Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Выигрывают все!


Выигрывают все!

Интеллектуальные игры для школьников – это способ научиться работать в команде и получить всероссийскую известность 

Первый выпуск телепередачи «Что? Где? Когда?» вышел в эфир 4 сентября 1975 года. Игра быстро стала настолько популярной в Советском Союзе, что появилась ее спортивная версия, в которую играли школьники, студенты, педагоги, рабочие заводов. А в 1989 году была создана Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК), которая объединила игроков по всему миру и стала координирующим центром спортивного ЧГК.

В Пермь интеллектуальные игры пришли позже – в 1993 году. Тогда в краевой столице появились клуб «Гиперборей» Павла Шевченко и IGC Андрея Летягина, которые работали со школьниками и организовывали различные турниры для детей как на городском, так и на краевом уровнях. Так, например, «Гиперборей» начал проводить ежегодный фестиваль школьных команд региона «Кубок Прикамья», на который школьники края ездят до сих пор.ервый выпуск телепередачи «Что? Где? Когда?» вышел в эфир 4 сентября 1975 года. Игра быстро стала настолько популярной в Советском Союзе, что появилась ее спортивная версия, в которую играли школьники, студенты, педагоги, рабочие заводов. А в 1989 году была создана Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК), которая объединила игроков по всему миру и стала координирующим центром спортивного ЧГК.

За 25 лет многое поменялось – оба клуба прекратили свое существование, но Пермский край продолжает удерживать достаточно сильные позиции в мире спортивного ЧГК. На данный момент в Перми есть два профессиональных сертифицированных тренера, которые занимаются подготовкой детей к школьному чемпионату России по «Что? Где? Когда?» – руководитель клуба «Игры разума» в ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» Александр Пономарев и руководитель интеллектуального клуба в ЦДТ «Ритм» Сергей Егоркин. Однако стоит отметить, что в целом в Перми и крае организаторов турниров и заинтересованных людей, занимающихся интеллектуальными играми, намного больше.

Как все начиналось

Сегодня детей тренируют в основном те, кто сам принимал активное участие в интеллектуальных играх еще во время учебы.

– Студентом я тренировал команду отдельно взятой школы. В какой–то момент мои ребята вышли в финал «Кубка Прикамья», и я посмотрел в сторону расширения на район, на город, – рассказывает Александр Пономарев. – Договорился с детским Домом творчества «Пермячок», набрал команды, и мы начали играть.

Сергей Егоркин занимается интеллектуальными играми с 10–го класса, а будучи студентом сам начал тренировать школьников.

– Тогда работал на полставки, а когда окончил университет, у меня уже были опыт и хорошая квалификация, мне было достаточно комфортно, и я остался, – объясняет он. В целом же стаж работы Сергея Егоркина в этой сфере – почти 17 лет.

Кристина Аширова, занимающаяся с детьми на базе центров детского творчества «Юность» и «Антей», в «Что? Где? Когда?» начала играть еще в пятом классе.

– С первого курса я начала помогать проводить игры, со второго уже сама проводила и помогала организовывать мероприятия, с третьего – писала вопросы и задания для этих игр, начала тренировать детей. На данный момент уже выпустила две команды: из школ №22 и №82, которых тренировала с шестого класса, – рассказывает она.

Инна Гольдштейн работает учителем физики в пермском лицее №1, а в качестве педагога дополнительного образования также занимается с одаренными ребятами.

– Я начала тренировать ребят примерно в 1999 году, после курсов, которые проводили Андрей Летягин и Елена Пототня для молодых педагогов Свердловского района Перми. Там говорили об интеллектуальных играх вообще и о применении их в преподавании предмета. Мне очень понравилось. До этого я не играла сама, максимум смотрела «Что? Где? Когда?» по телевизору. Во времена моих студенческих лет интеллектуальные игры как вид отдыха для взрослых не были так популярны, как сейчас, а жаль, – говорит Инна. – Потом я собрала команду, там были четыре мальчика из 11–го класса и две девятиклассницы, с которыми мы участвовали в районных играх.

Без отборов и конкурсов

Школьники попадают в мир интеллектуальных игр по–разному. Например, в Перми регулярно проходят школьные, районные, городские турниры и конкурсы. Там тренеры замечают отдельных детей или команды, которых приглашают заниматься, а иногда дети подходят сами.

