Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 

Хогвартс для математиков


Хогвартс для математиков

Что 146–я школа где–то недалеко, понимаешь еще на подъездах к ней. На замороженном окне автобуса №14 двое старшеклассников активно пишут формулы, пестрящие иксами и процентами, и спорят о решении какой–то олимпиадной задачки. Окна быстро перестает хватать – вытаскивают из сумок тетрадь, мельчат уже в ней, спорят, постепенно повышая голос – потом оглядываются на пассажиров и говорят: «Ой, извините…» Это неприкрытое желание постоянно учиться, постоянно узнавать новое – своеобразный отличительный знак учеников этой школы.

Родители за глаза, в шутку называют ее «пермским Хогвартсом». Говорят, что для поступления туда нужно не меньше таланта – правда, не магического, а математического. Школа регулярно «светится» на олимпиадах и соревнованиях всех уровней и уже много лет стабильно возглавляет список лучших школ Перми. У учеников школы — больше сотни дипломов, полученных на всероссийских олимпиадах, и шесть медалей — на международных.

В чем же секрет школы №146? Наверное, в том, что из нее изначально пытались создать «идеальную школу для математиков». Вот только инициатива этого создания шла не сверху, от чиновников, а снизу, от учителей. О том, как в Перми появилась школа №146, рассказывает ее основатель и первый директор Александр КОРЗНЯКОВ, которого ученики школы зовут «мудрым Каа» и «сан–сеем»…

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

История школы «официально» началась в далеком уже 1994 году. Однако задумка, какой должна быть «правильная» физико–математическая школа, появилась гораздо раньше.

– Так уж вышло, что в конце восьмидесятых – начале девяностых годов в пермской школе №9 образовалось сообщество неплохих учителей математики и физики. Среди опытных – Галина Самойловна Царева, Тамара Петровна Батракова и заслуженный учитель РФ Адель Ниссоновна Новоселицкая: они среди первых в Прикамье начали обучать школьников по программам углубленного изучения математики и физики. А среди молодежи (на тот момент) – Наталья Аркадьевна Игошина и ставшие впоследствии заслуженными учителями РФ – Анна Михайловна Бурштейн, Сергей Евгеньевич Полянский, Надежда Витальевна Витухина, Галина Анатольевна Одинцова и я, – рассказывает Александр Корзняков. – Мы еще школьниками участвовали в предметных олимпиадах, бывали в летних математических лагерях, а затем в студенчестве преподавали в школе юных математиков, которая функционировала при мехмате Пермского госуниверситета, и в областной заочной математической школе.

Александр Корзняков По словам Александра Корзнякова, любимой темой разговоров в этом содружестве было обсуждение проблем физико–математического образования в школе.

– Эталоном для нас были школы при ведущих вузах СССР — ФМШ при Московском, Новосибирском и Киевском государственных университетах, – продолжает он. – Мы прекрасно понимали, что успех этих учебных заведений определяется, в первую очередь, двумя факторами: тщательным отбором учащихся, проявивших незаурядные способности и в высшей степени заинтересованных в изучении точных наук, и привлечением к преподавательской работе в этих школах специалистов высочайшей квалификации.

Педагоги, причем именно высочайшей квалификации, в «девятке» были. А вот с учениками оказалось... сложнее. Школа принимала ребят по прописке, обучала их с первого класса – и далеко не все пришедшие в школу ребята, доучившись до старших классов, «тянули» углубленную программу изучения физики и математики. А учителя–единомышленники отстаивали принципиальную позицию: склонности к точным наукам у детей появляются к 13—15 годам.

– Мы спорили с руководством школы, с департаментом образования – невозможно с первого класса разглядеть, есть у ребенка талант к точным наукам или его нет. Как учить ребенка математике, если оказывается, что школьнику неинтересно и даже противно заниматься математикой и физикой? Таких детей в девятке было довольно много, а мы были вынуждены, учитывая специализацию, делать упор именно на эти предметы. Но через силу пичкать знаниями ребенка нельзя! – считает Александр Корзняков.

