Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Людмила СЕРИКОВА: «Мы должны дать детям больше возможностей»


Людмила СЕРИКОВА: «Мы должны дать детям больше возможностей»

Может ли школа помочь ученикам определиться с будущей профессией? Заинтересованы ли работодатели в воспитании будущих специалистов «со школьной скамьи»? Как сегодня ребенок может продемонстрировать свои навыки в той или иной отрасли? Руководитель департамента образования Перми рассказывает IN о новом подходе к обучению, создании школьных кластеров и детском технопарке, который заработает в Перми в новом учебном году.

– Департамент образования определяет стратегию и реализует стратегические задачи субъекта на уровне Российской Федерации.  И эти задачи сегодня предполагают серьезные изменения в области образовательных технологий, которые мы последовательно проводим уже несколько лет.

В чем суть этих изменений?  Мы делаем разворот на профессии будущего. Чтобы у ребенка была возможность выбрать ту сферу, ту область деятельности, в которой он будет успешен, которая ему наиболее интересна. Раньше у нашего образования была позиция  – самые умные, самые успешные дети должны непременно поступить в вуз, получить высшее образование и дальше работать по специальности.

Сейчас мы понимаем, что эта модель себя изжила. Мы должны исходить из потребностей ребенка, расширить поле его возможностей. И неважно, чем он увлекается– любит он мастерить или проводить опыты, конструировать роботов или шить платья, готовить или рисовать,  – у всех этих профессий есть будущее. А мы должны создать для него условия, когда он будет видеть, как и куда двигаться, с помощью современных технологий сможет стать высококвалифицированным специалистом в своей отрасли, выстроить ему траекторию развития.

– То есть запрос общества сейчас – на высококвалифицированные кадры во всех отраслях? Заинтересованы ли сегодня предприятия, будущие предприниматели в сотрудничестве со школами? Или будущих сотрудников они начинают присматривать уже в вузах и ссузах?

– Предприятия постоянно сотрудничают со школами в качестве социальных партнеров. Яркий пример – на прошлой неделе мы на базе Кадетского корпуса уже в третий раз провели выездной фестиваль «Техно–Пермь». В нем приняли участие около 100 человек из 20 школ города, работали семь площадок. Нашими социальными партнерами стали ПАО «Протон–ПМ», ПЗСП, ПАО «Искра», ООО «ЛУКОЙЛ–Пермнефтеоргсинтез», ПМППК, Академия живописи ваяния и зодчества, ООО «Столярная артель», радиотехнический колледж, издательство «Перемена–Пермь».

Что такое «Техно–Пермь»? Это по сути своей лагерь на несколько дней, аналогичный тому, что проводят «Роснано» или «Росатом» для школьников со всей России. Ребята в сотрудничестве с партнерами фестиваля и под их руководством  выполняют определенные кейсы, нацеленные на задачи предприятия.  В этот раз в рамках фестиваля работали семь уникальных площадок: «Космодром Восточный. Стартовая установка», «Проектирование и изготовление функциональных предметов из дерева и пластика», «Арт–объект – культурный символ города», «Аддитивные технологии и цеховая логистика», «Будущее нефтегазопереработки», «Гироскоп», «Пресс–центр». Ребята представили действующую модель космодрома Восточный и модель ракетоносителя, функциональные предметы из дерева и пластика, модель высокотехнологического производства, макет нефтегазоперерабатывающего полигона, проект по синтезу нефти из использованных нефтепродуктов, модель гироскопа. Все это – наработки всего за четыре дня фестиваля.

– «Показать себя» будущему работодателю можно только в рамках проектной деятельности? Или есть какие–то другие возможности?

– В этот раз в рамках фестиваля «Техно–Пермь» мы провели и семинар–практикум «Ресурсы движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) и фестиваль Junior Skills.

Цель Junior Skills – создание новых возможностей для освоения и применения школьниками перспективных профессиональных компетенций. Мы детей знакомили с этими компетенциями: приезжали специалисты, вместе с уникальными школами они проводили свои площадки. Дети и педагоги имели возможность поучаствовать в мастер–классах по инженерному дизайну CAD, прототипированию, токарным работам на станках с ЧПУ, лабораторному химическому анализу, изготовлению мебели, интернету вещей, в демонстрационном мастер–классе по спасательным работам.

