Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Как настоявшееся вино


Как настоявшееся вино

В рамках проекта «Легенды пермского театра» пройдет концерт, посвященный Ольге Захаровой и Владимиру Елину.

«Легенды пермского театра» – проект, посвященный людям, которые сыграли особую роль в развитии Пермского театра оперы и балета. Рассказать о тех, кто завоевывал славу для пермских подмостков, в театре решили с помощью специальных концертов, выставок и творческих встреч.

Героями очередного концерта, который состоится 10 февраля в частной филармонии «Триумф», стали солисты пермской оперы, блиставшие на сцене в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века, – Ольга Захарова и Владимир Елин. Эта супружеская пара взошла на пермскую сцену рука об руку в 1958 году – и стала настоящей легендой нашего театра.

– Когда была придумана идея творческих концертов «Легенды пермского театра», Андрей Борисов, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета, предоставил нам список – в нем было примерно двадцать человек. Это те люди, которые очень много сделали для нашей оперы и которые и по сей день живут в Перми. К сожалению, Ольги Захаровой не стало в прошлом году – но мы готовили концерт вместе с Владимиром Елиным, основываясь на его воспоминаниях, фотографиях, записях. Сохранилось очень много материалов, и среди них – яркие, живые выступления этой пары, как дуэты, так и сольные номера, – рассказывает режиссер концерта Олег Иванов.

Петь в Пермском оперном театре Ольга Захарова и Владимир Елин начали ровно 60 лет назад, в 1958 году, сразу после окончания Московской государственной консерватории. Работы в Пермском театре оперы и балета было много – колоратурное сопрано, Ольгу Захарову, здесь ждали пять лет! В первом же сезоне ее включили сразу в две постановки.

– Советский Союз находился в изоляции – в том числе и в культурной. Это сейчас мы знаем: если в театре нет нужного голоса, для нас открыт весь мир, мы можем пригласить солиста откуда угодно. А тогда искать солистов и воспитывать их приходилось самим, рассчитывать можно было только на себя, – рассказывает Олег Иванов. – Пермской опере везло с артистами. Например, партии колоратурного сопрано, которым обладала Ольга Захарова, – это в основном партии молодых девушек, лирических героинь. Поэтому считается, что век колоратурного сопрано не долог – и удивительно, как много и как долго на пермской сцене работала Ольга Андреевна, насколько полно она отдавала себя театру.

Ценители театра много лет называли Ольгу Захарову «хрустальным сопрано» пермской оперы. На ее счету – 25 партий за 24 сезона. В некоторых ролях певица выходила на сцену более 100 раз. Она исполняла партии Аси («Сестры» Кабалевского), Виолетты и Джильды («Травиата» и «Риголетто Верди), Золушки («Хрустальный башмачок» Гокиели), Лейлы («Искатели жемчуга» Бизе), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), Снегурочки (одноименная опера Римского–Корсакова), Мюзетты («Богема» Пуччини), Олимпии («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта). Специально «под Захарову» и ее голос начали ставить премьерные спектакли. А кроме театра было множество концертов, записей на пермском и всесоюзном радио.

– Есть одна особенность театра в провинции. В Москве в советское время было несколько театров – Большой театр, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича–Данченко. В Перми же по сути театр оперы и балета один. И он должен брать на себя все функции – и просветительскую, и воспитательную, и новаторскую, и образовательную, – говорит Олег Иванов. – И артистам приходилось работать в совершенно безумном ритме, который мы сейчас даже представить не можем: не только репетировать и выступать в самих операх, но и участвовать в городских концертах, снимать записи для телевидения, ездить по области... И петь в совершенно новых советских операх, многие из которых сегодня забыты. Так, например, Ольга Андреевна пела партию колхозницы в опере Родиона Щедрина «Не только любовь».

Имя мужа Ольги Захаровой – Владимира Елина – стало синонимом высочайшего профессионализма и сценической культуры. А репертуар – и оперный, и камерный – поражал своим разнообразием: кто–то из зрителей вспоминает его партию дона Базилио из «Севильского цирюльника», а кто–то знает Владимира Елина как первого пермского исполнителя песни Давида Тухманова «День Победы». «Певец, который всегда готов», – так говорили про Владимира Елина режиссеры. На сцене Пермского театра оперы и балета этот знаменитый бас провел 49 сезонов – и почти никогда не отменял своих выступлений.