– Работает и «сарафанное» радио: ко мне обращаются родители или педагоги с просьбой взять ребенка, – объясняет Александр Пономарев. – Никаких критериев для отбора нет, он нужен, когда детей очень много. Но обычно человеку хватает двух–трех занятий, чтобы понять, туда ли он попал.

В этом году руководитель клуба «Игры разума» планирует набрать 52 учеников – с пятого по одиннадцатый класс. Это примерно 7–8 команд. Сергей Егоркин на данный момент тренирует порядка 16 команд: часть из них – из школы №146 – занимается на базе ЦДТ «Юность», еще порядка 10–12 команд – в ЦДТ «Ритм».

– Если на игры мы берем школьников со второго класса, то на тренировки – с шестого. Пробуем и пятиклассников, но, на мой взгляд, им рановато играть, у них еще не сместился фокус на занятия, социализацию, общение со сверстниками, – рассказывает тренер.

Однако это не означает, что учеников начальной школы обходят стороной. Например, на базе «Ритма» регулярно проходят чемпионаты районов для третьих–четвертых классов. Со школьниками младших классов работают и в отдельно взятых школах.

– Везде, где я работаю, дети играют, и это не две–три элитные команды. У нас есть чемпионат лицея (ранее – школы), график игр, программа клуба, который называется «Контакт». Существует три лиги: младшая – 5–6–й классы, средняя – 7–9–й классы, старшая – 10–11–е классы. Каждый класс представляет одну или две команды, проводим четыре тура, подводим итоги по сумме мест всех туров. Обычно я прошу делать стабильные команды, чтобы отбирать тех, кто сильнее и может играть в выездных турнирах, – поясняет Инна Гольдштейн.

Новые форматы и традиционные подходы

Несмотря на то, что главной игрой в мире интеллектуальных игр было и остается «Что? Где? Когда?», на тренировках педагоги используют самые разные форматы.

– Проводим классическую «Свою игру», но баллы не минусуем, чтобы дети не стеснялись выдавать свои версии. Конечно, играем в ЧГК, обычно задаю 24 вопроса. А когда дети устают, пробуем развлекательные форматы. Например, «Корриду» – это игра, где участники разного уровня могут между собой бороться на равных. Есть игра «Тройка», позволяющая давать версии, даже не зная правильного ответа. Все разминочные игры индивидуальны и позволяют понимать, кто из игроков пришел случайно, а кто нет, – рассказывает Александр Пономарев.

– У меня есть собственные наработки, проводим «Свою игру», «Брейн–ринг», пробуем разные варианты игр, используем базу, вопросы из которой адаптируем. Для младшего возраста материалов либо нет, либо они не устраивают нас по качеству. В таких случаях все готовим сами, – добавляет Сергей Егоркин.

В качестве разминки педагоги также используют и современные мобильные приложения, и настольные игры.

При центрах детского творчества тренировки проходят три раза в неделю. Обычно это два занятия в будние дни и турниры по воскресеньям. В среднем тренировка одной группы длится два–три часа. Иногда, по словам Александра Пономарева, дети сами остаются на занятия для следующей группы.

– Каждая команда всегда нуждается в индивидуальном подходе: кому–то необходимо поработать над командным взаимодействием, кто–то нуждается в «прокачивании» логических мыслительных операций, а кому–то, быть может, немного не хватает эрудированности – исходя из актуальных потребностей команды и выстраивается работа с теми или иными ребятами, – объясняет свой принцип работы с детьми Кристина Аширова.

Из Перми в Европу

Помимо тренировок в стенах центров дополнительного образования или школ, пермские команды регулярно участвуют в различных турнирах и чемпионатах. Уместно отметить, что Сергей Егоркин, помимо тренерской деятельности, является организатором дистанционных турниров «Град знаний», предлагающих готовые пакетные решения для внутренних чемпионатов школ.

