Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Сгореть ради власти и славы


Сгореть ради власти и славы

В Пермском оперном очередная громкая премьера: с 14 по 18 марта меломанов здесь потчевали французским барокко – оперой «Фаэтон» Жана–Батиста Люлли.

Впервые она была представлена зрителям в 1683 году в Версале, в день прибытия туда короля Людовика XIV, или Короля–Солнце, как называли его за любовь к искусству и пышным представлениям. История о сыне Гелиоса Фаэтоне, который из–за собственной гордыни чуть не погубил Землю и был сурово наказан богами, имела огромный успех и стала, по свидетельствам того времени, настоящей «народной оперой».

«Фаэтон» царил на парижской сцене вплоть до середины XVIII века, а некоторые арии из него даже вошли в обиход демократично настроенной публики. В России же эту оперу Люлли не ставили никогда. Поэтому ее премьеру в Перми музыкальные критики уже нарекли прорывом в российской афише.

КАК ЗВУЧИТ ТЕОРБА?

Новая постановка — совместный проект Пермского театра оперы и балета и Королевской оперы Версаля. Над ним работала команда мастеров барочного театра под руководством режиссера Бенжамена Лазара и худрука и дирижера ансамбля Le Poeme Harmonique Венсана Дюместра.

– Почему в ответ на предложение Теодора Курентзиса сделать вместе какой–то большой проект мы выбрали именно «Фаэтон»? – переспрашивает Бенжамен Лазар. – Потому что, во–первых, он отражает политические и исторические события эпохи. Во–вторых, из–за музыки, которая несет в себе все волшебство и грацию барочного стиля.

Специально для премьерных спектаклей был создан сводный оркестр, в который вошли музыканты из французского ансамбля Le Poeme Harmonique и из пермского оркестра musicAeterna. И все они в этом новом коллективе, ведомом музыкальным руководителем и дирижером постановки Венсаном Дюместром, играют на уникальных старинных инструментах.

Справедливости ради, работать с историческими инструментами нашим музыкантам уже доводилось – достаточно вспомнить «Королеву индейцев» Перселла в постановке Питера Селларса и Теодора Курентзиса. Но чтобы оркестр целиком и полностью соответствовал XVII веку – в таком спектакле оркестранты musicAeterna музицируют впервые. И делают это великолепно.

Звучание и вид клавесина, лютни, виолы, а особенно теорбы, похожей на современную гитару, только с двумя грифами, стали открытием и для зрителей. Во всяком случае, в антракте они буквально облепили оркестровую яму, разглядывая диковинную аутентичность и снимая ее на свои смартфоны. Жаль, пообщаться с французскими музыкантами нашим меломанам почти не удалось – языковой барьер.

А вот артистам хора musicAeterna, участвующим в «Фаэтоне», покорился не только французский, но и старофранцузский. Ведь в опере присутствуют обе разновидности очень красивого, но очень непростого языка: пролог, действие которого разворачивается уже после всемирной катастрофы, спровоцированной главным героем, исполняется на современном французском языке, а все пять актов – на том, что был в XVII веке.

Пермские артисты признаются: так детально над барочным спектаклем они никогда раньше не работали: занятия с коучами, освоение новой для себя дикции (три столетия назад французы не грассировали так выпукло, как теперь), знакомство с особой жестикуляцией… Зато какой результат: четверо солистов хора, пройдя кастинг у признанного знатока барочной музыки Венсана Дюместра, поют в «Фаэтоне» наравне с корифеями этой эстетики! Более того, отмечая исключительные способности и трудолюбие наших артистов, Дюместр назвал musicAeterna ни мало ни много «хором солистов».

НОВЫЕ СМЫСЛЫ БАРОККО

При том, что новая опера заявлена как аутентичная, ее постановка абсолютно современна. Никакой реконструкции театра барокко. На сцене смешались разные эпохи: с одной стороны – Древний Египет, где происходит вся эта история; с другой – Франция времен Людовика XIV, где создавалась музыкальная трагедия Жана–Батиста Люлли и его соавтора, либреттиста Филиппа Кино; с третьей – современность.

– Нашей задачей было не просто дать зрителям ключи к пониманию старинной музыки, в том числе ключи визуальные, – поясняет режиссер–постановщик Бенжамен Лазар, – но и интерпретировать традиционные средства выразительности по–новому, придать им новое звучание.