– Это было такое время, когда артисты отдавались театру полностью, – рассказывает Олег Иванов. – При подготовке концерта мы нашли одну из записей пермского телевидения – на ней Владимир Елин поет арию «Кочубея» из оперы «Мазепа» Петра Чайковского. Спрашиваю: «Когда Вы успели сделать запись в декорациях? Ведь постоянно сцена занята, выступления, репетиции». Он отвечает: «А мы ночью записывали». Спокойно так, будто это в порядке вещей... Вы представляете, что нужно предложить, чтобы сейчас ведущий артист дополнительно к спектаклю согласился снимать ночью запись для пермского телевидения?

Владимир Елин исполнял практически все басовые партии в операх, имевшихся в репертуаре пермского театра. Наиболее выдающимися сценическими образами артиста считаются Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Кочубей («Мазепа» Чайковского), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Мефистофель («Фауст» Гуно), Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Римского–Корсакова), Уберто («Служанка–госпожа» Перголези).

– Яркий пример того, насколько разнообразен и полон талант Владимира Елина – его работа над оперой «Сказки Гофмана» Оффенбаха, – рассказывает Олег Иванов. – В ней четыре басовых партии – и театры при постановке «Сказок» идут двумя путями. У кого–то эти четыре партии исполняют разные артисты. В идущей сейчас постановке Пермского театра оперы и балета все четыре партии поет один исполнитель. Такое же решение было принято режиссером прежней постановки, и Владимир Елин с этими партиями блестяще справился, создав в рамках одной оперы четыре совершенно разных образа.

Но «не оперой единой» был знаменит среди пермяков Владимир Елин. Он постоянно сотрудничал с военно–духовым оркестром В. И. Лицмана, концертировал во время массовых праздников на городских площадях и улицах, выступал на радио и телевидении, даже побеждал в конкурсах артистов эстрады наравне с Иосифом Кобзоном и Муслимом Магомаевым.

Концерт «Легенды пермского театра», посвященный Ольге Захаровой и Владимиру Елину, будет состоять из двух частей. Первая – это воспоминания о пермских исполнителях, записи их дуэтов. Вторая – концерт современного поколения пермских оперных певцов, на котором будет присутствовать сам Владимир Елин.

– Концерт мы готовили с «двух точек». В первую очередь, это пожелания Владимира Владимировича. Так, например, именно он захотел, чтобы на концерте прозвучал дуэт Папагены и Папагено из оперы «Волшебная флейта». Потом спросил, есть ли у нас кто–то, кто поет «Лакме» Лео Делиба. Так мы включили в программу «Стансы Нилаканты» и цветочный дуэт Лакме и Маллики, – рассказывает Олег Иванов. – Вторая точка, с которой мы смотрели на подбор произведений для концерта, – это наши возможности. А что у нас сейчас есть в репертуаре, что мы можем показать зрителю, что исполняют наши ребята? Сейчас это вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини, например.

В итоговый концерт вошли дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы «Дон Жуан» Мацарта, дуэт Розины и Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Россини, ария Сусанина из «Жизни за царя» Глинки, ария Мельника из «Русалки» Даргомыжского, серенада Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно и другие произведения. Их исполнят солисты Пермского театра оперы и балета Наталья Кириллова, Ольга Попова, Наталья Буклага, Эдуард Морозов, Александр Погудин, Владимир Тайсаев.

– Уверен, любителям оперы знакомо каждое из выбранных нами произведений. И все номера – очень яркие, запоминающиеся – как, например, частушки Варвары из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина в исполнении Натальи Буклаги. Сейчас концерт – как выдержанное вино, которое ждет своего ценителя, – улыбается Олег Иванов.

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН, председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы ФС РФ:

Авторитет Строгановской премии – как главной награды Пермского края и нашего землячества – растет 

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Новые «майские указы» и новое правительство – главная политическая тема обсуждения этой недели