Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Найти точку запуска


Найти точку запуска

В Перми прошел первый Всероссийский научно–практический семинар для людей, воспитывающих особенных детей.

Представьте урок в коррекционном классе. Учеников не так много, все старательно работают с картинками, пытаются выполнять задания учителя. И вдруг во второй половине урока среди учеников возникает какое–то движение, возня. Постепенно шум нарастает, пока, наконец, не раздаются настоящие крики, начинается всеобщая беготня по классу, перерастающая в почти неуправляемую стихию. Урок сорван, детей придется успокаивать в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Далеко не каждый учитель, даже работающий в специальной коррекционной школе, способен справиться с подобной ситуацией. И не потому что недостаточно профессионален. Просто знает не все нюансы поведения детей с отклонениями в развитии.

По мнению доцента кафедры психологии и педагогики Первого Санкт–Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, эрготерапевта Марии Мальцевой, специалист с дополнительными знаниями может достаточно быстро понять причину такого развития событий и справиться с ней.

Этот пример она привела в качестве иллюстрации возможностей нового для России направления реабилитационных практик для детей с особенностями развития – эрготерапии. Когда специалист начал разбираться в ситуации в классе, то выяснилось, что все начиналось с двух мальчиков с диагнозом синдром Дауна, которые через определенное время, устав сидеть в одной позе, начинали ерзать и возиться. Это неизбежная реакция организма таких детей, поскольку они, кроме прочего, страдают еще и пониженным мышечным тонусом.

Возня ребят вызывала беспокойство и стресс у аутичного ребенка, сидящего перед ними. В определенный момент он не выдерживал напряжения от посторонних шумов и срывался на крик. Это служило толчком к тому, что уставшие от статической нагрузки даунята начинали бегать по классу. К ним сразу присоединялись другие.

Для коррекции ситуации эрготерапевт посоветовала учителю заменить детям с нарушением мышечного тонуса обычные стулья на более удобные кресла с подлокотниками и прорезиненной прокладкой, которая поможет удержать ослабленное тело в ровном состоянии. Через 15–20 минут после начала урока отправлять даунят в коридор для физической нагрузки (благо что придумать им задание сбегать на другой этаж за чем–либо труда не составит). Ребенка–аутиста пересадили в другой ряд, укрепив на его парте защитные экраны, которые позволяли видеть только учителя, исключив из обзора посторонних людей и их лишние движения. Ведь именно это создает для такого ребенка стресс, с которым он не может справиться.

– Ситуация поменялась сразу и, заметьте, без каких–то серьезных способов коррекции, – говорит Мария Мальцева. – Таким образом можно решить многие проблемы обучаемости детей с особенностями развития. Причем, не прибегая к лекарственным препаратам и уж точно не ссылаясь на пресловутую «умственную отсталость».

Вот о таких возможностях и рассказывали специалисты на состоявшемся в Перми Всероссийском научно–практическом семинаре «Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия» для специалистов, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Их называют «особенные дети», «другие», «не такие как все», «требующие индивидуального подхода». Официальный термин, который обобщает все предыдущие, – «дети с ограниченными возможностями здоровья». О медицинских диагнозах в среде родителей таких детей предпочитают не говорить. Они есть, и все на этом.

Но не говорить не значит – забыть и не замечать. Это значит – жить, исходя из имеющихся возможностей, расширяя эти возможности, помогая другим увидеть эти возможности.

Именно этим и занимались два дня на базе Пермского государственного гуманитарно–педагогического университета специалисты, кто по роду своей деятельности связан с особенными детьми. Это медики, педагоги, логопеды, дефектологи и, конечно, родители.

Для них были прочитаны лекции и проведены мастер–классы. Выступали российские ученые, специалисты–практики в области эрготерапии, сенсорной интеграции и сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

– Мы пригласили к сотрудничеству уникальных специалистов, профессионалов из Санкт–Петербурга, Екатеринбурга и Перми, – говорит главный организатор и идейный вдохновитель мероприятия, президент Пермской краевой общественной организации защиты прав детей–инвалидов «Счастье жить» Анастасия Гилева. – Каждый из родителей особенного ребенка старается максимально расширять свои познания в использовании всевозможных реабилитационных, развивающих практик, новых методик и технологий, которые могут помочь нашим детям жить полной и интересной жизнью. Но мы – не специалисты, не ученые, не врачи. Мы можем только помочь профессионалам, которые занимаются с нашими детьми, узнать о новинках в этой сфере, дать им возможность повышения квалификации. И помочь тем самым более мягко ввести элементы инклюзивного образования в обычные школы.

По ее словам, педагоги и даже психологи общеобразовательных школ плохо представляют себе, как правильно общаться и как взаимодействовать с особенным ребенком. А подобные встречи и позволяют узнать об этом больше.

Немаловажная особенность семинара в том, что он не ограничивается только лекциями и мастер–классами для специалистов. В программе были предусмотрены практические занятия с участием родителей и самих детей с особенностями развития.

