Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

От Малера до Брамса


От Малера до Брамса

В Перми состоялась презентация программы Дягилевского фестиваля–2019. Она прошла в совершенно новом формате: с основными событиями фестивальной программы познакомились не только пермские журналисты – к онлайн–трансляции мог присоединиться любой желающий. И главная изюминка: в ходе специального видеоэфира представители Пермского театра оперы и балета не просто рассказали, что, где и когда будет происходить на фестивале, но и дали слово самим музыкантам и авторам проектов, а также показали фрагменты из их выступлений.

ЗАВОД ИМ. ШПАГИНА СТАНЕТ ШТАБОМ

Нынешний Дягилев–фест откроется 20 мая и продлится одиннадцать дней. Проходить он будет на нескольких площадках. Как на традиционных, к которым относятся Пермский оперный, Органный зал, Театр–Театр, частная филармония «Триумф», так и на новых. И здесь в первую очередь надо сказать о заводе им. Шпагина, еще в прошлом году названном художественным руководителем Дягилевского фестиваля Теодором Курентзисом «невероятным местом».

– Каждый год мы поднимаем планку фестиваля все выше, и держать этот уровень очень сложно, – признался маэстро. – Но мы работаем, есть много идей, а главное – есть в Перми, в самой старинной его части, завод имени Шпагина. Это моя идея: позиционировать центр города именно в таком месте, где появится потом культурный кластер, чтобы новые поколения пермяков узнали Пермь с другой стороны — не как закрытый город, а как открытый. То есть открытие закрытого города. Это очень важная тенденция. Поэтому завод имени Шпагина станет штаб–квартирой Дягилевского фестиваля.

Тут будет работать нынче Фестивальный клуб (хотя и привычный шатер в Театральном сквере останется); пройдет, как и в прошлом году, вечеринка по случаю закрытия фестиваля, где хэдлайнером выступит исландская группа Kaelan Mikla. Кроме того, «Альтернативные проекты российских композиторов» тоже будут тут – с Алексеем Сюмаком и Дмитрием Курляндским в роли «альтернативщиков».

– Этот жест со стороны организаторов фестиваля крайне актуален. Ведь в творчестве многих современных композиторов мы наблюдаем сейчас попытку взаи­

модействия с инструментами популярной музыки, а в популярной музыке – обращение к все более сложным, непредсказуемым структурам и инструментам музыки академической, – пояснил Дмитрий Курляндский, известный пермякам по опере «Носферату», мировая премьера которой состоялась на Дягилев–фесте в 2014 году.

На фестивале этого года прозвучит несколько песен из его нового альбома «Город где». Петь будет Александра Верхошанская, актриса «Электротеатра Станиславский», а партию электроники обещает «изобразить» сам композитор в партнерстве с Андреем Гурьяновым.

КОНЦЕРТОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Одним из главных вопросов, волновавших заядлых меломанов, был вопрос: где состоится открытие Дягилевского фестиваля–2019? Разговоры о переносе его из театра оперы и балета в ДК им. Солдатова оказались небеспочвенными. На презентации прозвучал четкий ответ: да, церемония открытия и концерт пройдут на новой площадке, и аргумент в пользу такого решения – зал в ДК им. Солдатова рассчитан на большее число зрителей, чем зал оперного театра.

Изменилась в сравнении с объявленной год назад и сама программа открытия. Вместо премьеры оперы Альбана Берга «Лулу» (ее постановку отменили из–за недостатка финансирования) зрителей ждет симфонический концерт Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса. Будет исполнена Девятая симфония Малера. Так что традиция обращения к Малеру на каждом Дягилев–фесте, появившаяся с приходом Курентзиса к руководству фестивалем, продолжится и нынче.

А финальной точкой фестиваля станет «Немецкий реквием» Брамса. Исполнит его 30 мая оркестр Mahler Chamber Orchestra, прославившийся исполнением как раз этого «Реквиема». Многие годы он сотрудничает с Теодором Курентзисом в Европе, но в Перми выступит впервые. Важная деталь: выступит знаменитый немецкий оркестр совместно с пермским хором musicAeterna.

