понять, как их учить, как с ними взаимодействовать. Именно наши новички в этом году – включая академический класс с Высшей школой экономики – то новое, с чем мы пойдем в следующий учебный год.

Если говорить непосредственно об учебе, то нужна определенная оптимизация расписания. Чтобы и учителям было комфортнее работать, чтобы предметы более соответствовали биоритмам детей и самих педагогов. Я думаю, в этой работе мы стремимся к идеалу – но здесь пока все далеко от совершенства, будем расписание оптимизировать.

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Александр КАЛИНИН, президент ОПОРЫ РОССИИ

Мне нравится креативность малого бизнеса Пермского края.  

Виктор АГЕЕВ, первый заместитель главы администрации Перми

В марте депутаты городской Думы одобрили изменения, внесенные в Правила благоустройства и

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края

Совет предпринимателей  – очень важная площадка площадка, на которой мы вырабатываем политику в

Анастасия ПЕТРОВА, и. о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

У деловых СМИ летом работы прибавляется: конец мая означает для нас Петербургский международный