Кроме того, в рамках проекта, который, кстати, получил поддержку Фонда президентских грантов, каждую субботу с мая по сентябрь пройдет шесть практических мастерских для родителей и их детей. Занятия будут посвящены разным техникам, к примеру, освоению антигравитационной йоги в гамаках или занятий по арт–терапии.

ПРОСТО УБРАТЬ ПОМЕХИ

Еще лет десять–пятнадцать назад детьми–инвалидами общество с точки зрения образования абсолютно не интересовалось. Они были категорически забыты и вычеркнуты из жизни. Зачастую вместе с родителями. Сегодня политика государства кардинально изменена. Каждый ребенок, независимо от диагноза и степени заболеваемости, должен получить образовательную услугу. В силу собственных возможностей, разумеется.

Но для этого необходимы условия. В первую очередь – специальные программы и продуманно организованное пространство. И если над созданием образовательных программ работают, то с удобными для учебы условиями пока, несмотря на большие успехи последних лет, все не так радужно.

По мнению учителя–дефектолога из Лысьвы Ирины Шадриной, сейчас повсеместно делаются первые, но очень важные шаги для того, чтобы особенные дети могли учиться наравне с другими. И в этом плане значимость подобных семинаров трудно переоценить. Тем более что потребность в подобной практике со временем будет только нарастать.

– Число особенных детей растет из года в год, – говорит она, опираясь на собственный опыт председателя территориальной психолого–медико–педагогической комиссии. – К примеру, в Лысьве за два последних года такая статистика увеличилась в два раза. Безусловно, это связано и с более качественной диагностикой. Но, как бы там ни было, для каждого из них необходимо подобрать образовательную услугу, которая бы подходила именно ему. А для этого нужно много что знать о таких детях и их возможностях.

В РАСЧЕТЕ НА МИЛОСТЬ ПРИРОДЫ

Зачастую интеллектуальные способности таких детей вполне позволяют усваивать новые знания. Единственное, что требуется – нивелировать проявления отвлекающих преград. Например, учитывать, что у детей с синдромом Дауна ноги и руки короче, чем у остальных детей, соответственно, нужно более тщательно подбирать мебель. Для детей с проблемами опорно–двигательного аппарата жизненно важными становятся высота межкомнатных порожков и излишняя гладкость пола, на котором можно поскользнуться. Круглые ручки в туалетной комнате могут стать причиной большого конфуза ребенка, потому что он просто не сможет ее повернуть и попасть в помещение.

По утверждениям специалистов, диагнозы «аутизм» и «синдром Дауна» вовсе не означают, что такие дети необучаемы. Просто у них своя планка возможностей. Но зачастую в обычных школах мало обращают внимание даже на рост достижений так называемых гиперактивных детей или детей с нарушениями речи. Закрывают глаза на их результаты, ставят тройки, переводят из класса в класс, мечтая побыстрее избавиться от хлопотного ученика.

– Сегодня я предложила слушателям обратить внимание на такие базовые понятия, как история развития нервной системы человека в принципе, – говорит другой лектор, клинический психолог, сотрудник екатеринбургского нейро–логопедического центра «Лалио» Татьяна Криночкина. – Зачастую корень проблем с пониманием, чтением, решением задач нужно искать в более простых слоях психики. Наверняка плохо читающий ребенок отличается от других своим внешним видом. Он может быть либо слишком напряжен и двигаться как деревянный «буратино», либо, наоборот, слишком расслабленным, с трудом удерживающим себя на стуле.

По ее словам, в таком случае нужно просто вспомнить о природе нервной системы и начать с простых физических упражнений. Напряженного – расслабить, расслабленного – напрячь, неловкого – научить слышать свои руки и ноги. И если делать это систематически, то педагоги и родители вправе рассчитывать на милость природы, которая принесет изменения в поведение и обучаемость такого ребенка.

Марина Стрыжкова

КОММЕНТАРИЙ

Елена ГРАЦИНА, участник семинара, мама особенного ребенка:

– Семинар был невероятно полезен со всех точек зрения. Говорю об этом не только как мама, но и как специалист–дефектолог. Рождение моей дочки подтолкнуло меня к получению такой специальности. Вообще, назвать то, что делают Анастасия Гилева и организация «Счастье жить» важным – это значит ничего не сказать. Это колоссальная, неоценимая помощь родителям и специалистам, работающим с такими детьми, как наши.

Я, как и многие родители, столкнулась с огромной нехваткой знания. И такие встречи – это возможность услышать, какие специалисты в этой сфере вообще существуют, какие практики и наработки есть. О таком опыте не прочтешь в интернете. Взять, к примеру, практику эрготерапии. У нас в Перми таких специалистов нет вообще, да их и в стране–то крайне мало. А тут – уникальная возможность познакомиться, нужную информацию получить из первых рук. Собственно говоря, у родителей появляется шанс дать своему ребенку возможность максимально адаптироваться в этой жизни.


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН, председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы ФС РФ:

Авторитет Строгановской премии – как главной награды Пермского края и нашего землячества – растет 

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Новые «майские указы» и новое правительство – главная политическая тема обсуждения этой недели