Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Переиграть правила


Переиграть правила

Попытки изменить облик краевой столицы привели к конфликту интересов чиновников и предпринимателей 

Администрация Перми намерена к празднованию трехсотлетия Перми всерьез изменить облик города. В этом году принято сразу два значимых решения – вызвавший десятки споров в начале лета проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов и постановление об изменении Схемы размещения рекламных конструкций. Предполагается, что по новым правилам город будет жить уже с 1 января 2019 года.

Считается, что все изменения принимаются для окультуривания внешнего вида краевой столицы и удобства жителей города. Однако заложником городских и краевых властей, пытающихся придать Перми «европейский лоск», стал местный бизнес. Предприниматели неоднократно заявляли, что не верят в сотрудничество с администрацией и видят проблемы для себя при реализации всех трех постановлений. А процесс поиска компромиссов между бизнесменами и чиновниками затягивается. 

УСТАНОВИ ТАМ, НЕ ЗНАЮ ГДЕ

В начале сентября прошли первые аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов в Дзержинском, Индустриальном, Кировском, Орджоникидзевском районах. Особо успешными их не назовешь – 4 сентября из 22 лотов заявки поступили всего на 13 точек. При этом цена предложения победителей составила около 500 тысяч рублей, что в 1,4 раза превышает начальную цену. 7 сентября состоялись аукционы по 37 лотам, однако заявки поступили лишь по 24, и цена предложения здесь достигла всего 330 тысяч.

Новой схемой размещения НТО категорически недовольны предприниматели и… собственники жилья. Одним из главных камней преткновения новых правил размещения НТО стал запрет ставить их на придомовых территориях, площадках для отдыха, детских, спортивных площадках, стоянках, а также в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Против этой нормы выступили владельцы НТО и представители ТСЖ. Их поддержали Пермское УФАС и прокуратура. А в июле в Пермском краевом суде было вынесено решение по коллективному иску пермских предпринимателей, оспаривавших постановление Пермской городской думы о внесении изменений в правила благоустройства в части размещения НТО. Суд признал, что принятые правила противоречат положениям Градостроительного кодекса и земельного законодательства, а также нарушают Закон «О торговле». Всего в защиту НТО выступили 17 истцов – это представители бизнеса, пермские ТСЖ и жильцы многоквартирных домов.

Городской парламент на лето взял паузу в своей войне за право привести НТО к единому знаменателю. В конце августа комитет Пермской думы по городскому хозяйству рассмотрел проект новых правил благоустройства территории краевой столицы – однако содержание проекта депутаты на первом заседании обсуждать не стали.

– В документе вопрос размещения НТО на придомовых территориях не решен. Этот конфликт уже вылился в решение Пермского краевого суда, которое было принято не в пользу думы (суд отменил запрет думы на размещение НТО на придомовых территориях). Сейчас имеем более тонкую структуру документа, которая, тем не менее, не позволит устанавливать НТО, в том числе, на частных территориях, – отмечает председатель правления ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» Александр Зотин.

У ВАС НЕ ТО ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ!

Запретов для установки НТО в документе по–прежнему много. Во–первых, запрещается устанавливать киоски на придомовой территории перед фасадом здания. Во–вторых, их нельзя устанавливать в границах территорий объектов культурного наследия – а в Перми это улицы Пермская, Ленина, Монастырская и Комсомольский проспект.

Кроме того, согласно предложенным изменениям в правила благоустройства все нестационарные объекты (на частной и муниципальной земле) должны устанавливаться с применением отделочных материалов, отвечающих архитектурно–художественным требованиям дизайна и освещения, характеру сложившейся городской среды и условиям долговременной эксплуатации. Также НТО должны соответствовать нормативным требованиям к внешнему облику, установленным администрацией, а их размещение не должно мешать пешеходному движению и «ухудшать визуальное восприятие городской среды». Что такое «визуальное восприятие», в документе не рассказано.

Комитет поддержал документ в первом чтении, однако вновь к документу вернутся лишь в октябре.

– Именно потому, что документ нас не устраивает, Контрольно–счетная палата и управление экспертизы и аналитики видят много нестыковок и необходимость доработки, мы создаем рабочую группу для подготовки ко второму чтению, – отметил председатель комитета Пермской думы по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев. – В нее войдут девять человек – четыре представителя администрации города и пять депутатов. Поправки к проекту правил благоустройства будут приниматься до 30 октября этого года.

При том, что правила игры для владельцев НТО так окончательно и не утверждены, активная борьба с ними уже идет. Только в Орджоникидзевском районе с начала года принудительно демонтировано 45 торговых точек. Владельцам торговых точек, если они хотят возобновить торговлю, необходимо поучаствовать в торгах на право размещения НТО.

– И трижды заплатить бюджету – за старую аренду, за снос киоска и за новую аренду, – грустно шутят предприниматели.

ПО МЕТОДУ ТАНОСА

Ограничение рынка рекламных конструкций, пожалуй, второй по значимости и количеству обсуждений в бизнес–среде проект администрации Перми. Очередное его обсуждение состоялось на минувшей неделе на заседании комитета по защите бизнеса и снижению административных барьеров Пермской торгово–промышленной палаты. В дискуссии приняли участие предприниматели и представители краевых и городских органов государственной власти.