– В ЧГК мы не можем упереться, это тупиковый путь, поэтому готовим разные игры: «Катакану», «Азбуку», «Пять подсказок», «Десяточку», командную «Свою игру». Делаем разные по форме, но примерно одинаковые по событийности мероприятия, – рассказывает Сергей Егоркин. – В декабре прошлого года проводили первый межрегиональный фестиваль для седьмых–одиннадцатых классов, куда приезжали дети из Ижевска, Свердловской области, Пермского края. Этот турнир стал рейтинговым, отборочным для чемпионата России. Также традиционно в мае мы проводим региональный «Кубок друзей». В апреле следующего года планируем провести школьный чемпионат России по интеллектуальным играм для пятых–седьмых классов.

Помимо региональных мероприятий, школьники регулярно выезжают на игры в Казань, Челябинск, Москву и другие города России.

– Команды стабильно принимают участие в районных и городских играх, в «Кубке Прикамья», Всероссийском синхронном чемпионате, чемпионате Перми и Пермского края по «Что? Где? Когда?», фестивале «Ежовские раскопки», – рассказывает Инна Гольдштейн. – В финале «Кубка Прикамья» последние три раза наши команды вошли в пятерку лучших в крае. Один раз выходили на чемпионат России.

Добавим также, что воспитанники «Муравейника» и «Ритма» – постоянные участники и призеры школьных чемпионатов России и Европы по игре в «Что? Где? Когда?». Так, в прошлом году команда одиннадцатиклассников «Мишки любого размера» под руководством Александра Пономарева взяла «золото» в возрастной группе на чемпионате Европы, после чего ребят пригласили на серию игр «Игры XXI века», и они заняли место за игровым столом элитарного клуба «Что? Где? Когда?».

– Атмосфера телевизионного ЧГК замечательная, люди доброжелательные: и организаторы, и игроки, все хотят помочь. Но тяжело, когда со всех сторон смотрят камеры. Кроме того, цена ошибки выше. Если, например, играя 90 вопросов на чемпионате, даже при отставании есть возможность догнать и перегнать соперников, то здесь – нет, – рассказывает Александр.

Уже в этом году девятиклассники, с юмором назвавшие свою команду «Мишкам тут не место», выиграли в своей возрастной группе чемпионат России и стали вторыми на чемпионате Европы.

Выигрыш в любом случае

Помимо всероссийской известности, ребята за свои победы и участие в интеллектуальных играх получают и материальные награды. Например, почти все «Мишки любого размера» являются стипендиатами ежегодной региональной премии «Гордость Пермского края». Но важны и другие моменты.

– Интеллектуальные игры – это самый эффективный способ многогранного развития личности. Такой досуг помогает реализовать творческий и интеллектуальный потенциал каждого участника. Также командные интеллектуальные игры учат детей коллективно принимать правильные и точные решения, сообща приходя к единому мнению, а это всегда пригодится в жизни! – уверена Кристина Аширова. – Интеллектуальные игры стимулируют интерес ребят к дальнейшему самосовершенствованию и самообразованию, поэтому надеюсь, что этот вид деятельности будет набирать популярность.

По мнению Инны Гольдштейн, прежде всего тренировки и игры дают детям возможность общения с единомышленниками: «А дальше кому как: кто–то играет ради победы, кто–то – ради компании, третьим нравится сам процесс обсуждения, четвертым – познание нового».

– В любом случае в играх выигрывают все. Даже в случае проигрыша дети узнают что–то новое, приобретают полезные навыки, заводят друзей. Хотелось бы расширить географию наших турниров, потому что игры – это воспроизводимо, легко, они вызывают эмоции, учат выигрывать и проигрывать, работать в команде, узнать что–то новое. В технологии интеллектуальных игр полно плюсов, и хотелось бы, чтобы это было более массовым, – резюмирует Сергей Егоркин.


IN-календарь
INосказательно
Геннадий  Сандырев, сопредседатель регионального штаба ОНФ

На реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»

Игорь Никитин, министр информационного развития и связи Пермского края

Вот уже во второй раз Пермь становится интерактивной площадкой проведения цифрового форума,

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Впереди осень. И, конечно, главное событие в жизни тысяч и тысяч пермяков – детей, родителей,

Елена ЕРМОЛИНА, директор МКУ «Институт территориального планирования»

Архитектурный ансамбль Компроса – один из самых характерных в городе, это лицо Перми