Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

«Пермь мне очень важна»


«Пермь мне очень важна»

В Перми, в рамках Международного фестиваля «Флаэртиана», состоялась творческая встреча с писателем, сценаристом, а сегодня еще и председателем Международного конкурса документалистов, Леонидом ЮЗЕФОВИЧЕМ.

Встреча длилась час двадцать, как одна университетская пара. Скорее всего, в этом нет случайности - в молодости Леонид Абрамович работал педагогом, и выработал в себе привычку выверять временной интервал. По его словам, просидеть два часа, слушая кого-то, очень трудно.

Впрочем, его почитатели были на этот счет другого мнения: общаться с Юзефовичем для них было большим праздником. Особенно для тех, кому посчастливилось в свое время быть его учеником.

Кстати, о школе и тех далеких уже временах жизни писателя в Перми, говорилось на встрече много. Он даже всю встречу провел стоя. Как на тогда, в классах пермской школы № 9.

– Мне комфортнее говорить так, – пояснил он. – Это школьная привычка. Когда ведешь урок, чтобы контролировать детей на задних партах, надо говорить стоя, иначе там возникает «серая зона». И у меня речевые центры теперь так включаются, и выключаются, когда сажусь.

Впрочем, сама атмосфера встречи была далекой от привычных школьных буден. Говорили обо всем: о писательстве и кино, о Перми и памяти о ней, о добре и зле, о переименовании улиц и о том, чем можно и нужно гордиться в жизни, об истории родины и талантливых людях, родившихся и живших в нашем городе. Леонид Юзефович даже читал стихи. Не свои. Стихи тех поэтов, которые, как он выразился, «наверняка неизвестны тем, кто сейчас находится в этом зале». Стихи, которые войдут в антологию о гражданской войне, идею издания которой писатель вынашивает сейчас.

Ему задавали много вопросов о Перми, городе, где прошло его детство юность, где началось его писательство. Среди прочего, он вспомнил эпизод из своей жизни, которым, по его признанию, сейчас гордится. Речь идет о сохранении усыпальницы купцов Каменских, расположенной на улице Плеханова в Успенском женском монастыре. То, что город имеет сейчас икону Казанской Божьей Матери, иконостас и майоликовые панно, во многом заслуга Юзефовича и его товарища по университету, ныне живущего в Москве писателя Анатолия Королева.

Дело было в 1966 году. Леонид Юзефович, обнаружил в заброшенном, застроенном сараями, месте маленькую часовню, которую собирались снести. Она была без главки, с замазанными известкой панно и заложенным кирпичной кладкой иконостасом. А через один глаз Богоматери, в котором пробили отверстие, шел электрический провод. Вместе с другом, они написали об этом статью в газету. После чего строительный проект, ради которого собирались снести усыпальницу, изменили, а само строение было занесено в реестр памятников культуры.

– Тогда мы написали, что это панно принадлежит Рериху, – говорит Юзефович. – Но на самом деле авторство их до сих пор не установлено. Иконостас вроде Рериха, но тоже не весь, а только отдельные его части. А с панно - неизвестно. Но если бы мы не написали, что это Рерих, шума бы не возникло и проект никогда бы не изменили.

Так наш город получил прекрасный исторический и культурный памятник. Вообще, Пермь до сих пор занимает значимое место в жизни и судьбе писателя. В этом он признавался не раз.

– Не так давно дочь мне сказала: «я знаю, папа, что тебе важна локальная идентичность». Это действительно так, - сказал он. – Пермь важный для меня город. Я уехал отсюда почти 35 лет назад. Всегда, когда я приезжаю сюда, мне кажется, что это последний раз.

На встрече он много вспоминал о годах, проведенных здесь.

– Сначала мы жили в гостинице «Металлург». Потом переехали ближе к окраине, и наш адрес писался так: улица Культуры, каменный дом № 27. Приписка «каменный дом» была обязательна, потому что без нее письма не доходили. Видимо, там был еще и деревянный дом с таким номером. Сейчас я хожу по улице Полины Осипенко, где жил в последние годы в Перми, и ничего не узнаю. Дома те же, но общая атмосфера изменилась. Это стал другой город.

Далее разговор о географии перешел в общественно-политическую площадь. Заговорили о переименовании улиц - Розалии Землячки, Братьев Вагановых.

– У меня Розалия Землячка не вызывает симпатии, я знаю про ее крымские художества, – пояснил он. – Но не надо переименовывать все подряд, надо, наверное, все-таки то-то оставить от прежней России. Допустим, оставить улицу Луначарского, который все-таки не расстреливал несчастных по темницам. Будь моя воля, то улицу Ленина в Перми от вокзала до Компроса я бы назвал Ленина и дальше - Покровская. В Петербурге многие улицы имеют двойные названия.

Не обошелся разговор, конечно и без обсуждения писательской темы. Любовь Соколова, утверждала, что она «простудилась» о книгу Юзефовича «Зимняя дорога» - наутро после прочтения встала больной.

– Как автору «защититься» от материала, – спросила она.

– Я свои книги пишу по многу лет и успеваю адаптироваться, – улыбнулся он. – Материал для «Зимней дороги» я начал собирать очень давно, еще в 1997 году. Вот если бы я писал сегодня про Сахару, а завтра про Якутию, то, наверное, это бы сильно расшатало мой иммунитет.

Кстати, он лестно отозвался о творчестве самой Любови Соколовой, заметив, что в Перми появился еще один интересный писатель. В ряду тех пермских авторов, которых он сам порекомендовал бы почитать - роман Алексея Иванова «Вилы» и повесть Владимира Пирожникова «Пять тысяч слов».

Если Иванов пермякам известен и любим, то второе имя сегодня вспоминают нечасто. Между тем, Владимир Пирожников близкий друг юности Леонида Юзефовича. Его первая повесть «На пажитях небесных» с предисловием Стругацких была опубликована еще в 1983 году в журнале «Знание-сила», выходившем огромным тиражом. Но, по его словам, Пирожников не вписывался в местный андеграунд.

– И если мы все в то время были интеллигентами, то Пирожников уже тогда был интеллектуалом, – заметил Леонид Юзефович. – Это несколько разные вещи. Помню, как меня тогда оскорбляло, что он высмеивал Окуджаву. Окуджава был кумир и святыня, и сердце мое горело. Но теперь я понимаю, что он тогда был более прав, чем я. Он просто любил настоящую музыку.

Разумеется, спрашивали гостя и о фестивале. По его мнению, документальное кино, как и документальная проза, это другая степень приближения к реальности.

– Реальность нельзя отобразить полностью, – сказал он. – Надо понимать намерения: хочешь ли ты выразить реальность, или хочешь выдумать какую-нибудь «швамбранию». И мне кажется, что писатели и кинематографисты делятся, в том числе, и по этому параметру.

По его мнению, на фестиваль приехали люди, которым ближе намерения отразить настоящую реальность.

Александра Стрыжкова

Фото: vk.com/flahertianafest


IN-календарь
INосказательно
Вячеслав БЕЛОВ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

Проблема размещения НТО на территории краевой столицы действительно актуальна.  

Марина ШИЛОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Поговорим о космосе. Он намного ближе к Пермскому краю, чем вам кажется. 

Анастасия ПЕТРОВА, зам. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Считаю «Тотальный диктант» одним из лучших проектов по популяризации русского языка.  

Марина ШИЛОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Пока еще не все слова прощения и прощания сказаны. Не все слезы выплаканы. Не все кулаки разжаты.