Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 

Императорский балет с дягилевским размахом


Императорский балет  с дягилевским размахом

Любовь, ревность, отчаяние, убийство, любовь после смерти – все это легендарная «Баядерка». Удивительно, но шедевр Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса, который стремятся иметь в своем репертуаре все ведущие балетные компании мира, в Пермском театре оперы и балета впервые появился лишь пару месяцев назад. Хотя планы включить его в репертуар родились еще в конце 1950–х, когда отдельные фрагменты этого балета исполнялись на сцене Дворца культуры им. Свердлова: именно там во время реконструкции здания театра выступала пермская труппа.

С тех пор прошло более полувека. И вот звезды, наконец, сложились так, что все совпало: 200–летие со дня рождения Петипа, мечта главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко о классической «Баядерке» на пермской сцене, возможности труппы, креативность постановщиков. И в декабре пермские театралы получили долгожданный подарок – академическую версию классического русского балета с очень стильным оформлением и прекрасными исполнителями.

В ЭСТЕТИКЕ МАРИУСА ПЕТИПА

После премьеры, имевшей огромный успех, «Баядерку» давали и в январе. А в феврале (похоже, специально!) поставили в афише на День всех влюбленных. Ведь когда и «угощать» зрителей романтичной восточной историей о любви, верности и ревности, как не в этот день?!

Фабула спектакля такова: знатный воин Солор клянется баядерке, или храмовой танцовщице, Никии, что будет любить ее вечно, однако властный раджа насильно женит его на своей дочери, красавице Гамзатти. В порыве ревности Никия с кинжалом бросается на соперницу, и ту спасает только верная служанка. А вот план разгневанной Гамзатти срабатывает безотказно: по ее приказу баядерке дарят корзину цветов, в которой спрятана ядовитая змея. Никия погибает, но на небесах ее душа наконец–то соединяется с душой Солора.

За основу постановки Алексей Мирошниченко взял каноническую версию Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани 1941 года, включив в нее отдельные танцы, чуть позже сочиненные Константином Сергеевым и Николаем Зубковским.

– Мне кажется, что версия Пономарева – Чабукиани наиболее близка к тексту самого Петипа. Это академическая версия, в полной мере передающая эстетику его позднего романтизма. Это действительно шедевр, на котором будут расти поколения как артистов, так и зрителей. Так что, думаю, это историческое событие для Перми, – говорит Мирошниченко. – В постановке занята вся труппа. Причем в спектакле есть как классические партии, так и характерные, и демихарактерные, и игровые. Каждый артист, таким образом, может раскрыться в нем наилучшим образом. Мы также задействовали студентов Пермского хореографического училища, и – впервые, наверное, в истории этого балета — 50 студентов из Индии выступают у нас в качестве артистов миманса.

Ну а о том, как оценили экзотическую и страстную «Баядерку» зрители, уже побывавшие на спектакле, можно судить по их отзывам на сайте театра. Вот лишь некоторые из них:

«Восхитительный балет! Великолепны все – от постановщиков до миманса»; «Браво хореографу, музыкантам, артистам балета и всем службам театра: портным, бутафорам, костюмерам!»; «Императорский балет с дягилевским размахом»; «Спектакль грандиозный. Удивительно, что и драматическая часть, где история рассказывается в основном жестами и мимикой, захватывает так, будто смотришь драматический спектакль. И, конечно, полетные, космические прыжки солистов! И лучший в мире кордебалет!»

СПЕКТАКЛЬ С ИНДИЙСКИМ КОЛОРИТОМ

О сценическом оформлении «Баядерки» хочется сказать особо. Визуальный образ спектакля создан постоянными соавторами Алексея Мирошниченко – художником–постановщиком Альоной Пикаловой и художником по костюмам Татьяной Ногиновой.

При том, что сцена пермского театра, казалось бы, явно мала для такого масштабного балета, Мирошниченко с Пикаловой решили эту проблему настолько мастерски, что нехватку сценического пространства зрители даже не ощущают. Иллюзию большей сцены создает использование условной театральной перспективы.

– По сюжету действие происходит в храме, но мы задумали создать интерьер не храма, а обсерватории — храма науки, – поясняет Альона Пикалова. – В театрах, где позволяет размер сцены, выстраивают три пандусных ряда для выхода теней (знаменитая картина «Тени», исполняемая кордебалетом. — Авт.). Здесь такой возможности нет, поэтому наш условный третий ряд продолжился архитектурой обсерватории: диагональные линии с плоского рисованного задника переходят в объемные пандусы, с которых и спускаются тени.

