Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Уникальность как главный приоритет


Уникальность  как главный приоритет

Пермский лицей №2 – это уникальное учебное заведение в крае. Причин тому несколько. Во–первых, это единственная в городе школа для старшеклассников, где есть только 10–е и 11–е классы. Во–вторых, здесь есть свой президент, который выбирается путем всеобщего голосования сроком на один год. Есть свои причины для «в–третьих», «в–четвертых» и «в–пятых»… Впрочем, обо всем этом и многом другом читайте ниже.

На первый взгляд лицей №2 мало чем отличается от других учреждений образования. Те же коридоры, классы, цветы на подоконниках. Ну, вот разве что нет привычного детского гама и беготни на переменах. Старшеклассникам не к лицу играть в догонялки. Об особенностях лицейской жизни наш разговор с его директором Анатолием ЧЕПУРИНЫМ.

– Анатолий Викторович, таких учреждений образования, как лицей №2, в Перми больше нет. Как и почему становятся вашими учениками?

– Да, в Перми мы единственные. Но в крае еще есть НОЦы – Новые образовательные центры – где тоже учатся только старшеклассники. Первоначально они образовались как школы для учащихся 10–11–х классов, но постепенно приросли еще и 7–ми, 8–ми, 9–ми классами. А мы сохранились как есть.

К нам поступают те, кто не может продолжать учебу в родной школе, потому что там нет нужного ему предметного профиля. К примеру, он заинтересован в углубленном изучении биологии и хочет продолжить обучение в вузе по этой специальности, а в его школе углубленно изучают только физику или математику. Уникальность же нашей школы в том, что в ней полноценно представлены абсолютно все предметные профили. У нас есть 10 учебных планов, и все они обеспечены хорошей ресурсной базой. К тому же у нас очень высокий уровень преподавания, с серьезной глубиной изучения предметов. В коллективе работают преподаватели с учеными степенями. Некоторые одновременно работают и в вузах. Часть из преподавателей находится в процессе работы над диссертациями.

Достаточно сказать, что мы напрямую сотрудничаем с классическим университетом, который поддерживает научную составляющую профилей. Сотрудничаем с Высшей школой экономики. А со следующего года открываем медицинский класс – соглашение об этом с ПГМУ уже подписано. И это будет первый случай создания школьного медицинского профиля в регионе.

Что же касается ответа на вопрос, как к нам попасть, то тут нет ничего сложного. Нашим учеником может стать любой пермский школьник. И не только из краевой столицы, но и из близлежащих населенных пунктов. У нас учится много иногородних ребят.

– В июне 2018 года лицей подтвердил статус «Центра инновационного опыта». В чем заключается это направление работы?

– Нынешнее время таково, что стоит только остановиться на каком–то этапе и перестать изменяться, очень быстро можно оказаться на задворках и по признанию заслуг, и по результатам. Поэтому инновационная деятельность для нас является ключевой. А по некоторым моментам мы являемся первыми в РФ.

Поясню. В федеральных стандартах среднего общего образования, который становится обязательным для всех школ с 1 сентября 2020 года, есть такое понятие, как индивидуальный проект. Это означает, что каждый старшеклассник к концу обучения должен реализовать свой учебно–исследовательский проект. Для всех школ это еще будущее. А для нашего лицея это реальность на протяжении уже 10 лет.

В феврале у нас ежегодно организуются научно–практические конференции, где выпускники представляют результаты своих научных исследований и разработок. В них, кстати, принимают участие и другие школы и гимназии края. Но от них бывает, как правило, по два–четыре докладчика. И мы понимаем, что это лучшие ученики. Наши же, а их почти 200 человек, должны выступить все – это неотъемлемое условие получения аттестата.

Новой темой для изучения с прошлого года у нас стало изучение возможности межпредметного обучения.

– Что это значит?

– Идея в необходимости снизить нагрузку на школьников, которая год от года становится все сильнее. Для этого надо продумать систему межпредметных заданий. Например, собрать все задачи по физике, химии, биологии, которые можно решить с помощью математических способов. Или задачи по другим предметам, которые решаются с помощью физических или химических формул. Наша задача – накопить большую базу заданий.

Второе направление – ввести межпредметные уроки. Посмотреть, какие предметы можно максимально состыковать. Условно говоря, в профиль иностранного языка включить темы той же биологии, но на изучаемом языке.

Сейчас мы готовим первое межпредметное событие. Это не олимпиада, которая рассчитана на лучших. Это будет квест. Наша задача – охватить как можно больше участников, поэтому будем приглашать все общеобразовательные учреждения. Мероприятие запланировали на начало следующего учебного года.

