Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Мыслить иначе


Мыслить иначе

Не пермский, не российский, а международный Дягилевский фестиваль в последнее время заслуженно носит это звание. Десять фестивальных дней получаются настолько насыщенными, что рассказать о них в рамках одной или двух газетных статей не выходит – Пермь практически ежедневно оказывается наполнена событиями, каждое из которых стоит отдельного рассказа.

Дело не только в мировых премьерах и потрясающей музыке: Дягилевский фестиваль учит Пермь быть той самой культурной столицей. Заставляет мыслить иначе, примерять совершенно иной образ жизни и вслушиваться не в Артюра Оннегера или Густава Малера, а в самих себя. А откроет фестиваль российская премьера оперы «Жанна на костре», анонсированная еще в прошлом году.

«Жанна на костре» – это драматическая оратория про Жанну д’Арк, написанная в 1938 году, — творение двух художников–мистиков ХХ века: композитора Артюра Онеггера и поэта Поля Клоделя. Постановка, которую покажут в Перми, – копродукция Пермского театра оперы и балета, Лионской Национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария).  О главном событии фестиваля пермяки узнали еще год назад. Закрывая фестиваль 2017 года, организаторы проанонсировали «Жанну» в постановке одного из самых востребованных в мире режиссеров Ромео Кастеллуччи. Пообещали в главной роли и одну из самых ярких звезд французской сцены  –  Одри Бонне.

ВДОХНОВЛЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в тридцатые годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю» и «Жанна  на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи — кануну Второй мировой войны и французскому Сопротивлению. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет, а тот увидел в нем такие близкие ему мистические мотивы. Клоделя вообще ценили композиторы середины прошлого века – за его умение сочетать в либретто мистицизм и реализм. Предложение Клоделя стало показать «вершину жизни Жанны д'Арк — смерть на костре в Руане. С этой «точки горения», высшей точки, обозначенной режиссером, она оглядывается на саму себя назад, в 11 сценах разворачивая в обратном порядке свою жизнь – от Жанны умирающей, Жанны торжествующей к Жанне–ребенку. Текст Клоделя создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды написаны на средневековой латыни. Онеггер говорил, что, когда Клодель читал ему свой текст, он видел в нем «музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко».

В «Жанне» действительно ясно и четко сливаются музыкальный рисунок и происходящее на словах действо: Онеггер чем–то напоминает здесь страстного, порывистого, диссонансного Стравинского. Он держит ритм, следуя за стихом: но ритм этот переходит от базарного гула, сорочинного крика через почти напевные французские колыбельные к церковным хоралам, почти готической музыке, опускающейся на слушателя парчовым пологом. Особенно эта атональность, разноголосица чувствуются в сцене суда.  Это многообразие темпов, возможность их интерпретировать по–своему, работать сразу с несколькими слоями звука – то, в чем традиционно силен как дирижер Теодор Курентзис.

В ОСНОВЕ — ДРАМА

Интересно, что российскому зрителю и непосредственно Дягилевскому фестивалю «Жанна на костре» не совсем чужая. Ее партитура написана по заказу самой Иды Рубинштейн, российской меценатки. Да–да, той самой Иды Рубинштейн с портрета Валентина Серова. Ей, сыгравшей почти все знаменитые женские роди, буквально боготворившей Францию, где она прожила всю жизнь, хотелось непременно воплотить образ Жанны д’Арк на сцене. Кстати, многие партии в «Жанне» предназначены именно  для драматических, а не оперных актеров.

Собственно, неудивительно, что за эту в основе своей драму, а не ораторию, взялся Ромео Кастеллуччи, известный в России в основном как драматический режиссер. Для нас его постановки опер в новинку – хотя у него довольно большой оперный бэкграуд, на его счету и Стравинский,  и Вагнер, и Глюка. Ощущения от оперных постановок Кастеллуччи схожие – из систематического, набросанного штрихами образа он вытаскивает личность, рисует ее крупными драматическими мазками, выводит на первый план человеческие и человечные эмоции.

«Жанна на костре» Кастеллуччи начинается еще до начала звучания музыки. Это  гиперреалистические декорации школьного класса за несколько минут до окончания урока. Голос учительницы, пытающейся утихомирить учеников, гул голосов, стук парт. Попытки утихомирить детей заканчиваются звонком, разрывающим условность школьного урока. В опустевший класс приходит уборщик, который выкидывает из класса всю мебель, срывает со стены доску, вскрывает линолеум, вырывает ров, в котором находит меч, и… превращается в Жанну.

ОДИНОКАЯ И ОБНАЖЕННАЯ

Сцену Кастеллуччи целиком отдает Жанне. Она весь спектакль на сцене одна. Несмотря на то, что в Жанне есть еще несколько значимых партий – Маргариты, брата Доминика, Катерины – они словно выведены за пределы истории, ее границы, буквально превращаясь в голоса, которые слышит Жанна. Хотя, безусловно, и эти партии стоит отметить: брата Доминика исполняет Дени Лаван, а Маргариту – Надежда Павлова.