В программе  Junior Skills в этот раз приняли участие 34 школьника – мы ее пока только «пробовали»: насколько это интересно, как с ней работать? Работу по развитию участия наших школьников в региональных этапах Junior Skills мы будем продолжать. В чем плюсы Junior Skills? Участие в этапах этих соревнований куда более доступно, чем участие в тех же World Skills. Во–первых, в них могут принять участие дети двух возрастных групп – с 10 лет и с 14 лет. Во–вторых, здесь соревнования проходят всего по 10 компетенциям, при этом площадки более широкие, вмещают в себя самые разные навыки.

– Нет опасений, что такие фестивали, соревнования станут уделом детей только из уникальных школ? А для остальных ребят останутся закрытыми из–за отсутствия у них специализированных навыков?

– Мы уже два года говорим о том, что опыт уникальных школ надо тиражировать, передавать его на другие площадки. В новом учебном году мы сделаем серьезный шаг к этому, не просто усиливая уникальные школы или брендовые школы, а объединяя вокруг них, вокруг группы социальных партнеров несколько школ.

Сейчас мы четко видим  несколько таких кластеров. В первую очередь это школы, которые объединятся вокруг профильных вузов. Центральными в этих кластерах лицеи, к ним присоединятся другие пять школ. Такие «ядра» будут сформированы вокруг уже существующих связок «Высшая школа экономики – 10–й лицей», «ПГНИПУ – 1–й лицей», «ПГНИУ – 2–й лицей». Также в Перми появится кластер школ, участвующих в программе международного балакавриата – здесь опорной точкой будет школа №7.

Кроме того, мы планируем, что кластеры сложатся вокруг уникальных школ и их социальных партнеров по отдельным направлениям промышленности. Здесь точно появится инженерный кластер (это школа №16 и Техношкола), химико–технологический (школа «Петролиум плюс»), кластер «Дизайн» (школа дизайна «Точка»).

И отдельно у нас складывается  IT–кластер, соцпартнерами которого станут группа компаний «ИВС» и АО «Эр–телеком Холдинг». Базовые школы здесь – школа №146,  IT–школа, гимназия №17 и так далее – они вот этот кластер и создадут.

Всего в кластерную систему мы объединим около 40 учебных заведений  – это треть всех пермских школ.

– А есть ли возможность получать уникальное образование у тех, кто в кластерные школы не попадает?

– В рамках федеральной программы в новом учебном году начнет свою работу детский технопарк «Кванториум».  Он будет создан на базе проекта «ФОТОНИКА» и разместится в Парке научных развлечений.  В рамках технопарка мы планируем обучить около 800 детей в возрасте от 5 до 18 лет.

«Кванториум» – это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Здесь будут проходить как краткосрочные (от 20 до 72 часов), так и долгосрочные программы обучения, семинары, мозговые штурмы, конкурсы, специализированные акции, работа в проектных группах.

Обучение в технопарке будет разделено на так называемые программы–квантумы. Это IT–квантум, Энерджиквантум, Робоквантум, Дополненная и виртуальная реальность (VR/AR), Биоквантум, Космоквантум, Промышленный дизайн, Аэроквантум и Наноквантум. В парке будет работать HiTech–цех высокотехнологичного оборудования, площадка для тестирования различных устройств.

Для ребят, которые наиболее ярко проявят себя во время учебы в «Кванториуме», мы разработаем индивидуальные траектории развития и карьерного роста.  Впрочем, не только для них – повторюсь, сегодня одна из наших целей – каждому ребенку дать возможность выбрать будущую профессию, которая будет ему интересна и в которой он сможет стать успешным.            

Ярослава Летина


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ

Никоим образом на уровне регионов недопустимо вмешательство чиновников в деятельность ОНФ   

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Грустно наблюдать, как часть проектов, на которые в прошлом году мы возлагали очень большие

Николай КУШНАРЕВ, директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии

Одна из задач работы промышленного блока комиссии – выход наших производителей на внешние рынки.  

Ольга САПКО, эксперт регионального этапа конкурса «УМНИК»

Конкурс инновационных проектов «УМНИК» проводится в России уже несколько лет.