Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Вы вечно молитесь своим богам…


Вы вечно молитесь своим богам…

Говорят, в баиянской гавани существует поверье: новая звезда загорается на небе, когда умирает бесстрашный человек. Чуть меньше полувека назад эта гавань и ее отчаянные герои стали родными советскому зрителю благодаря культовому для наших родителей фильму Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров».

На роман Жоржи Амаду была внушительная запись в библиотеках, книга бережно передавалась из рук в руки, а «Марш рыбаков» Доривала Каимми, самого выросшего в Баии, звучал с маленьких пластинок журнала «Кругозор». Именно такая была у моих родителей. Студии звукозаписи выпускали знаменитый саундтрек «на костях» сотнями, а в конце
1990–х годов легендарный хит в новом звучании нам вернула группа «Несчастный случай». Почему история этих мальчишек интересна сегодня, и каждый постановщик видит ее ценность вне времени, «рисуя» картину по–своему?

Любовь — это бархатное покрывало

Они готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидуешь тем, кто окажется на пути. При этом у этих подростков – огромное желание любить и быть любимыми. В убогой жизни героев Амаду неизменно присутствует поэзия. Капитаны песка, «одетые в лохмотья, грязные, голодные, агрессивные, сыплющие непристойностями и охотящиеся за окурками, были настоящими хозяевами города, они были его поэтами».

У каждого из мальчишек свои воспоминания и мечты. Кто–то видит себя в будущем священником, кто–то – писателем, художником или отчаянным гангстером. Но это там, далеко в мечтах, до исполнения которых надо дожить, не получив пулю во время налета, не сгинув от оспы. Для полиции они – лишь «бродячие псы». Для «честных горожан» – отбросы, мешающие жить. Они – это Педро Пуля, в 15 лет узнавший, что его отец погиб на забастовке; 14–летний Кот, ставший любовником взрослой женщины, элегантный, насколько позволяют условия жизни в «коммуне»; Профессор, избитый за рисунок на асфальте, мечтающий учиться. Теперь с ними и Дора, потерявшая родителей и заменившая беспризорникам мать и сестру.

В фильме Бартлетта половина малолетних актеров, принявших участие в съемках фильма, были убиты через полгода после его создания. Просто это были настоящие беспризорники, которые так и не смогли пережить то суровое время. Фильм переносил действие в 1970–е годы, а главные герои – постарше литературных. Возможно, для того, чтобы показать в то время подростковый секс, нужна была большая смелость.

Восемь лет назад менее громко прошла еще одна версия «Капитанов песка», снятая внучкой писателя Сесилией к столетию Амаду. Критики оценили передачу духа и колорита Баии в киноленте, Сесилия Амаду пыталась далеко не отходить от текста. В бразильской версии дети играют детей. Но, кажется, эта история недотянула до первой версии в плане душевности. Не зацепила.

Увидеть в большой книге — маленькую пьесу

О том, что история, рассказанная Амаду, вне времени, уверена и творческая команда Владимира Гурфинкеля, представившая пермскому зрителю свою версию «капитанов».

В постановке ТЮЗа вы не увидите перекличек ни с одной из экранизаций. Нет в спектакле и знаменитой песни. Музыка к постановке написана замечательным композитором Виталием Истоминым, постоянным соавтором Гурфинкеля. Создать крутые костюмы и сценографию и при этом войти в скромный бюджет – задача, с которой всегда блестяще справляется Ирэна Ярутис. И, конечно, спектакль Владимира Гурфинкеля сохранит и любовь, и драки, и чувство свободы – все, за что любили книгу и фильм наши родители.

Илья Губин – автор инсценировки романа, который, по признанию Гурфинкеля, «умеет делать драму, отказавшись от собственной спеси, способен увидеть в большой книжке маленькую пьесу». И если для постановки Гоголя Ильей «сжигалось» 13 версий будущей пьесы, то в этом случае сразу родилась одна история:

– Я оставил только центральные линии, которые раскрывают главную, на мой взгляд, тему произведения – тему судьбы.

В спектакле нет временной направленности. Эта история могла произойти в 30–х годах прошлого века и в условном будущем, чуть левее – правее, уверены создатели спектакля, не имеет значения. Владимир Гурфинкель признается:

– Сейчас этот замечательный роман потребовал от нас совсем другого подхода. Он ищет ответы на самые главные вопросы. Когда человек становится на ноги и учится ходить, он еще и учится падать. Лишь научившись падать, он научится ходить. Лишь совершая ошибки, если у него внутри есть гигантские поползновения прожить подлинную жизнь и сделать что–то важное, он становится личностью. Наш посыл – о свободе, ради которой человек способен принять смерть. Даже любовь здесь – приобретение свободы.

К премьере — через травмпункт   

Если уж за дело берется балетмейстер Ирина Ткаченко, то действие спектакля обещает быть невероятно динамичным. «Пой и танцуй – сам все поймешь», – описал когда–то известный мастер бразильскую капоэйру. Без неповторимого колорита, являющимся мужским позиционированием в этих местах, «без этого телесного ключа» в спектакле было не обойтись, уверены создатели. Капоэйра сочетает элементы танца, игры, акробатики, единоборства и имеет древнюю загадочную историю, немного печальную, как звуки беримбао. Правда, без жертв при подготовке к премьере не обошлось. Выяснилось, что многие актеры не умеют делать даже «колесо», но играть в спектакле им очень хочется. Ирине Ткаченко пришлось проделать огромную работу по превращению молодых актеров в настоящих бразильских мальчишек. В итоге: обращения в травмпункты, сломанный палец, потянутая шея и прочие «сюрпризы» от ежедневных тренировок. Несколько артистов выпали из спектакля, в том числе три актрисы – исполнительницы роли Доры. Результат: блестящая хореография Ирины Ткаченко передает мощнейший энергетический посыл в зал.

С первых секунд спектакль задает бешеный ритм, не прерывающийся до самого финала. Творческой группе удалось воплотить историю о любви, свободе и мечтах.

Наверное, немного не хватило каких–то моментов, к примеру, образа священника. Возможно, его мудрость и желание помочь здесь воплощены в старухе–вечности, которую великолепно сыграла Ирина Сахно. Возможно, не хватает каких–то зацепивших ранее в книге и фильме моментов, поясняющих ранимость героев и их привязанность к Доре. Когда Кот вновь переносится в детство, представляя, что мать прикасается к нему, и она, а не Дора, зашивает ему рубашку…

В любом случае спектакль получился очень ярким, органичным. Каждый зритель сам найдет ответы на свои вопросы в этой трогательной, немного грустной и светлой истории о любви, свободе и мечтах. «В карманах у них медяки, одеты они в отрепья, не знают, будут ли сегодня сыты, но зато прелесть этого дня принадлежит им, они свободны…»   

Лиза Шандера

Фото: permtuz.ru/


IN-календарь
INосказательно
Александр МИНКОВИЧ, политический обозреватель, юрист, участник круглого стола «Улучшение облика Перми без ликвидации НТО»

Все должно было начинаться с определения, для кого принимаются те или иные правила. Ради людей. 

Ольга КРАСАВИНА, директор по персоналу АО «ОДК–Пермские моторы»

Получается, что мы готовим кадры для всей промышленности региона.  

Анна КЛЕМЕНТОВА, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Ситуация с «гололедным» травматизмом пешеходов в России в целом обстоит катастрофически.  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», член регионального штаба ОНФ

С 1 января 2019 года в России стартовала реформа отрасли обращения с отходами.