Вот один лишь пример. Танец для Короля–Солнце всегда служил и развлечением, и средством коммуникации: он даже некоторые свои приказы отдавал подчиненным танцуя. Но с 1670 года танцевать король перестал, хотя этот язык по–прежнему оставался для него значимым. В результате в нынешней версии «Фаэтона» вместо положенных у Люлли балетных сцен появились «танцующие» картинки. И такой видеоряд, помимо погружения в спектакль, есть не что иное, как реминисценция сегодняшнего времени.

Поначалу подобные вещи, возможно, считываются не всеми. Новая постановка должна вас втянуть. Но когда втянет – не отпустит до конца. И вы будете наслаждаться музыкой, исполняемой виртуозно и в то же время душевно. Испытывать внутренний трепет от прекрасных голосов и актерской игры вокалистов. Следить за отношениями Фаэтона (Матиас Видаль) с Теоной (Виктуар Бюнель) и Эпафа (Лиеандро Абади) с Либией (Ева Зайчик). Ну и, конечно, пытаться понять, для чего мрачному, неврастеничному Фаэтону, сыну бога Солнца, который никогда не видел собственного отца, так важно доказать окружающим свое божественное происхождение.

Когда же он, наконец, встречается с Гелиосом (Сирил Овити) и тот подтверждает, что он и вправду его сын (этот диалог – одна из самых сильных сцен спектакля), неуемный честолюбец решает прокатиться по небу на солнечной колеснице. Никакие предупреждения об опасности ему нипочем: «Смерть не страшит меня, о ней я мыслю здраво. Умру, сей миг ценя, объят бессмертной славой!» И сбывается пророчество эфиопского царя Протея (Виктор Шаповалов): поднявшись ввысь, Фаэтон теряет управление колесницей. Сраженный молнией, он срывается вниз и гибнет.

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ТРОН?

Античный миф, положеный в основу оперы, на самом деле очень современен. Ведь темы любви, власти, человеческого эгоизма вечны.

– Это богатейший материал и с музыкальной, и с эстетической точки зрения, и с точки зрения психологии персонажей, проникновения в их суть. Почему ради мирового признания, ради власти человек жертвует любовью и вообще всеми человеческими чувствами? Почему столько интриг вокруг завоевания трона? – размышляет хормейстер–постановщик, главный хормейстер Пермского театра оперы и балета Виталий Полонский. – Мне кажется, такие сюжеты мы должны созерцать как можно чаще. Должны чаще думать об этом. По–моему, в новой опере каждый сможет найти себя. Только иногда мы боимся себе в этом признаться. А это действительно трагедия. Общечеловеческая. Потому что один человек может привести к гибели всего мира.

Совсем скоро, в мае, французско–российская премьера «Фаэтона» состоится во Франции, в Версале. И если сначала постановщики полагали, что это будет несколько иная постановка, поскольку речь идет все же о разных странах, то потом остановились на идее, что разница восприятия зависит не от страны, а лишь от глаз смотрящего. Поэтому решили полностью сохранить все постановочные элементы.

Кстати, это уже не первый случай, когда Пермский оперный возвращает великую музыку в то место, где она создавалась. Так было в прошлом году в Зальцбурге с Моцартом, так будет нынче в Версале с Люлли. Сложно представить, чтобы Россия пригласила, допустим, немецкий хор для исполнения здесь, к примеру, «Всенощной» Рахманинова. А пермский хор musicAeterna европейцы приглашают! И это безусловное подтверждение его высочайшего уровня.

Впрочем, для пермских зрителей не менее важно, что руководство театра намерено оставить «Фаэтон» в нашей афише, сделав его репертуарным спектаклем. По крайней мере, кастинг среди артистов театра, способных заменить приглашенных звезд, уже проводится. Ибо собрать вновь такую же интернациональную команду достаточно тяжело – рабочий график у всех очень плотный.

Так что возможность услышать французское барокко и задуматься о готовности сгореть ради собственного сияния у нас еще будет.

Вера Шуваева


IN-календарь
INосказательно
Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае

Радует, что заседания Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата стали регулярными 

Геннадий САНДЫРЕВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ

Вопрос развития массового спорта в России – один из очень важных.   

Александр СИДЯКИН, первый зампредседателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно–коммунальному хозяйству

С удовольствием принял участие в V всероссийском съезде региональных операторов капремонта в Перми.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

У меня остается ощущение, что все наши успехи и достижения – маленькие островки в бушующем море