На сцену пермской оперы Курентзис поднимется и с концертной версией оперы Моцарта «Идоменей», которую летом он представит в Зальцбурге вместе с режиссером Питером Селларсом.

Вообще, концертная составляющая фестивальной программы ожидается в этом году очень мощной. Именно на концертах сделан основной акцент. Это и первое в России выступление французского ансамбля старинной музыки La Tempête, и концерт двух уникальных хоровых коллективов – пермского musicAeterna и кипрского ByzantiAeterna – с сочинениями Арво Пярта, и исполнение австрийским ансамблем Klangforum Wien произведений одного из лидеров в области экспериментального звучания Георга Фридриха Хааса.

Хотите подробностей? Пожалуйста: пьеса Хааса «Гиена» – предельно искренний диалог с внутренней «гиеной» — алкоголизмом.

– Это музыка, рассказывающая о человеческом переживании, которое случается в любой культуре, – рассказал Хаас. – Она повествует о зависимости, об избавлении от зависимости и о спасении жизни благодаря избавлению. Донести эту идею до слушателей — счастье для меня.

ОСОБЕННЫЙ МОМЕНТ В ЖИЗНИ

В рамках фестиваля пройдут также сольные концерты, в том числе Вадима Холоденко, Алексея Любимова, Джованни Соллима, Антона Батагова. По сложившейся традиции состоится предутренний концерт в зале деревянной скульптуры Пермской художественной галереи (здесь выступит Сесиль Лартиго с волнами Мартено – диковинным инструментом, покорившим пермяков в «Жанне на костре»), за которым последует незабываемая встреча рассвета на Каме. Любителей таинственности, как всегда, ждут piano и струнный gala в Доме Дягилева, проходящие в полной темноте и без объявления программы. Еще один ночной концерт будет посвящен современной музыке: участие в нем примут Полина Осетинская и Московский ансамбль современной музыки.

Традиционный для Дягилев–феста песенный вечер в исполнении сопрано Надежды Павловой и пианиста Алексея Гориболя состоится в «Триумфе». Там пройдет и специально созданный к Дягилевскому фестивалю перформанс «Нить» на музыку Алексея Сюмака (он же режиссер и сценограф). Эксперты уже предсказывают, что новое сочинение этого композитора, отсылающее слушателей и зрителей к древнегреческому мифу о Минотавре, «Божественной комедии» Данте и истории с современными соцсетями, способно растревожить публику не меньше, чем его Cantos, одной из самых обсуждаемых опер последнего времени.

А вот балетных спектаклей на нынешнем фестивале, к сожалению, не будет. Во всяком случае, в программе, сформированной сейчас на 90%, их нет. Но есть драматический спектакль, который, безусловно, привлечет внимание ценителей интеллектуального эксперимента: в Театре–Театре покажут «Старик и море» легендарного Анатолия Васильева с участием Аллы Демидовой.

Продажа билетов на события фестиваля, по информации пресс–службы оперного театра, начнется 18 марта.

И в заключение хочется привести слова пианиста и композитора Антона Батагова, дающие представление об атмосфере Дягилев–феста в целом:

— Уже в седьмой раз я собираюсь приехать в Пермь на Дягилевский фестиваль. Каждый раз это для меня большое событие, очень радостное. Это не просто выйти на сцену и сыграть какую–то музыку, это атмосфера, частью которой каждый участник становится, как только сходит с самолета. Это особенный момент в жизни.
     

Вера Шуваева


IN-календарь
INосказательно
Александр МИНКОВИЧ, политический обозреватель, юрист, участник круглого стола «Улучшение облика Перми без ликвидации НТО»

Все должно было начинаться с определения, для кого принимаются те или иные правила. Ради людей. 

Ольга КРАСАВИНА, директор по персоналу АО «ОДК–Пермские моторы»

Получается, что мы готовим кадры для всей промышленности региона.  

Анна КЛЕМЕНТОВА, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Ситуация с «гололедным» травматизмом пешеходов в России в целом обстоит катастрофически.  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», член регионального штаба ОНФ

С 1 января 2019 года в России стартовала реформа отрасли обращения с отходами.