– Вы позиционируете себя как учреждение образования с широкими возможностями для личностного роста и профессионального самоопределения подростков. Что это обозначает на практике?

– У нас почти 600 учащихся, и все они примерно одного возраста. На мой взгляд, это идеальные условия для личностного и профессионального роста. Если мы говорим об изучении предметов как базе для будущего профессионального роста, то к уровню преподавания, о котором уже упоминал, добавлю еще о результатах ЕГЭ. Каждый пятый ученик нашего лицея показывает на госэкзаменах 225 баллов и более. Согласитесь, это хороший показатель.

Важнейшим моментом является то, что здесь не учителя или педагоги–организаторы диктуют ребятам, что делать и какие события провести, а сами ученики. Для этого у нас есть президент, который избирается всеми, кабинет министров, каждый из которых отвечает за свое направление работы. И все они – лицеисты. И то, как будет организована школьная жизнь, они решают совместно. У каждого есть шанс проявить себя.

– А если ребенок не хочет или не может быть президентом и даже министром, как он сможет реализовать свой личностный рост?

– Конечно, управленческие навыки в жизни нам нужны не всегда и не всем. Не все хотят быть президентами. Ребенку может быть гораздо комфортнее найти то событие, где он может быть просто участником интеллектуальной игры, прий­
ти на «гитарник» (сборы, где играют музыку или слушают), пойти в клуб «синемаголики», чтобы посмотреть какой–то фильм и принять участие в его обсуждении. У всех свои интересы. И в лицее их уважают.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что мы еще не упомянули об институте тьюторства. У каждого из учеников есть свой тьютор, задача которого – сопроводить ребенка в этом направлении. Именно он занимается формированием тех навыков, которые необходимы для дальнейшей учебы в вузе, для трудоустройства и первых шагов в построении карьеры. Тьюторы помогают каждому отработать навыки общения и постановки цели, найти ресурсы для реализации планов. Причем как при групповой работе, так и в индивидуальном порядке.

– Каковы планы на будущее?

– Уже в этом году мы запускаем 10 совершенно новых учебных планов. Они существенно отличаются от тех профилей, которые существуют сейчас. Например, будем преподавать естествознание. О его введении говорили еще в 2004 году, но пока это нигде так и не прижилось. Нам же надо высвободить учебное время под профильные предметы, чтобы не перегружать детей. Поэтому мы вводим естествознание для тех, для кого физика, химия и биология не являются профильными предметами будущей профессиональной деятельности. Но они нужны для общего развития любого образованного человека.

Также со следующего года начинаем внедрение программ, которые направлены на развитие личностных качеств – коммуникации, кооперации, работе в команде, критического мышления.

Наталья Юрьевна Патокина Наталья Юрьевна ПАТОКИНАзамдиректора по воспитательной работе, учитель географии:

– Наш лицей начал работу в 1990 году, когда и учителя, и дети, и их родители хотели создать нечто новое, отличное от обычной школы. Поэтому здесь сразу сложилась практика отношения к детям как к взрослым. И большое внимание всегда уделялось личностному развитию ученика. Мы не играем в игры. Даже если это такая игра как, например, выборы президента, то это тоже серьезно. У нас только реальность и соответствие с действительностью. Именно поэтому погружение, которое здесь происходит, играет потом в жизни наших выпускников такую значимую роль.

Среди наших выпускников очень много состоявшихся людей: кандидаты и доктора наук, многие работают за рубежом, в том числе в университетах. Декан исторического факультета ПГНИУ – наша выпускница, заместители деканов географического и геологического факультета в этом университете – тоже. Много тех, кто занимает руководящие должности, занимается политикой. Например, городской молодежный парламент тоже возглавляет наш выпускник.

Марина Иосифовна Демидова Марина Иосифовна ДЕМИДОВАкандидат биологических наук, учитель биологии, экологии, ОБЖ:

– К нам в лицей приходят ребята с разным уровнем подготовки, хотя мы по возможности стараемся проводить отбор. При наличии сильной мотивации ребенка за два года можно привести к хорошему уровню знаний, подготовить его к поступлению в качественный вуз. Конечно, я как педагог работаю над формированием мотивации. Но все же «чемпионов» лучше воспитывать с пятого класса.

Поскольку я одновременно работаю в вузе, для меня обучение ребенка – это единый процесс. Мне видно ученика в школе, а потом могу его же встретить в вузе. Использую это обстоятельство для пользы и школьников, и студентов: создаю даже учебные группы, в которых они вместе занимаются.

Ирина Николаевна Бежина Ирина Николаевна БЕЖИНАкандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, учитель информатики:

– Наш педагогический коллектив настроен на постоянное повышение педагогической квалификации. И научная работа каждого из нас способствует общему повышению уровня преподавания. Например, часть моей диссертации оформилась в виде учебного пособия по учебнику информатики Семакина, по которому учится вся страна.

