Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Видите трубку? А это не она!


Видите трубку? А это не она!

«То, что вы видите, таковым не является», – уверенно заявлял Рене Магритт, предлагая нам самим отвечать на вопрос: что будет, если соединить вместе день и ночь, облако и дверь, зонтик и стакан. Чтобы разгадать тайны художника, отправляемся в Центральный выставочный зал на выставку «Рене Магритт. Вероломство образов…», представляющую около 50 литографий из частных собраний Франции, Бельгии и Скандинавии. А заодно узнаем, что связывало Пола Маккартни с магриттовским яблоком.

Ох уж эти яблоко, шляпа–котелок и занавеска – узнаваемые образы, лихо растиражированные сегодня поп–культурой и социальными сетями. Даже если вы очень далеки от искусства, картину «Сын человеческий», с мужчиной в котелке и с яблоком, нахлобученным на лицо, знаете точно. Помните знаменитую «Аферу Томаса Крауна», где герой Пирса Броснана организует кражу в музее, переодевшись вместе с помощниками в этого знакового персонажа в котелке? Даже культовые «Симпсоны» не обошлись без героя с яблоком.

Я ТАК ВИЖУ

О невыносимой легкости бытия бельгийского художника накануне открытия выставки мы беседуем с директором Центрального выставочного зала Мариной Фельдблюм.

– Этой осенью Вы уже познакомили нас с литографиями другого гения сюрреализма – Сальвадора Дали. Одна эпоха, и они такие разные…

– Картины Дали переносят нас в мир фантастический, в атмосферу некой Страны чудес. А Рене Магритт писал действительность. Да, не удивляйтесь, именно действительность, но раздвигая ее границы. В отличие от других сюрреалистов, он показывает нам совершенно будничные, повседневные вещи, создающие обманчивый эффект. Удивительный человек, он хотел изменить наш взгляд на мир, на реальность. При этом сам бежал от нее — как будто в воображаемую дверь, которую часто изображал на картинах. Магритт любил метаморфозы. Весь его мир немного напоминает картины из Зазеркалья, где птица становилась облаком, Пизанская башня могла стать очень маленькой, а стул — огромным. Благодаря своему неповторимому визуальному языку этот выдающийся бельгийский художник стал одним из самых знаковых живописцев XX столетия.

– Критики всегда находили толкования этим меняющим реальность будничным вещам?

Империя света – Все возможные толкования своих работ Магритт не очень–то любил. На картине «Империя света» день и ночь нарисованы одновременно — и это создает удивительное ощущение. Когда Магритта спрашивали, зачем он нарисовал невозможный мир, он удивлялся. Почему не реальный? И утверждал, что показал реальность: день и ночь на Земле бывают одновременно. Картину «Влюбленные», где лица укутаны тканью, психоаналитики ассоциируют с памятью художника о погибшей матери. Мать 12–летнего Магритта покончила жизнь самоубийством, прыгнув с моста в реку. Когда труп нашли, голова его была обернута легкой газовой тканью. Сам Магритт отмахивался от этого и прочих объяснений, он ненавидел психоанализ, особенно в творчестве, устав уверять всех фрейдиствующих критиков, что детство ни при чем. Он так видит!

Его считали грустным человеком, и это тоже ошибочно. В последние годы войны в работах Магритта появляется много цвета, как будто он хотел дать надежду. Вместе с друзьями снимал в 1960–1970–е забавные фильмы.

ОТПРАВИТЬ ГЕГЕЛЯ НА КАНИКУЛЫ

– Кстати, «Вероломство образов» – как раз картина, изображающая курительную трубку с надписью «Это не трубка»? Что это?

 – Все очень просто. На все вопросы Магритт парировал, что надпись и обозначает, что на картине не трубка, а изображение трубки. «Трубка? Ну так набейте ее табаком! Закурите ее! Не можете? Значит, не трубка!»

Магритт вообще любил давать своим картинам непонятные названия, а вы, мол, разгадывайте ребус, как можете. Например, картина, где изображен стакан на зонтике, называется «Каникулы Гегеля».

Люди на его картинах смотрят в зеркало и видят в нем свою спину. Магритт говорил, что сделать портрет незнакомого человека просто невозможно, потому что вы не знаете его, а иллюзия сходства останется просто иллюзией. Он писал: «Мои картины – видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, ты задаешь себе простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое».

Именно это умение видеть в будничных вещах загадочное и привело Рене в Брюссельскую академию изящных искусств. Он учился там два года, а потом устроился на фабрику – выполнял эскизы рекламы и рисовал плакаты к фильмам. Там же Магритт встретился с той, которая станет его возлюбленной, музой и проживет с ним до смерти художника – Жоржеттой. Именно она дала возможность видеть всем нам его работы, обратившись к специалистам по литографии. Сегодня его картины не представлены ни в одном российском музее. Все, что есть на выставке, предоставили нам частные коллекционеры скандинавских стран, Франции и Бельгии.

В 1950–е годы Магритт был совсем не богатым, во Франции он поначалу считался аутсайдером, сюрреалисты не признавали его своим. Популярным он стал после Америки: выставка в 1954 году в Нью–Йорке стала переворотом, и ее посетили Уорхол, Раушенберг, Лихтенштейн.

ЯБЛОКО МАГРИТТА ВДОХНОВИЛО THE BEATLES

– А яблоко – просто яблоко или излюбленный многими символ искушения?

– Магритт считал, что в его картинах нет символов, яблоко — это просто яблоко. Зато яблоко Магритта вдохновило и The Beatles, и Пола Маккартни. Он был большим фанатом работ Рене: сам решился взяться за кисти. Знаменитое зеленое яблоко, изображенное на звукозаписывающем лейбле The Beatles — Apple Records — появилось также благодаря любви «битлов» к творчеству Магритта. В личной коллекции Пола Маккартни есть мольберт великого бельгийца, который ему подарила его жена Линда, а также его очки. У Йоко Оно тоже было 13 его работ.

– Шляпу–котелок художник выбрал, как символ «невыделяемости из толпы», а именно это стало его визиткой, узнаваемой во всем мире.

Сын человеческий – Он считал человека в котелке «господином посредственности». Сам, как и все тогда, носил этот предмет гардероба, не желая выделяться из толпы. Тем не менее в 1950–е годы на улицах Европы перестали носить котелки. Аксессуар стал старомодным, уйдя в историю. Тогда шляпы Магритта, нарисованные в реалистичном стиле, стали символом анонимности. Как и человек без лица. В картинах Рене они выступили на первый план, вместо того, чтобы исчезнуть в безликой толпе.

По сути, шляпы–котелки стали иконографической подписью Магритта. Получается забавная ирония: художник выбрал деталь, которая обеспечит неузнаваемость, но все сработало наоборот.

Отметим, что разгадать тайны и ребусы Рене Магритта на выставке в Центральном выставочном зале Перми можно до 30 марта.    

Лиза Шандера

Фото Анны Курамшиной


IN-календарь
INосказательно
Александр МИНКОВИЧ, политический обозреватель, юрист, участник круглого стола «Улучшение облика Перми без ликвидации НТО»

Все должно было начинаться с определения, для кого принимаются те или иные правила. Ради людей. 

Ольга КРАСАВИНА, директор по персоналу АО «ОДК–Пермские моторы»

Получается, что мы готовим кадры для всей промышленности региона.  

Анна КЛЕМЕНТОВА, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Ситуация с «гололедным» травматизмом пешеходов в России в целом обстоит катастрофически.  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», член регионального штаба ОНФ

С 1 января 2019 года в России стартовала реформа отрасли обращения с отходами.