Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Балет без взрослых


Балет без взрослых

Сезон начался с уникального спектакля «Тщетная предосторожность». Все партии исполняют ученики хореографического училища в возрасте от 12 до 18 лет. Директор театра и балетмейстер–постановщик рассказали о тонкостях подготовки, репетиционных моментах и отличиях спектакля от других редакций.

ШАГИ НАВСТРЕЧУ

Первой премьерой 147–го сезона на сцене Пермского театра оперы и балета стал совместный проект с Пермским хореографическим училищем. Еще год назад Теодор Курентзис мечтал о создании культурно–образовательного класса. Так театр вместе с образовательным учреждением мог бы готовить творческих личностей прямо в театре, позволяя познакомиться с его жизнью и внутренними процессами.

Первым шагом для осуществления задуманного стало подписание соглашения с училищем. Хотя отношения вышли на новый, более формальный уровень, обе стороны намерены создавать нечто большее, чем просто сотрудничество. Теперь директор оперного театра Андрей Борисов читает там лекции, а театр для студентов может стать вторым домом. Борисов уточняет, что они больше, чем партнеры, скорее друзья:

– Как только было основано училище, мы сразу начали взаимодействовать. Учащиеся играют в 11 спектаклях театра, а «студенческий» балет «Коппелия» идет на нашей сцене уже почти 60 лет. Сотрудники училища участвуют в выработке творческой политики театра, мы вместе обсуждаем планы и утверждаем новые проекты. Спектакль стал первым отчетом нашего взаимодействия после подписания соглашения. Я наблюдал со стороны, как идет работа над спектаклем – у детей, педагогов и всего театрального цеха горели глаза. Вспоминая себя студентом, сам помню, как мы ликовали, когда нас допускали на площадки и разрешали побыть помощником режиссера. Для ребят крайне важно на практике ощутить, что такое сцена. Спектакль, где среди артистов нет взрослых, – это уникальный опыт и отличное начало.

ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ

Комический сюжет спектакля «Тщетная предосторожность» известен по всему миру с 1789 года – впервые он поставлен во Франции, привезен в Англию, Германию и Россию. Менялись названия – в разных странах его называли «Упрямая дочь», «Балет о соломе», «Худо сбереженная дочь». Менялась и музыка: сначала звучали мелодии анонимного автора, позже их обработал Луи Герольд, а в России балет закрепился с музыкой Петера Гертеля. Неизменным осталось одно – спектакль в легкой форме рассказывает о молодых влюбленных, чьи чувства намного сильнее материальных ценностей и родительских указов. Смешной, манерный и с хорошим исходом сюжет понравится и поднимет настроение всем – и взрослым, и детям.

Именно поэтому был выбран этот спектакль для студентов – ровесников главных героев. Балетмейстером–постановщиком стал Кирилл Шморгонер, выпускник Пермского хореографического училища, сам не раз танцевавший в «Тщетной предосторожности»:

– Я рад работать с ребятами и видеть, что им это интересно. Конечно, у каждой труппы свои возможности, и работа с детьми может отличаться, но о ребятах я могу сказать, что они хорошо технически оснащены и физически подготовлены. Этим детям мне хотелось отдать как можно больше сил. Тема сюжета близка в любом поколении, близка и в наше время.

НЮАНСЫ ПОДГОТОВКИ

Обо всех тонкостях подготовки, репетиционных моментах и отличиях от других редакций рассказал Кирилл Шморгонер:

– В спектакле задействовано более 100 человек: на сцене одновременно находится до 40 ребят, но у нас есть до четырех составов на каждого героя. Этим спектаклем мы можем продемонстрировать, как растут наши студенты, во что превращаются их старания. Нам ненароком удается показать зрителю разные классы и уровни обучения в балетной школе: в постановке участвуют дети разных возрастов – от 11 до 18 лет. Тем не менее мы ручаемся за то, чтобы это не было «лайтовой» версией балета. Да, некоторые танцы упрощены, учитывая подготовку ребят, но зритель не должен делать скидку на то, что выступают дети, – мы так же серьезно относимся к их выходу на сцену, требуем от них так же, как от взрослых. Спектакль богат сложной хореографической лексикой, большой пантомимной частью и нелегкими мизансценами – но со всем этим дети справляются и выполняют на уровне.

До этого года у учеников не было сценического опыта, и выступление на сцене для них крайне ценно. Тренируя ребят не только в танце, но и в актерском мастерстве, мы пытаемся сохранить балетную драматургию – это для нас тоже важно, так как современный балет практически не имеет драматического содержания. В училище мы обучаем детей и этому. Я могу заметить, что дети расцвели как актеры, за время репетиций выросли и теперь даже позволяют импровизировать. Приятно с ними работать и потому, что ребята не зазнаются. То, что показывают в фильмах о балете, – частные случаи, у нас нет конкуренции, а есть дружба. Ребят можно назвать милыми трудягами, а труд не располагает к склокам. Бывают слезы оттого что не получается, но это можно исправить той же практикой и упорством.

ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ

Открытие театрального сезона состоялось 1 ноября. Спектакль действительно получился по–взрослому качественным и по–детски озорным. Отличился он яркими мизансценами, светлыми декорациями и костюмами – всецело это воспринимается очень просторно и воздушно. Создатели сохранили и старую традицию, поэтому и в нынешнем спектакле Марселину, мать главной героини, исполняет мужчина. Очень образно, манерно и смешно ее играет выпускник хореографического училища. Ребятам удалось передать юношескую энергию и зарядить ей зал. В этом месяце спектакль покажут 28 и 29 ноября, а после он войдет в репертуар театра.    

Людмила Оборина


IN-календарь
INосказательно
Ольга САПКО, эксперт регионального этапа конкурса «УМНИК»

Конкурс инновационных проектов «УМНИК» проводится в России уже несколько лет.   

Алексей ЧАЗОВ, эксперт Центра независимой экспертизы товаров и услуг ассоциации «Пермская гильдия добросовестных предприятий»

Главная функция нашего центра – контроль качества производимых товаров и оказываемых услуг.  

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Октябрь стал какой–то переломной для нас всех чертой: в основном из–за событий в Керчи. 

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае

Радует, что заседания Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата стали регулярными