Ответ руководства школы и департамента образования был однозначен: учить придется тех детей, которые пришли в школы в первом классе. Вариантов нет.

– Мы понимали, что в рамках школы №9 нам никогда не удастся перейти к тем формам организации учебного процесса, о которых мечтали, поэтому постепенно и пришло осознание необходимости создания новой школы. За моей спиной всегда стояла команда, которая понимала, что и как нужно делать, – рассказывает основатель школы №146.

При этом, по признанию Александра Корзнякова, школа №146 вовсе не уникальна, многие учебные заведения работают по аналогичной схеме. Есть «девятка» в Екатеринбурге, школа №239 – в Санкт–Петербурге, школа №57 – в Москве. Но пробивали эту инициативу очень тяжело – хотя она была и не нова для России, в Перми ее многие воспринимали негативно.

– Надо понимать, что 146–я школа – не просто школа для одаренных детей, она именно для тех, кто влюблен в математику. При этом нельзя ставить знак равенства между умом и способностями к математике: Многие талантливые математики совершенно не приспособлены к жизни, в то же время люди, не знающие эту науку, могут быть очень умными в житейском плане. А именно этого многие и не понимали, – говорит Александр Корзняков.

ШКОЛА БЕЗ МЕСТА

Однако в феврале 1994 года приказ об образовании школы все же был подписан, и в сентябре она открыла свои двери для первых учеников. Сначала места для «эксперимента математиков» найти не могли вообще – ребята занимались в классах школы №122. Потом все же нашли, куда «приткнуть» новое учебное заведение – так школа №146 «поселилась» на улице Самолетной.

— Нам выделили заброшенный детский сад, который просто чудом удалось приспособить под учебу. Сначала в школе было 100 учеников – теперь их более 400, в нынешнее здание мы переехали пять лет назад, – рассказывает Александр Корзняков. – У чиновников просто не было выхода, кроме как нас переселить. Успехи школы были заметны на российском и международном уровнях, и к нам все время иностранные преподаватели приезжали познакомиться. И удивлялись нашему зданию: как здесь вообще можно учить детей? Одна дама из делегации США заявила, что если бы у них была такая школа, они не только бы здание большое дали, а еще во дворе два научных института построили бы, чтобы исследовать, что в этой школе творится.

Но и нынешнего здания школе откровенно не хватает, ей явно нужны новые, более современные и просторные помещения: ведь работа здесь идет не только с талантливыми ребятами самой 146–й…

В школу ребята поступают после седьмого класса. Но надейся мы исключительно на то, что собрали детей и провели тесты, результата бы не было. У нас есть система отслеживания детей с более раннего возраста. Сейчас при 146–й работает школа юных математиков, причем детей в ней учится больше, чем в самой школе. Большая часть набора осуществляется из этих юных математиков, за которыми мы наблюдаем в течение длительного времени – и мы так себя защищаем от разного рода ошибок, – отмечет Александр Корзняков. – Кроме того, школа постоянно проводит свои специфические олимпиады по математике, физике.

Школа юных математиков уже стала методической базой департамента образования администрации Перми и регионального Министерства образования и науки. Педагоги школы регулярно проводят семинары и мастер–классы для учителей Прикамья. А с 2009 года ШЮМ мониторит подготовленность учащихся 11–х классов школ Перми по математике, физике, химии, географии, русскому языку, истории и биологии и организует корректирующие занятия с учителями и учащимися в рамках приоритетного городского проекта «Повышение качества образования. Любимые предметы».

Организована и работа с одаренными учащимися общеобразовательных учреждений в рамках проекта «Городская олимпийская сборная» по пяти направлениям: математике, физике, биологии, экологии, астрономии. С 2014 года ШЮМ участвует в содержательной части проекта департамента образования Перми «Городская контрольная», а с 2015 года – в школьной «Технолиге», принимает участие в организации таких мероприятий, как турниры МИФ, физико–математический турнир «ТехноПермь–2015», «Космический хакатон».

