Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Культурный завод


Культурный завод

Четвертой симфонией Малера в блестящем исполнении Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса в Перми завершился двенадцатый Дягилевский фестиваль. Следующий, тринадцатый, пройдет с 18 по 29 мая 2019 года.

Программа нынешнего Дягилев–феста, как отмечают критики, была одной из лучших за все время его существования. Новые площадки, новые форматы, новые идеи – все ради решения главной задачи, которую команда Курентзиса поставила перед собой, приняв фестиваль у его основателя Георгия Исаакяна. Если коротко, задача эта – сделать Дягилев–фест одним большим спектаклем, а зрителей – его соучастниками. Если подробнее – снять традиционные преграды, переформатировать наши привычки, изменить наше представление о том, что жизнь – отдельно, а искусство – отдельно.

В дни проведения Дягилевского фестиваля—2018 зрители стали участниками 36 событий основной программы, в том числе увидели шесть российских и две мировые премьеры. Кроме того, более 100 событий прошло в Фестивальном клубе. На все события Дягилев–феста было продано 14 тысяч билетов, прозвучало 77 часов музыки. 

По статистике, представленной социологами Высшей школы экономики, 70% зрителей фестиваля — женщины, 30% — мужчины. Более половины фестивальной публики  — пермяки. Среди иногородних зрителей лидируют москвичи, екатеринбуржцы и петербуржцы. Из иностранцев на фестиваль приезжали жители Италии, Германии, Бельгии, США и Республики Кипр.

Ярчайшим примером нового подхода к искусству, расширения границ возможного в театральном языке, безусловно, стал спектакль–открытие Дягилевского фестиваля–2018 – драматическая оратория Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи (режиссер) и Теодора Курентзиса (дирижер). Постановка настолько необычная, так много в ней неожиданного, непонятного с ходу, загадочного, что далеко не каждый, побывав на премьере, мог признаться в получении удовольствия.

– «Жанна» – один из лучших спектаклей, которые я видел в своей жизни, – признался на пресс–конференции перед открытием фестиваля его художественный руководитель Теодор Курентзис. – Хотя опыт этот нельзят назвать удовольствием. Одухотворение подходит тут больше. Театр вообще не для удовольствия, он стимулирует другие органы. Разумеется, театр театру рознь. Существует и бытовая, реалистчная его модель, но это скорее из сферы развлечений, популярной сегодня как никогда. А вот разговор о вещах фундаментальных, апелляция к чувственному бэкграунду – именно то, что помогает нам заглянуть в себя, заставляет мыслить иначе.

Хорошая новость для тех, кто пока только слышал или читал о громкой премьере, но попасть на нее на Дягилев–фесте, увы, не смог: руководство театра намерено ввести «Жанну» в репертуар. И, возможно, произойдет это уже в следующем сезоне.

– Мировая премьера «Жанны на костре», являющаяся копродукцией Пермского театра оперы и балета, Лионской национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария), состоялась в начале прошлого года в Лионе. На Дягилевском фестивале прошла ее российская премьера. Теперь этот спектакль должны показать в Брюсселе и Базеле. Если нам удастся создать копии оригинальных декораций, в репертуаре у нас он появится в следующем году. Если нет – после Базеля будет в нашем репертуаре стопроцентно, – отметил Марк де Мони.

Показывать его, как и большинство новых спектаклей, обещают блоками. Причем Одри Бонне, звезда французского кино, потрясшая пермскую публику в роли Жанны д’Арк, готова, по словам де Мони, возвращаться в Пермь снова и снова.

СОН ПОД МУЗЫКУ И КОНЦЕРТ В ЦЕХЕ

Предутренний концерт хора musicAeterna в зале деревянной скульптуры Пермской художественной галереи или, к примеру, ночной piano–gala в Доме Дягилева с участием знаменитых пианистов – эти фестивальные события при всей их необычности все–таки можно считать уже традиционными. 

А были на нынешнем Дягилев–фесте и концерты совершенно особенные – в формате sleep concert. В зале гостиницы «Урал» установили кровати с подушками, одеялами, белоснежным постельным бельем, и в течение восьми часов для пришедших сюда звучала живая музыка в исполнении скрипача Николая Скачкова и альтиста Сергея Полтавского.

Первым такие «концерты для сна» в помощь страдающим бессонницей устраивал американский композитор Роберт Рич еще в 80–х годах прошлого века. Однако в России они до сих пор воспринимаются как нечто странное. Тем интереснее любителям свежих впечатлений было примерить их на себя. Примерка показала: сон под музыку – это волшебно! Даже те, кто спал мало и часто просыпался, утром чувствовали себя бодрыми и отлично отдохнувшими.

НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Помимо «Урала» новыми фестивальными площадками в этом году стали ТЮЗ (здесь прошел музыкально–поэтический перформанс «Мадемуазель Смерть встречает господина Шостаковича»), Дворец культуры им. Солдатова (российская премьера объехавшего весь мир спектакля «Иглы и опиум» с фантастической декорацией–трансформером в постановке Робера Лепажа), Дворец спорта «Орленок» (российская премьера перформанса «Песни клетки» в исполнении Мередит Монк и артисток ее вокального ансамбля).

Но, пожалуй, главное расширение фестивального пространства произошло благодаря превращению в концертный зал одного из цехов завода «Ремпутьмаш» (в прошлом завод им. Шпагина). До 2014 года цех №5 производил кабины для снегоуборочных машин. Однако после того, как производство закрылось, жизнь тут замерла. И вот сейчас это место (Курентзис еще на этапе согласования с восторгом называл его «каким–то невероятным») превратили в место творческой силы.

В будущем, по задумке краевых властей, не только этот цех, а всю площадку завода с отреставрированными объектами культурного наследия преобразуют в культурный кластер. Там смогут разместиться и Пермская художественная галерея, и Краеведческий музей. Но первый шаг в этом направлении сделал нынешний Дягилев–фест, вдохнувший в заводские стены XIX века новую жизнь.

МАЛЕРА СМЕНИТ БРАМС

За день до официального закрытия фестиваля почти 100 музыкантов Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса исполнили в цехе №5 Четвертую симфонию Малера. Малер в промышленном антураже – это было круто! Заводское пространство словно идеально вписывает в себя прозрачную музыку Малера.

Эта же симфония стала финальным аккордом Дягилевского фестиваля на закрытии в Пермском оперном. Но если в театре ее предваряли фрагменты из  малеровского же вокального цикла «Волшебный рог мальчика», то в заводском пространстве компанию Густаву Малеру составили два потрясающих произведения современных композиторов: «if I die...she said» для струнного оркестра, двух скрипок соло и ударных Андреаса Мустукиса и «GHB/tanzaggregat» для оркестра Марко Никодиевича.

Последнего, впрочем, смогли услышать на «бис» и в театре. Овациям, казалось, не будет конца. Переполненный зал неистовствовал, желая продолжения огня и космоса. И Маэстро, определенно имеющий с космосом какую–то связь (а как иначе добиться такого звучания!), раз за разом выходил на сцену, раскланивался, принимал цветы, благодарил оркестр и зрителей.

Традиция закрывать фестиваль одной из симфоний Малера, как стало известно, впервые окажется нарушена в следующем году: финальной точкой Дягилев–феста в 2019–м будет «Немецкий реквием» Брамса. Исполнит его оркестр Mahler Chamber Orchestra, прославившийся как раз исполнением этого «Реквиема». Многие годы он сотрудничает с Теодором Курентзисом в Европе, но в Перми выступит впервые. Важная деталь: выступит совместно с пермским хором musicAeterna.

А откроет Дягилевский фестиваль–2019 премьера оперы Альбана Берга «Лулу» в постановке молодого московского режиссера Максима Диденко. Хореограф и актер, автор андеграундных панк–проектов и громких работ на традиционной сцене в крупнейших театрах России и Европы, за постановку оперы он берется впервые. Интерес к событию подогревает и то, что «Лулу», входящая в число лучших опер мира, осталась неоконченным произведением – ее третий акт не дописан. Так что каждая ее премьера неизменно привлекает внимание музыкального сообщества.   

Вера Шуваева 

КОММЕНТАРИИ

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края:

Максим Решетников – Год назад, когда стало известно о переносе производства завода имени Шпагина на другую площадку, у нас появилась мечта – дать этим стенам вторую жизнь.

Материальные ценности здесь создавались в девятнадцатом веке. В XXI веке здесь будут создаваться ценности культурные, духовные.

Конечно, это лишь первый шаг, и сейчас ведется разработка концепции всей площадки бывшего завода с разнообразным функционалом.


Марк де МОНИ, продюсер  Дягилевского фестиваля:

Марк де Мони – Одна из задач фестиваля – снять преграду, которая существовала многие десятилетия между зрителем и артистами, между зрителем и произведением и, представить новый подход к восприятию музыки и театрального действия.

Мы стремимся к расширению границ возможного в театральном языке и расширению представлений зрителей о том, что такое театр, музыка и искусство. Мы предлагаем зрителю стать соучастником творческого процесса, вместе задавать вопросы и искать на них ответы.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, и. о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Очень сложно писать редакторскую колонку в середине месяца, не подводя итоги и не рассчитывая

Людмила ГНЕЗДИЛОВА, преподаватель–куратор «Школы социального предпринимательства»

У социального предпринимательства особая миссия – предлагать бизнес­-решения для острых проблем

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края

Тема цифровой экономики определена одним из стратегических направлений развития в Указе Президента.

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

В Пермь, наконец, пришла почти южная жара – а это значит, можно перестать грезить о далеких южных