Напомним, что 20 июня 2018 года был утвержден новый Порядок предварительного согласования Схемы размещения рекламных конструкций на территории Перми. Сейчас в краевой столице таких конструкций установлено 1846, законно из них размещены всего 1335 – то есть в среднем на квадратный метр в Перми приходится 1,67 рекламных конструкций. Число конструкций с 1 января 2019 года планируется сократить почти вдвое, до 959 (в первой редакции схемы их было 700). Под «сокращение» попадут билборды, настенные конструкции, растяжки, ситиборды – рекламщики шутят, что гордума снесет половину щитов «по методу Таноса», уничтожившего в фильме «Мстители. Война бесконечности» случайно выбранную половину человечества.

Схема уже согласована муниципальными и краевыми властями – она содержит информацию о виде, месте установки, координатах и правовой принадлежности земельных участков, где можно устанавливать рекламные конструкции. После согласования на региональном уровне проект должны рассмотреть депутаты на ближайшем заседании Пермской городской думы.

– Мы устанавливаем довольно жесткие сроки перехода на новую схему размещения – с 1 января 2019 года. Срок действия почти всех договоров заканчивается в декабре, поэтому было решено задать такие сроки согласования и провести торги на новые места в конце года, – отмечает Владислав Тонков, заместитель министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края.

По мнению большинства предпринимателей, такого объема рекламных конструкций для Пермского рынка явно недостаточно. Несмотря на уверенность многих пермяков, что «у соседних регионов такого количества рекламы нет», в том же Екатеринбурге коэффициент размещения рекламных конструкций составляет 5,51 на квадратный метр, в Челябинске – 5,23, в Новосибирске – 5,02. Участники рынка предлагают в схеме сохранить существующий объем рекламных конструкций – 1200–1300, так как рынок уже показал такую емкость востребованного объема.

Юлия Мизюкина, начальник юридического отдела департамента экономики и промышленной политики администрации Перми, отмечает, что представленная властями схема пока не утверждена окончательно. Администрация города активно работает над обработкой заявок по включению дополнительных мест – сегодня любой предприниматель может обратиться с просьбой добавить место в схему. И если размещение рекламной конструкции не нарушает нормы законодательства, в схему ее включат.

НЕКОМУ ПЛАТИТЬ ВТРИДОРОГА

Торги по аренде мест для рекламных конструкций будут проводиться в форме электронных аукционов. Договоры будут заключаться на 5, 8 или 10 лет в зависимости от вида конструкции. Однако уже на этапе торгов могут возникнуть сложности. Малый объем разрешенных мест для размещения рекламных конструкций диктует свои правила игры. В сравнении с другими городами с населением свыше 700 000 человек в Перми – одна из самых высоких цен аренды муниципальной земли на размещение рекламы на щитах: Пермская торгово–промышленная палата приводит цифры от 8800 до 13 200 рублей на стандартный щит 6 на 3 метра. По этому показателю краевую столицу опережают лишь Москва, Санкт–Петербург и Новосибирск.

– Новая Схема размещения приведет к очередному росту цен на аренду и росту на рекламу. Это ударит в первую очередь по пермским предприятиям, которые и так вынуждены закладывать средства на рекламные кампании по остаточному принципу, – отмечает директор компании «Ура!» Ирина Осипенко. – Уверена, что многие просто откажутся от наружной рекламы.

Высокая цена аренды заставляет рекламные агентства устанавливать высокие расценки на размещения рекламы – и она становится недоступной для пермских компаний. И тут получается «вилка», в которую попадают рекламные агентства. Местные компании просто не готовы покупать рекламу по столь высокой цене. В итоге рекламные щиты стоят пустые – но не потому, что конкретное рекламное место не востребовано у рекламодателей, а потому, что затраты на аренду земли и обслуживание щита делают конечную цену его продажи чрезмерно высокой. При этом федералы в Перми, по мнению участников рынка, не заинтересованы. Значит, есть риск, что новая схема размещения рекламных конструкций приведет к стагнации и даже сокращению самого рынка – тот же Екатеринбург может позволить себе высокие расценки на рекламные щиты, а Пермь нет.

– Еще пять лет назад федералов было больше, чем местных: соотношение примерно 70% на 30%. Сейчас наоборот: 65% – это местный рынок, – прокомментировал Борис Галкин, учредитель рекламного агентства «Паритет». – У федералов довольно жесткие требования к размещению рекламы. Когда Пермь в один момент потеряла статус города–миллионника, крупные компании перестали воспринимать нас всерьез. Например, по всей стране идет рекламная кампания Intel или BMW, но Пермь в нее не включили. И мы потеряли огромное число клиентов.

Стартовая цена аренды щита зависит сразу от нескольких факторов. На заседании предложили полностью отменить коэффициент индексации и снизить территориальный коэффициент, из–за которого заключение договора в центральном планировочном районе и на исторически значимых улицах Перми выше, чем на окраинах.

– Участие в аукционах – это сейчас большой риск. В Перми не настолько высокая предпринимательская активность, у бизнеса много проблем, и расходы на рекламу стоят в очереди последними. Вполне может получиться, что при 13 тысячах рублей заявок не хватит. Над корректировкой методики расчета нужно думать уже сейчас, – отметил Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае.


IN-календарь
INосказательно
Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае

Радует, что заседания Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата стали регулярными 

Геннадий САНДЫРЕВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ

Вопрос развития массового спорта в России – один из очень важных.   

Александр СИДЯКИН, первый зампредседателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно–коммунальному хозяйству

С удовольствием принял участие в V всероссийском съезде региональных операторов капремонта в Перми.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

У меня остается ощущение, что все наши успехи и достижения – маленькие островки в бушующем море