Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Чувство меры и хороший вкус


Чувство меры и хороший вкус

Зачем люди приезжают в Пермь? Для многих ответ однозначен: им хочется попасть на спектакли знаменитого театра «У Моста», которому скоро исполнится 30 лет и которым все эти годы руководит «железный» и семижильный человек Сергей Федотов.

В своем традиционном предуведомлении к премьере спектакля «Вий» Федотов спросил у зрителей, есть ли среди них приезжие? Поднялось 10–12 рук. «Откуда вы?» – спросил режиссер. Ответы поразили: из Питера, из Лондона, из Воронежа, из Нью–Йорка и т. д. Признаюсь, такая география впечатлила. «А вы понимаете по–русски?», – продолжил свой блиц–опрос Федотов. Сидящий рядом со мной житель Лондона громогласно ответил: «Да, немного понимай, нормално, ок!» Не знаю, насколько «нормално» восприняли жители туманного Альбиона театральное сочинение пермяка Сергея Федотова по повести Николая Гоголя «Вий», но смотрели они спектакль, затаив дыхание, и в финале долго аплодировали стоя, как и весь зал.

То же могу сказать и о себе. Признаюсь, прочитав несколько зрительских отзывов о спектакле, готовился увидеть занимательную мистическую сказку с элементами хоррора, как всегда блистательно исполненную федотовскими мастерами–актерами. И был несказанно поражен, обнаружив такие глубины гоголевской повести, о которых раньше и не подозревал!

Федотов сотоварищи, написав инсценировку по знаменитой повести, создали на редкость, яркое, «сочное» театральное полотно, столь динамичное и стремительное, что ты едва успеваешь перевести дух, следя за известными тебе с детства сюжетными коллизиями. Но «Вий» в прочтении Федотова – это не только и не столько история о неудачливом пареньке–бурсаке по имени Хома Брут, но трагикомическая притча о жизни и смерти, о любви и ненависти, о возмездии за те поступки, которые мы совершаем. Причем вовсе не назидательная и дидактическая, но веселая и разухабистая, сдобренная здоровым крестьянским юморком, порой весьма «перченым». Хотя, конечно, Федотов, сумел, как всегда, поразить зрителя чисто постановочными эффектами: превращениями Панночки и поразительными перемещениями ее в пространстве, полетом Хомы верхом на ведьме, появлением «симпатяги» Вия и т. д. Порой, глядя на это, ощущаешь не просто бегущие по телу мурашки, но приближение самого настоящего «кондратия». Между тем, надо отдать должное такту постановщика: ему не изменили чувство меры и хороший вкус, и ты ни разу не сказал себе: «Ну, это уж слишком!»

У Федотова блестяще решен изобразительный ряд спектакля. Казалось бы, незамысловатая декорация: покосившаяся кадка с водой, телега со сломанным колесом, дощатые ворота хуторов. Но все это создает удивительно теплую, основательную атмосферу крестьянского быта, но при этом рождает ощущение беспокойства и какой–то сосущей тоски, которая лишь усиливается в сценах разудалой гульбы славных казаков, а потом и вовсе накрывает тебя с головой…

Актеры театра «У Моста» потрясают всегда. Произошло это и в «Вие». Порой трудно подыскать адекватные эпитеты для описания того, что они делают на сцене. Это какая–то непостижимая органика, способность к «эмпатии» и абсолютному перевоплощению, причем не назойливому, а мягкому и мудрому. Такова троица, как сказали молодые зрители, «прикольных» казаков (Владимир Ильин, Сергей Мельников и Илья Бабошин), с которыми общается и пьет горилку Хома. В них – бездна неистощимого народного юмора, радости бытия, доброты и щедрости. Но надо видеть, какими серьезными, печальными и даже трагическими становятся глаза и интонации этих балагуров, когда они ощущают приближение финала трагедии Хомы.

На редкость обворожительна и «ядрена», но, при этом трогательна и мудра Параска Софии Шустовой. Замечательная актриса, несмотря на свои юные годы, сумела прочувствовать и донести до зрителя какую–то исконную, затаенную бабью тоску о любви, мужском тепле и острое желание стать опорой для близкого человека. Чему, увы, сбыться не суждено…

Образ Панночки решен Сергеем Федотовым и актрисой Марией Новиченко остро, пронзительно и виртуозно. Но замечательная актриса – одна из премьерш театра – заставляет тебя не только ужасаться, но и сопереживать этому медноволосому, почти бесплотному инфернальному существу, душа которого, судя по всему, когда–то была проклята, отчего ее телесная оболочка в образе ведьмы вынуждена вечно скитаться в подлунном мире в поисках новых жертв.

Тонок и чрезвычайно неоднозначен образ Хомы, созданный превосходным артистом Андреем Воробьевым. Он точно играет не просто вечно голодного, жаждущего горилки и плотских наслаждений бурсака, но и «философа», который пытается понять свое пока еще не очень осмысленное существование на Земле. И постепенно постигающего какие–то вечные истины о добре и зле, грехе и возмездии за него, о неизбежности перста судьбы. Актер очень точно играет не только разные психологические состояния своего героя, но и процесс его духовного перерождения, вызванного страшным соприкосновением с потусторонним миром.

Появление в финале представителей Сатаны и самого Вия оказывается «детским лепетом» и просто страшной картинкой по сравнению с трагедией, произошедшей с Панночкой и Хомой. И ты, выходя из зала после бурных оваций публики, чувствуешь нечто похожее на катарсис.   

Павел Подкладов

Фото: театр «У Моста»


IN-календарь
INосказательно
Людмила ГНЕЗДИЛОВА, преподаватель–куратор «Школы социального предпринимательства»

У социального предпринимательства особая миссия – предлагать бизнес­-решения для острых проблем

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края

Тема цифровой экономики определена одним из стратегических направлений развития в Указе Президента.

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

В Пермь, наконец, пришла почти южная жара – а это значит, можно перестать грезить о далеких южных

Александр КАЛИНИН, президент ОПОРЫ РОССИИ

Мне нравится креативность малого бизнеса Пермского края.