Кастеллуччи играет не только со звуком. Он, в первую очередь, играет с тишиной. Она – часть спектакля, дополнительная декорация, достраивающая до полноценной площади пустую сцену и одиночество Жанны. Выкидывая все лишнее, ненужное, включая одежду своей Жанны, Кастеллуччи, словно ребенка из утробы матери, вытаскивает наружу свою героиню, обнажая не только ее плоть, но, кажется, сами ее мысли. Убивает в ней символизм, созданные вокруг нее завесы и легенды и оставляя саму суть. Одри Бонне, с ее почти графической худобой, с тонкой птичьей костью, идеально вписывается в тот образ ранимой, но такой женственной, человечной и понятной Жанны, слегка нелепой в своем превращении из мальчика в женщину, из женщины – в ребенка. Это постепенное обнажение, отречение от всего, копание в себе идеально ложится на нарисованную Клоделем ленту событий, разворачивающуюся в обратную сторону, от конца к началу.

НОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Значимость для Перми Дягилевского фестиваля и проходящих в его рамках премьер, включая «Жанну на костре», отмечает и руководство края.

– Это, действительно, один из самых успешных и узнаваемых культурных брендов, масштабное событие, которое вышло за рамки Пермского края и за рамки России. Одно из мировых событий, с которым очень плотно ассоциируется наш регион, – подчеркнул на заседании правительства Пермского края губернатор региона Максим Решетников.

С 14 по 24 июня пройдут 32 мероприятия, которые привлекут более 14 тысяч зрителей. В рамках фестиваля в этом году пермякам и гостям краевой столицы представят две мировые и шесть российских премьер. Основными площадками станут уже знакомые Дом Дягилева, Органный зал, Художественная галерея, частная филармония «Триумф». Кроме этого, мероприятия фестиваля пройдут на новых площадках: в ДК им. Солдатова, ТЮЗе, гостинице «Урал», на заводе им. Шпагина.

Для размещения фестивального клуба перед Пермским академическим театром оперы и балета собран тент.

– Без него, фестивального клуба, существование Дягилевского фестиваля уже не представляется возможным. У него очень важная роль – фестивальный клуб вовлекает в театральную и музыкальную жизнь людей всех возрастов, жителей и гостей города, — отметила директор Международного   фестиваля Анна Касимова. – Программа фестивального клуба предусматривает проведение более 80 мероприятий общей продолжительностью более 150 часов.

Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский сообщил также, что в этом году в программу вошли развлекательные мероприятия для семейного отдыха и подростков, образовательные мастер–классы и лекции.

Отметим, учредителем фестиваля является Министерство культуры Пермского края, основным организатором – Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.     

КОММЕНТАРИИ

Теодор Курентзис Теодор КУРЕНТЗИС, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:

- Для меня Онеггер – это автор, который, как некоторые его современники, не только композиторы, находится в некоей смежной зоне. Его так же, как Макса Эрнста или Пуленка, сложно свести к какой–то одной эстетике, одному известному направлению. Онеггеру нужна прозрачность, ясность, и тогда его модерновость, современность бьет буквально в лоб.

Здесь, в Перми, режиссер может работать вместе с оркестром, с дирижером. Я могу долго работать над всеми нюансами, над фразировкой. В опере очень важна совместная работа – а там, где обычно работает Кастеллуччи, в больших оперных домах, часто бывает, что режиссер делает свое дело, а дирижер – свое, и потом эти две части работы механически соединяются. Так не должно быть – и у нас не так. «Жанна на костре» станет первой работой Ромео Кастеллуччи в опере в России. У нас было много общих планов, но до сих пор они срывались. Теперь, наконец–то, все складывается удачно, а в 2020 году мы будем вместе ставить большую оперу на Зальцбургском фестивале.

Ромео КАСТЕЛЛУЧЧИ, режиссер спектакля «Жанна на костре»:

Ромео Кастеллуччи Безусловно, Жанна д’Арк является крайне проблематичным персонажем из–за невероятного числа стереотипов и перегруженности символами, но с другой стороны, это реальный персонаж. Я думаю, что наиболее интересный аспект – одиночество этого героя, роль козла отпущения, что подчеркивается присутствием контекста антропологии религии, очень точного, представленного классическим образом козла отпущения. Это нетипичная опера, потому что главными персонажами являются актеры. В первую очередь это, конечно, Жанна д’Арк, а также брат Доминик в исполнении Одри Бонне и Дени  Подалиде. Думаю, что прежде всего для Одри Бонне участие в такого рода проекте стало колоссальным испытанием. Я искренне считаю, что ее исполнение роли главной героини является основополагающим в этом проекте. Безусловно, это было желание самого Онеггера и Клоделя задействовать на сцене актеров и таким образом добиться интереснейшего смешения театра и оперы.


IN-календарь
INосказательно
Александр КАЛИНИН, президент ОПОРЫ РОССИИ

Мне нравится креативность малого бизнеса Пермского края.  

Виктор АГЕЕВ, первый заместитель главы администрации Перми

В марте депутаты городской Думы одобрили изменения, внесенные в Правила благоустройства и

Максим РЕШЕТНИКОВ, губернатор Пермского края

Совет предпринимателей  – очень важная площадка площадка, на которой мы вырабатываем политику в

Анастасия ПЕТРОВА, и. о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

У деловых СМИ летом работы прибавляется: конец мая означает для нас Петербургский международный