– В свое время мы организовали и вели краевую школу юных математиков. Она сразу же доказала свою эффективность в масштабах всего нашего региона. Но вот уже более десяти лет этой школы нет. Как нам объясняют в Министерстве образования края, на нее нет средств. В общем, как у классика: денег нет, но вы там держитесь! – сетует Александр Корзняков.                       

ЕСТЬ КЕМ ГОРДИТЬСЯ

Сегодня школа №146 с углубленным изучением математики, физики, информатики входит в список пятидесяти лучших средних образовательных учреждений России. Выпускники 146–й говорят: вот вроде на юбилей собрались совсем разные поколения, а общий язык нашли моментально. Своеобразный «школьный физматовский союз» у них сохраняется десятилетиями – после окончания одиннадцатого класса выпускники продолжают общаться в Москве, Санкт–Петербурге, за рубежом. И всегда находят общий язык.

А Александр Алексеевич не скрывает, что гордится выпускниками. Рассказывает о Василии Югове, окончившем школу в 2016 году, сейчас студенте МФТИ. Он побеждал на таких международных олимпиадах по физике (а по сути, они – чемпионаты мира), как Азиатская в Гонконге и Экспериментальная – в Сочи, был призером международной олимпиады в Бухаресте Romanian Masters of Physics и ряде других престижных соревнований.

В одном ряду с ним – выпускница 146–й школы Ксения Соловьева, уже окончившая МФТИ: сейчас она готовится к защите своей кандидатской диссертации по теме «Физика мозга». В научном центре Принстона (США) ныне работает выпускник школы Федор Попов. О его достижениях в науке говорит уже то, что в физике существует «Эффект Попова».

— Мы во многом опираемся на выпускников. Когда я был моложе, считал, что мы должны каждому, кто окончил школу, повязать галстук, как в Гарварде. Они бы потом по этим галстукам друг друга узнавали и помогали бы в разных ситуациях. Идея осталась нереализованной, но выпускникам это не мешает общаться. У меня есть много примеров, когда незнакомые между собой бывшие ученики поддерживают друг друга, в том числе за границей. Я этим очень горжусь, – говорит Александр Корзняков.

ПРАВИТ БАЛ ВЫСОКИЙ БАЛЛ

Кстати, в 2013 году Александр Алексеевич ушел с поста директора и бразды правления передал тоже бывшему выпускнику школы – Юрию Рафаэлевичу Айдарову, окончившему мехмат ПГУ.

– Сегодня мы стремимся продолжать и развивать традиции, заложенные Александром Алексеевичем и его коллегами, – отмечает Юрий Айдаров. – За годы проведения ЕГЭ мы лидируем среди школ края и России не только по предметам углубленного цикла, но и общеобразовательным. Так, средний балл в последние годы у нас по русскому языку превышает 85, по математике — 80, а по информатике — 83. Сейчас в школе работает свыше 30 человек. Помимо основного преподавательского состава, к работе с учащимися мы привлекаем преподавателей вузов Перми и других регионов России, в частности, МГУ, МФТИ, питерских – госуниверситета, ИТМО и других. Как правило, все они – наши выпускники, которые охотно принимают приглашения от родной школы.

Ну а что же сам Александр Корзняков? Отец–основатель школы не порывает связей с ней: он продолжает преподавательскую деятельность, не расстается и с любимым детищем – созданной им же еще четверть века назад школой юных математиков. И все еще готовит победителей олим­пиад и будущих великих ученых.    

Павел Агапов   


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий ТЕПЛОВ, председатель Пермского регионального отделения ООО «Деловая Россия»

Знаменательным событием в жизни страны стал прошедший в Москве съезд «Деловой России». 

Оксана МЕЛЕХОВА, министр здравоохранения Пермского края

Прикамье издавна славилось замечательными традициями в здравоохранении и народной медицине.  

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Самая нашумевшая новость этой недели в России, пожалуй, кража картины Архипа Куинджи «Ай–Петри.

Дмитрий МАЛЮТИН, первый заместитель председателя Пермской городской Думы

На декабрьской пленарке мы приняли бюджет Перми на 2019 год и плановый период до 2021 года.