И пусть теней тут только 24, они завораживают своей неразгаданностью и какой–то неземной магией ничуть не меньше, чем 32 в классической редакции. Потрясают воображение и копия грандиозной индийской обсерватории Джантар Мантар с самыми большими в мире солнечными часами в первой картине, и роскошные, сияющие золотой резьбой декорации дворца Великих Моголов – во второй.

А чего стоят костюмы в «Баядерке», безупречно передающие время и место!

Еще бы: ведь по эскизам императорского театрального художника Татьяна Ногинова реконструировала оригинальные костюмы постановки самого Петипа.

– Задача любого художника, любой постановочной группы – удивить, – не скрывает Ногинова. – Тем более, когда тема такая благодатная: Индия, сокровища, несчастная любовь. На нас работало огромное количество художников по росписи ткани. Портнихи, которые днем шили костюмы (а их в спектакле более 300), по ночам вместе со своими семьями расшивали их блестками, жемчугом, камнями.

По словам художницы, рубины, изумруды и бриллианты, которыми украшено большинство костюмов, – искусственные, хотя выглядят как настоящие. Они очень точно имитируют натуральные драгоценности и почти все привезены из Индии.

Ненастоящая, разумеется, и змея, выползающая из корзинки и смертельно жалящая Никию. Над ее созданием немало потрудились робототехники. Снаружи змея напоминает реальную кобру, а внутри это радиоуправляемый робот. Ну и, поскольку действие происходит в Индии, никак было не обойтись без слона. К восторгу зрителей, он тоже появляется на сцене – огромный макет, созданный с помощью 3D–технологий.

ВЕДУЩИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ — ЧЕТЫРЕ СОСТАВА

Ажиотаж вокруг премьерных показов «Баядерки» усиливался тем, что главные партии на премьере исполняли всемирно известные артисты. Прима–балерина Королевского балета Ковент–Гарден и Пермского театра оперы и балета Наталья Осипова танцевала Никию, премьер Большого театра Владислав Лантратов – Солора, а прима–балерина Большого театра Мария Александрова – Гамзатти. Зал, кажется, забывал дышать, наблюдая, как Осипова не просто танцует, а живет, страдает, взывает к клятве, данной любимым, и каждая клеточка ее тела кричит от боли. Как нога в ногу, демонстрируя единство амбиций, идет дуэт Лантратова и Александровой. Как баядерка навсегда забирает своего возлюбленного с собой в мир хрупкой грезы.

Но приглашенные звезды на то и приглашенные, что не могут танцевать в каждом спектакле. И тут обнадеживающая информация для балетоманов: Алексей Мирошниченко подготовил четыре состава ведущих исполнителей! Причем во всех – интересные имена. Неслучайно же, объясняя, почему в Перми так долго не ставили «Баядерку», он сказал:

– Для этого надо иметь очень большой состав труппы и достаточно много солистов. Сегодня это есть.

В День всех влюбленных партию Никии исполнит Дарья Тихонова, Солора – Кирилл Макурин, Гамзатти – Альбина Рангулова. Несомненно, порадуют зрителей и Георгий Еналдиев в роли Золотого божка, и исполнители индусского танца из второго акта Шион Мияхара и Артем Мишаков, и другие пермские танцовщики.

Любовный треугольник, брошенная и умершая возлюбленная – сюжет, можно сказать, банальный в балете. Но великий Петипа соединил в одной постановке романтизм в образах несчастных влюбленных, холодный академизм царства теней и антураж фантазийного Востока – и сотворил чудо. Поэтому таким значимым событием становится премьера «Баядерки» на любой балетной сцене.

Очень хочется, чтобы этот шедевр в постановке Алексея Мирошниченко, всегда с большим уважением относящегося к традициям, к наследию и в то же время отличающегося собственным свежим взглядом на классику, надолго остался в репертуаре нашего театра.            

Вера Шуваева

Фото: permopera.ru


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий ТЕПЛОВ, председатель Пермского регионального отделения ООО «Деловая Россия»

Знаменательным событием в жизни страны стал прошедший в Москве съезд «Деловой России». 

Оксана МЕЛЕХОВА, министр здравоохранения Пермского края

Прикамье издавна славилось замечательными традициями в здравоохранении и народной медицине.  

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Самая нашумевшая новость этой недели в России, пожалуй, кража картины Архипа Куинджи «Ай–Петри.

Дмитрий МАЛЮТИН, первый заместитель председателя Пермской городской Думы

На декабрьской пленарке мы приняли бюджет Перми на 2019 год и плановый период до 2021 года.