Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Наталья АРИНБАСАРОВА: «Во время звучания органа я возношусь к Богу…»


Наталья АРИНБАСАРОВА: «Во время звучания органа я возношусь к Богу…»

Народная артистка РСФСР, бывшая жена Андрона Кончаловского и мать режиссера Егора Кончаловского, впервые побывала в Перми в рамках Международного фестиваля органной музыки Пермской филармонии.

Вместе с органисткой из Татарстана Ладой Лабзиной Наталья Утевлевна представила музыкально–драматическую композицию «АЗ и Я» по мотивам произведений Чингиза Айтматова. А до концерта она рассказала IN о своей дружбе с выдающимся писателем, о том, почему внука назвали Тимуром и как в детстве пугала подруг своими колдовскими способностями.

– Наталья Утевлевна, Вы действительно впервые в Перми?

– Да, и приехала с большим удовольствием, потому что к Перми у меня особое отношение еще с детства: я училась балету и знаю, что пермская балетная школа очень хорошая – она уверенно конкурирует с московской и ленинградской. Оттуда приезжали потрясающе талантливые девочки. Пермь – великий город.

– Сколько времени существует проект «АЗ и Я»? Как возникла его идея?

– Проекту уже несколько лет. Первый концерт был в Астане, где Нурсултан Назарбаев впервые озвучил идею о Евразийском пространстве. Что все мы едины, должны быть вместе. А эту программу–заявление, чтобы подчеркнуть значимость идеи Евразийского пространства, придумала Вера Таривердиева, известный музыковед и супруга композитора Микаэла Таривердиева. Она и пригласила меня участвовать в своем проекте. Тем более что Микаэл Таривердиев и Чингиз Айтматов очень дружили и очень любили друг друга. Таривердиев писал органную музыку на темы Востока, и эта музыка звучит в нашей программе. Как и музыка других композиторов – японских, казахских и русских классиков – Бородин, Римский–Корсаков.

Вера придумала программу «АЗ и Я» по названию книги Олжаса Сулейменова, посвященную «Слову о полку Игореве» и следам Великой Степи в нем. Я там читаю четверостишие Олжаса, потом идут отрывки из поэтической прозы Чингиза Айтматова – «Прощай, Гюльсары!», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Тавро Кассандры» и других. Премьера прошла в Астане, там очень красивый зал, затем – в Калининграде, Красноярске, Казани. Позже мы ездили с концертом в Японию – его организовали потрясающие органистки – Лада Лабзина и Хироко Иноуэ. Программа везде вызвала интерес, она абсолютно штучная.

Мы очень редко показываем этот концерт, потому что можем выступать только в городах, где есть органный зал. А в Перми замечательный, очень красивый Органный зал, прекрасная акустика и очень чуткая, внимательная публика.

Прозу Айтматова я читала еще в юности, когда начала сниматься в своем дебютном фильме – «Первый учитель». Перечитала ранние произведения. А перед тем, как приступить к работе над этой программой, снова перечла. Айтматов очень мудр и тонко понимает людей, их психологию, начиная от Чингисхана до самых простых бедняков. В его книгах – целый айтматовский мир. И я очень польщена, что в 2012 году в Англии, в Международной академии имени Чингиза Айтматова, мне вручили красивый приз как айтматовской героине. Хотя я играла всего двух его героинь – Алтынай в фильме «Первый учитель» и Джамилю в одноименной картине.

– Когда Вы читаете произведения такого великого мастера слова, слышите музыку, какие ощущения Вы испытываете, что происходит внутри?

– В программе звучат драматические отрывки с трагическим концом. Мне лично очень нравятся отрывки из «Белого парохода», из «Тавро Кассандры», из «Чингисхана». Я женщина, но мне очень приятно воплотиться на какое–то время в Чингисхана, понять его устремления, его психологию, его жажду господства над людьми. Поэтому я очень благодарна и Вере Таривердиевой, и Чингизу Айтматову за то, что я в этом во всем участвую. Я актриса, снимаюсь в кино, а это новая для меня форма деятельности. Очень интересная. С юности я любила орган и везде, где была возможность, старалась попасть на концерт органной музыки – в Прибалтике, в Абхазии. Орган для меня – невероятный, потрясающий инструмент, устремленный к небу, к Богу. А люди, маленькие фигурки, которые играют на нем, – небожители – очень приятные, одухотворенные, светлые. Во время звучания органа я возношусь к Богу.