А тема ее родилась на фоне моих размышлений о том, какими личностными, профессионально значимыми качествами должен обладать выпускник профильного класса. В результате те качества, которые я определила в ходе работы, сейчас стали важнейшими не только в профессии программистов и администраторов сетей, но и во многих других сферах деятельности. Это способность к саморазвитию, трудоспособность, коммуникативные навыки, ответственность.

На уроках мы обращаем внимание не только на знания, но и на эти качества. Это важно, ведь в информатики идут, как правило, интроверты. Но в программировании без команды ничего достойного не создать. Поэтому мы с ними много работаем над формированием именно коммуникационных навыков.

И это дает свои плоды. Например, в 2016 году у нас возникла такая команда, которая, объединившись, создала свое приложение – модель нашего учебного заведения в формате 3D. С его помощью можно было попасть на экскурсию по лицею, заглянуть в кабинеты, задать вопросы учителю. Этот проект выиграл у нас всевозможные конкурсы.

Татьяна Ивановна Соболева Татьяна Ивановна СОБОЛЕВАучитель иностранного языка, руководитель тьюторского движения:

– Наш лицей стал в Перми первым в городе и одним из первых в крае, где началось тьюторское движение. Это индивидуальное сопровождение каждого учащегося по трем направлениям: учебный процесс, обязательная учебно–исследовательская деятельность и профессиональные пробы и практики с определением наклонностей каждого.

Тьютор – это тот, кто подсказывает, а не давит, помогает, а не оценивает. С ним можно поговорить и понять, что его опыт взрослого тоже может быть ценен, пока нет своего. Он поможет ответить на насущные вопросы – как выбрать вуз, с запасными вариантами, построить индивидуальную образовательную программу, определить первые шаги в построении карьеры. Словом, все направления жизни на ближайшие 10 лет, вплоть до создания семьи.

Тьюторство – это особая миссия. Это не учитель, не классный руководитель, а своего рода духовник, которому иногда такие вещи доверяют, что не каждому родителю расскажут. И таким наставником далеко не каждый сможет стать.

Максим Лукин Максим ЛУКИНученик 11–го (исторического) класса, победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников
по истории:

– Историей я занимаюсь с 8–го класса и участвовал уже в разных этапах олимпиады. В 9–м классе впервые съездил на заключительный этап, но не победил. Когда поступил в лицей, смог более углубленно изучать предмет, стал сотрудничать с преподавателями ПГНИУ. В 10–м классе ездил в Сочи, на заключительный этап, но до победы не хватило пяти баллов. И это мотивировало к дальнейшей учебе. В этом году финал был в Саранске, где я и стал победителем. Конкуренты были серьезные. Только из Москвы было 85 человек, из Перми – пять. Но мне очень помогла система лицейского обучения: здесь на непрофильные предметы можно много внимания не обращать. Это позволяет сконцентрироваться на главном. А когда занимаешься любимым делом, тут все интересно и все захватывает.

Тарас Наугольных Тарас НАУГОЛЬНЫХученик 11–го (химического) класса, президент лицея №2:

– Выборы на пост президента лицея – это суперответственное мероприятие. Каждый из кандидатов представляет свою программу, за которую голосуют все, не только ученики, но и педагоги, работники столовой, охранники. В прошлом году на выборах было семь кандидатов, в этом году – пять.

В основе моей программы была задача – выстроить взаимодействие со всеми лицеистами, чтобы у нас не было расслоения на разные группы, а было единое братство. Считаю, что за этот год мы общими усилиями этого достигли.

Вообще, президентство – это большая ответственность, потому что за любые проколы в первую очередь «получает» президент. Ну и «спасибо» тоже говорят, конечно, когда сделаешь что–то важное и интересное для всех.

Самое главное, что я вынес из своего президентства, – это коммуникация со сверстниками и некие управленческие качества, которые мне удалось наработать. Поначалу было очень сложно, ведь надо было найти подход к каждому из 30 парламентариев кабинета министров, чтобы работать в одной команде. Это отличный опыт, который дал мне лицей.      

Марина Стрыжкова

licey2perm.ru 


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Для моей семьи, для меня День Победы – праздник не публичный, семейный 

Павел АГАПОВ, кандидат в мастера спорта СССР, чемпион России в зимнем плавании

В нашем обществе, на мой взгляд, уделяется мало внимания: пользе плавания. 

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, председатель Правительства Российской Федерации

Все меры финансовой поддержки, запланированные для малого и среднего бизнеса, мы будем наращивать.