Проект подарил мне знакомство и с удивительно вдохновенной Верой Таривердиевой, человеком от Бога, и с Ладой Лабзиной – потрясающим, мощным музыкантом из Татарстана. Кстати, она провела в Перми мастер–класс для студентов, обучающихся игре на органе. Жаль, мне не предложили ничего подобного, я бы тоже могла поделиться кое–каким опытом с будущими актерами. Ну ничего, надеюсь, все еще впереди…

– Вы лично были знакомы с Чингизом Айтматовым?

– Да. Момент нашего знакомства я помню очень хорошо. Это произошло, когда я снималась в фильме «Первый учитель». Мои кинопробы смотрел художественный совет, и в первую очередь – Чингиз Торекулович. Ему было очень важно знать, кто будет играть его любимую героиню Алтынай. Это было в 1964 году, но я все помню, как сейчас. Нас с мамой не пустили в зал, где шел просмотр. Мы сидели на лавочке, и мама, которая была категорически против съемок, вдруг заволновалась, заерзала и сказала мне: «Доченька, неужели ты не пройдешь?».

И вот все члены художественного совета выходят из зала, а рядом с Андроном Кончаловским идет очень красивый молодой человек. Чингизу Айтматову тогда было всего 35 лет, а он уже был лауреатом Ленинской премии. Они подошли, и Андрей сказал: «Хочу тебя познакомить с Чингизом Айтматовым». Я помню взгляд Чингиза Торекуловича – удивительно глубокий, проникающий в твою суть, но при этом очень теплый. Так умеют смотреть только очень большие писатели или очень большие режиссеры.

Не помню, о чем мы тогда говорили, потому что я ужасно стеснялась. Но потом мы дружили, он бывал у нас в гостях. Встречались мы и на вручениях литературных премий. Всегда очень тепло интересовался – как дети, как дела. Сохранилась фотография нашей последней встречи на фестивале…

Он ушел из жизни внезапно. И я очень жалею, что из–за своей застенчивости не смогла с ним общаться больше.

Чингиз Айтматов очень любил кино и дружил с кинематографистами. Я считаю, что феномен киргизского кинематографа проявился за счет того, что у них был Чингиз Айтматов. Чингиз Торекулович был для режиссеров питательной средой, таким ядром, вокруг которого они все группировались. Он даже помогал им пробивать фильмы на экран, ведь очень многие картины не принимало киргизское руководство. К примеру, «Первого учителя». А в фильме «Джамиля», который снимала на «Мосфильме» талантливый режиссер Ирина Ивановна Поплавская, Чингиз Айтматов даже сам читает авторский текст за кадром. Он очень любил эту свою повесть.

– Недавно из Киргизии пришла невеселая новость о том, что там собираются объявить государственным праздником день антирусского восстания 1916 года. Как Вы думаете, понравилось бы это Чингизу Айтматову?

– Впервые об этом слышу. Но, думаю, ему бы очень не понравилась идея. Чингиз Торекулович был человеком мира. Писал на русском языке, за это его ругали. А потом он стал писать также блестяще на киргизском. Айтматов переведен на все языки мира. Его очень почитают и в Англии, и в Германии, и в других странах.

– Как Вы считаете, ему незаслуженно не досталась Нобелевская премия по литературе?

– Убеждена, что совершенно незаслуженно! Айтматов, на мой взгляд, самый значительный писатель XX столетия, и его обязательно нужно читать.

– Вы сказали, что снова перечитали Айтматова, а что еще Вы любите читать?

– Очень люблю исторические книги. Валентина Пикуля, Василия Яна, про того же Чингисхана, про Тамерлана. У меня недавно родился внук, мы его Тимуром назвали в честь Тамерлана.

– У Вас есть роли гадалки и шаманки (фильмы «Все ради тебя» и «Одна любовь души моей»)? Нет ли у Вас самой паранормальных способностей?

(Смеется): – В детстве могла предугадывать события и даже пугала своих подруг, если они меня вдруг разозлят: «Вот наколдую вам по десять детей. Что вы с ними делать будете?». Но это, конечно, было не всерьез. Хотя, все, что я предсказывала, сбылось.

Маргарита Неугодова


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН, председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы ФС РФ:

Авторитет Строгановской премии – как главной награды Пермского края и нашего землячества – растет 

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Новые «майские указы» и новое правительство – главная политическая тема обсуждения этой недели